Воспоминание, вынесенное из дома, из детства
¾ Однажды я здорово искалечил свой велосипед. Боясь показать его родителям, я долго не ездил, но все ждал, что отец заметит. И вот этот день настал. Я объяснил, как все произошло, и отец все понял, сказав: «Железо меняется, железо выправляется» (Андрей Абрамов).
¾ У меня обида на папу. Может быть, я отчасти не права, но мне кажется, что мой папа, когда я была маленькой, мне уделял мало внимания. Я так мечтала, когда приходила из садика, что он со мной поиграет или почитает что-нибудь. Но этого не было. Он приходил домой злой и усталый и ложился у телевизора. Я не получала от него ласки, каких-либо поощрений и, может быть, поэтому я сейчас не могу общаться с ним искренне. (Саша Букина).
¾ Это было, когда я училась в 3-м классе. У меня были подруги - 2 сестренки. Однажды я у них заигралась очень долго. Испугалась: дома заругают. Но возвращаться все-таки надо. Знаете, как я оправдывалась перед родителями? Я сказала, что думала, глядя на фонарь, что он - солнце. Верно, смешно? Сейчас я думаю: поверили ли мне родители? Наверное, нет. Кто же поверит, будто фонарь - это солнце?(Оля Кузнецова)
Роль родителей в становлении личности детей(из ответов детей)
¾ Их роль в становлении меня как личности колеблется от незначительной до положительной. Я считаю, что я сама себя воспитываю, а родители мои заняты старшим сыночком.
¾ В становлении меня как личности роль родителей определяющая. Они привили мне любовь к книгам, знаниям, научили помогать ближнему. Внушили, что нужно дружить и беречь дружбу.
¾ Роль моей мамы в моем становлении очень значительна. Воспитание, которое я получил дома благодаря ей, немногим отличается от типичного родительского воспитания. Мама мне много читала, учила, как поступать в трудную минуту. Учила доброте, справедливости. Но вместе с тем я всегда имел относительную свободу действий, и благодаря этому у меня рано начало формироваться собственное мнение, своя точка зрения. У меня довольно быстро развились интересы, вкусы, и, конечно, самостоятельность.
Работа творческих групп
1 -я группа
Задание: придумайте девиз, эмблему, песню идеального дома.
Девиз: «Очаг семейный дарит нам тепло».
Эмблема: пылающий камин, который своим теплом согревает дом, создает уют; около камина пушистая кошечка - символ мягкости, доброты. Песня (на мотив «Мой костер в тумане светит»):
В нашем доме солнце светит
От улыбок всех вокруг.
Ждут нас дома наши дети,
Мы стремимся все к добру.
2-я группа
Задание: из скольких человек должна состоять семья? Мотивируйте свой ответ.
Семья - 7 «Я». Во-первых, это те, без кого она не может состояться: бабушка, дедушка, папа, мама и трое детей (помните, «Жили-были..., и было у них три сына» или «Три девицы под окном...»). Да и давно уже сказано: «Один ребенок - не ребенок, два ребенка - полребенка, три ребенка - это ребенок».
Чтение отрывка из художественного текста Е. Богата «Ничто человеческое» (М.:. Полит, литература, 1979).
Когда сносили наш старый дом в Сокольниках, предлагали нам три отдельные квартиры, но ни дочери, ни зятья не согласились отделиться от бабушки. Так мы и въехали в одну большую квартиру все вместе, зато душа семьи, ее глава и хранительница - бабушка Серафима Ивановна - осталась с нами.
Да и как мы могли без нее? Она так легко и весело решала все наши проблемы и неурядицы...
Сейчас моей бабушки уже нет в живых. Но она всегда у меня перед глазами, как живая. Как бы она поступила? Что бы она сказала?
Такая правда от нее исходила. Правда чувств и поступков, ума и сердца, правда души.
Когда ее внук, а мой брат Сашка решил разводиться, бабушка сказала: «Иди проветрись, поживи где-нибудь, подумай, а тогда решай. Наташку я из дома не отпущу, я ее дочерью на твоей свадьбе назвала». Сашка около года снимал комнату, а потом вернулся к своей Наталье и сказал: «Я без бабушки жить не могу...».
У меня течет жизнь, как у всех, бывают минуты, когда кажется, что с ума сойдешь от отчаяния. И, как спасение, вспоминаю бабушку и думаю: нет, еще не все потеряно. Она умела радоваться жизни до последнего своего дня.
3-я группа
Задание: каким заповедям нужно следовать, чтобы отношения в семье были приближенными к идеальным?
Заповеди:
¾ Умей (не умеешь - учись) понимать других.
¾ Будь честен и справедлив.
¾ Будь искренен.
¾ Уступай в спорах, не доводи их до конфликтов.
¾ Доверяй другим.
¾ Не помни зла и не гневайся.
¾ Не обидь ни словом, ни поступком.
¾ Не оставляй обиды в сердце: обида, которая остается, отравляет жизнь.
4-я группа
Задание: Красивый дом. Какой он?
¾ Дом, где светло от энергии сердец.
¾ Дом без уныния.
¾ Это гостеприимный дом - его двери всегда открыты для друзей.
¾ Дом, где хорошо растениям и братьям нашим меньшим.
¾ Чтоб из этого дома не хотелось уходить ни в школу, ни на работу (и даже в отпуск уезжать!).
¾ Дом, где много детей.
¾ Здесь у каждого свои обязанности.
Чтение отрывка из художественного текста Р. Малышева «В общем доме)
(М: Московский рабочий, 1982).
Внуки Владимира Григорьевича, Семен и Федор, были ребятами общительными, и квартире мастера перебывали почти все мальчишки, жившие в доме. Заходили и школьные ДРУЗЬЯ.
Нравилось Степану в доме Комаровых, совсем бы от них не уходил. Народу много, никто никому не мешает. У каждого свое место любимое в квартире есть: у кого стол в уголочке, у кого верстак или кресло под торшером. Когда не придешь, каждый своим делом занят, а самая большая комната - общая, столовой называлась... В ней по вечерам чаи пили... Собирались вечером в столовой, шумно, весело. И песни, когда настроение было, пели ли, и магнитофон слушали, а то и просто так разговаривали, случаи всякие из жизни вспоминали или фотографии смотрели.
Когда Степан рассказывал родителям о порядках в доме своих новых друзей, те только руками разводили и посмеивались: «Патриархальщина какая-то... дед, как глава семьи: столом на особом месте сидит, чай из самой большой чашки попивает. Что за представление? Для чего?». Но Степану почему-то и это у Комаровых нравилось. Главное, спокойно уютно за столом, к дружеской доверительной беседе тянет, не то, что у них.
5-я группа
Задание: согласны ли вы с утверждением, что проблема «отцов» и «детей» - вечная. Предложите пути сближения «отцов» и «детей».
Проблема «отцов» и «детей» была и будет всегда, так как каждое последующее поколение уходит вперед, и в этом смысл жизни. А точки соприкосновения искать, безусловно, нужно. В случае конфликта первыми, мы считаем, шаг должны сделать старшие: у них больше жизненного опыта, они мудрее.
Пути сближения «отцов» и «детей»:
- Общие интересы и увлечения, какие-то планы на будущее.
- Совместные труд и отдых, во время которых необходимы поддержка и понимание (с обеих сторон).
- Традиции, которые передаются из поколения в поколение.
- Обязательно понимание - это самое главное, это то, в чем нуждаются и «отцы», и «дети». Пусть родители вспомнят, какими они были в наши годы!
- Умение поставить себя на место другого.
- Конструктивный диалог, компромисс, шутка, юмор.
Испытываете ли вы потребность в общении с родителями?(Из анкет детей)
-Да, я испытываю такую потребность. Особенно с мамой. Я не представляю себе жизни без откровенных разговоров с мамой или без разговоров по вечерам за семейным ужином. По знаку зодиака мне свойственно одиночество, и я его действительно люблю. Но порой я просто не могу держать в себе эмоции, новости — и мне хочется поделиться ими с родителями. Для меня мама близкая подруга, с которой можно поговорить о чем угодно и получить добрый совет.
- Мне очень хочется, чтобы и с папой у меня складывались такие же отношения, но я даже представить себе не могу, что с ним можно разговаривать о мальчиках, о моих проблемах. Я боюсь, что он не поймет меня... (Саша)
- Сложно ответить на этот вопрос сейчас, когда я больше общаюсь со сверстниками. В последнее время сильно меняется мой образ мыслей, поэтому труднее стало общаться с родителями. Я чувствую, что они меня во многом не понимают. Я их тоже не понимаю. Это осложняет общение, которое мне необходимо (Юля).
- Когда я смотрю на звезды, мне вспоминаются мои близкие. Мы так же как и звезды, далеки друг от друга. Редко мы бываем так близки, что можем обходиться без слов, угадывая даже мысли друг друга.
А чаще между нами пропасть. Мне кажется, что дух нашей семьи большой сон. Мне от этого почему-то горько бывает. В трудные для меня минуты дух моей семьи не подталкивает моих родных прийти на помощь, которая порой бывает очень необходима (Оля).
Группа завершила своё выступление педагогической мудростью:
Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать. Дети, враждой воспитанные, знают, как нападать. Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость.
Много и часто стыдимые, с виной своей неразлучны.
Те, кто воспитан терпением, постигают науку терпения.
Воспитанные ободряющим словом умеют верить в себя.
Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее,
А воспитание справедливостью учит детей доверию.
Дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу,
Одаренные дружбой, душевным теплом, находят в мире любовь.
Итоговая рефлексия: участники высказывают ощущения, впечатления, которые возникли в процессе обсуждения проблемы:
- Мне кажется, что после собрания наши родители действительно станут нам намного ближе и найдут точки соприкосновения с нами. Мы, думаю, будем лучше понимать друг друга, и в наших домах будет столько же тепла, сколько исходит от этого камина, что изображен в эмблеме 1-й группой (Марина Суслопарова).
- Я узнал сегодня много нового о своих одноклассниках, о том, какими они бывают не только о школе, но и дома, во взаимоотношениях с родителями. Мне это было интересно (Андрей Абрамов).
- Хорошо, что сегодня родители и дети смогли вместе обсудить общую для всех проблему (В. И. Пустохина).
- Спасибо за искренность каждого участника разговора. За понимание, доброту, и дай Бог, чтобы у всех был уютный дом, освещенный добрым огоньком очага (Л.А. Букина).
В завершение разговора участники исполнили песню «Родительский дом».