Воспоминание, вынесенное из дома, из детства

¾ Однажды я здорово искалечил свой велосипед. Боясь показать его ро­дителям, я долго не ездил, но все ждал, что отец заметит. И вот этот день настал. Я объяснил, как все произошло, и отец все понял, сказав: «Железо ме­няется, железо выправляется» (Андрей Абрамов).

¾ У меня обида на папу. Может быть, я отчасти не права, но мне ка­жется, что мой папа, когда я была маленькой, мне уделял мало внимания. Я так мечтала, когда приходила из садика, что он со мной поиграет или почи­тает что-нибудь. Но этого не было. Он приходил домой злой и усталый и ложился у телевизора. Я не получала от него ласки, каких-либо поощрений и, может быть, поэтому я сейчас не могу общаться с ним искренне. (Саша Букина).

¾ Это было, когда я училась в 3-м классе. У меня были подруги - 2 сест­ренки. Однажды я у них заигралась очень долго. Испугалась: дома заругают. Но возвращаться все-таки надо. Знаете, как я оправдывалась перед родите­лями? Я сказала, что думала, глядя на фонарь, что он - солнце. Верно, смеш­но? Сейчас я думаю: поверили ли мне родители? Наверное, нет. Кто же по­верит, будто фонарь - это солнце?(Оля Кузнецова)

Роль родителей в становлении личности детей(из ответов детей)

¾ Их роль в становлении меня как личности колеблется от незначительной до положительной. Я считаю, что я сама себя воспитываю, а родители мои заняты старшим сыночком.

¾ В становлении меня как личности роль родителей определяющая. Они привили мне любовь к книгам, знаниям, научили помогать ближнему. Внушили, что нужно дружить и беречь дружбу.

¾ Роль моей мамы в моем становлении очень значительна. Воспитание, которое я получил дома благодаря ей, немногим отличается от типичного ро­дительского воспитания. Мама мне много читала, учила, как поступать в трудную минуту. Учила доброте, справедливости. Но вместе с тем я всегда имел относительную свободу действий, и благодаря этому у меня рано начало формироваться собственное мнение, своя точка зрения. У меня довольно бы­стро развились интересы, вкусы, и, конечно, самостоятельность.

Работа творческих групп

1 -я группа

Задание: придумайте девиз, эмблему, песню идеального дома.

Девиз: «Очаг семейный дарит нам тепло».

Эмблема: пылающий камин, который своим теплом согревает дом, создает уют; около камина пушистая кошечка - символ мягкости, доброты. Песня (на мотив «Мой костер в тумане светит»):

В нашем доме солнце светит

От улыбок всех вокруг.

Ждут нас дома наши дети,

Мы стремимся все к добру.

2-я группа

Задание: из скольких человек должна состоять семья? Мотивируйте свой ответ.

Семья - 7 «Я». Во-первых, это те, без кого она не может состояться: ба­бушка, дедушка, папа, мама и трое детей (помните, «Жили-были..., и было у них три сына» или «Три девицы под окном...»). Да и давно уже сказано: «Один ребенок - не ребенок, два ребенка - полребенка, три ребенка - это ребенок».

Чтение отрывка из художественного текста Е. Богата «Ничто человече­ское» (М.:. Полит, литература, 1979).

Когда сносили наш старый дом в Сокольниках, предлагали нам три отдельные кварти­ры, но ни дочери, ни зятья не согласились отделиться от бабушки. Так мы и въехали в одну большую квартиру все вместе, зато душа семьи, ее глава и хранительница - бабушка Сера­фима Ивановна - осталась с нами.

Да и как мы могли без нее? Она так легко и весело решала все наши проблемы и не­урядицы...

Сейчас моей бабушки уже нет в живых. Но она всегда у меня перед глазами, как жи­вая. Как бы она поступила? Что бы она сказала?

Такая правда от нее исходила. Правда чувств и поступков, ума и сердца, правда души.

Когда ее внук, а мой брат Сашка решил разводиться, бабушка сказала: «Иди провет­рись, поживи где-нибудь, подумай, а тогда решай. Наташку я из дома не отпущу, я ее дочерью на твоей свадьбе назвала». Сашка около года снимал комнату, а потом вернулся к сво­ей Наталье и сказал: «Я без бабушки жить не могу...».

У меня течет жизнь, как у всех, бывают минуты, когда кажется, что с ума сойдешь от отчаяния. И, как спасение, вспоминаю бабушку и думаю: нет, еще не все потеряно. Она умела радоваться жизни до последнего своего дня.

3-я группа

Задание: каким заповедям нужно следовать, чтобы отношения в семье были приближенными к идеальным?

Заповеди:

¾ Умей (не умеешь - учись) понимать других.

¾ Будь честен и справедлив.

¾ Будь искренен.

¾ Уступай в спорах, не доводи их до конфликтов.

¾ Доверяй другим.

¾ Не помни зла и не гневайся.

¾ Не обидь ни словом, ни поступком.

¾ Не оставляй обиды в сердце: обида, которая остается, отравляет жизнь.

4-я группа

Задание: Красивый дом. Какой он?

¾ Дом, где светло от энергии сердец.

¾ Дом без уныния.

¾ Это гостеприимный дом - его двери всегда открыты для друзей.

¾ Дом, где хорошо растениям и братьям нашим меньшим.

¾ Чтоб из этого дома не хотелось уходить ни в школу, ни на работу (и да­же в отпуск уезжать!).

¾ Дом, где много детей.

¾ Здесь у каждого свои обязанности.

Чтение отрывка из художественного текста Р. Малышева «В общем доме)

(М: Московский рабочий, 1982).

Внуки Владимира Григорьевича, Семен и Федор, были ребятами общительными, и квартире мастера перебывали почти все мальчишки, жившие в доме. Заходили и школьные ДРУЗЬЯ.

Нравилось Степану в доме Комаровых, совсем бы от них не уходил. Народу много, никто никому не мешает. У каждого свое место любимое в квартире есть: у кого стол в уголочке, у кого верстак или кресло под торшером. Когда не придешь, каждый своим делом занят, а самая большая комната - общая, столовой называлась... В ней по вечерам чаи пили... Собирались вечером в столовой, шумно, весело. И песни, когда настроение было, пели ли, и магнитофон слушали, а то и просто так разговаривали, случаи всякие из жизни вспоминали или фотографии смотрели.

Когда Степан рассказывал родителям о порядках в доме своих новых друзей, те только руками разводили и посмеивались: «Патриархальщина какая-то... дед, как глава семьи: столом на особом месте сидит, чай из самой большой чашки попивает. Что за представление? Для чего?». Но Степану почему-то и это у Комаровых нравилось. Главное, спокойно уютно за столом, к дружеской доверительной беседе тянет, не то, что у них.

5-я группа

Задание: согласны ли вы с утверждением, что проблема «отцов» и «детей» - вечная. Предложите пути сближения «отцов» и «детей».

Проблема «отцов» и «детей» была и будет всегда, так как каждое после­дующее поколение уходит вперед, и в этом смысл жизни. А точки соприкосно­вения искать, безусловно, нужно. В случае конфликта первыми, мы считаем, шаг должны сделать старшие: у них больше жизненного опыта, они мудрее.

Пути сближения «отцов» и «детей»:

- Общие интересы и увлечения, какие-то планы на будущее.

- Совместные труд и отдых, во время которых необходимы поддержка и понимание (с обеих сторон).

- Традиции, которые передаются из поколения в поколение.

- Обязательно понимание - это самое главное, это то, в чем нуждаются и «отцы», и «дети». Пусть родители вспомнят, какими они были в наши годы!

- Умение поставить себя на место другого.

- Конструктивный диалог, компромисс, шутка, юмор.

Испытываете ли вы потребность в общении с родителями?(Из анкет детей)

-Да, я испытываю такую потребность. Особенно с мамой. Я не пред­ставляю себе жизни без откровенных разговоров с мамой или без разговоров по вечерам за семейным ужином. По знаку зодиака мне свойственно одиночество, и я его действительно люблю. Но порой я просто не могу держать в себе эмо­ции, новости — и мне хочется поделиться ими с родителями. Для меня мама близкая подруга, с которой можно поговорить о чем угодно и получить добрый совет.

- Мне очень хочется, чтобы и с папой у меня складывались такие же от­ношения, но я даже представить себе не могу, что с ним можно разговари­вать о мальчиках, о моих проблемах. Я боюсь, что он не поймет меня... (Саша)

- Сложно ответить на этот вопрос сейчас, когда я больше общаюсь со сверстниками. В последнее время сильно меняется мой образ мыслей, поэтому труднее стало общаться с родителями. Я чувствую, что они меня во многом не понимают. Я их тоже не понимаю. Это осложняет общение, которое мне необходимо (Юля).

- Когда я смотрю на звезды, мне вспоминаются мои близкие. Мы так же как и звезды, далеки друг от друга. Редко мы бываем так близки, что можем обходиться без слов, угадывая даже мысли друг друга.

А чаще между нами пропасть. Мне кажется, что дух нашей семьи большой сон. Мне от этого почему-то горько бывает. В трудные для меня минуты дух моей семьи не подталкивает моих родных прийти на помощь, которая порой бывает очень необходима (Оля).

Группа завершила своё выступление педагогической мудростью:

Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать. Дети, враждой воспитанные, знают, как нападать. Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость.

Много и часто стыдимые, с виной своей неразлучны.

Те, кто воспитан терпением, постигают науку терпения.

Воспитанные ободряющим словом умеют верить в себя.

Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее,

А воспитание справедливостью учит детей доверию.

Дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу,

Одаренные дружбой, душевным теплом, находят в мире любовь.

Итоговая рефлексия: участники высказывают ощущения, впечатления, ко­торые возникли в процессе обсуждения проблемы:

- Мне кажется, что после собрания наши родители действительно ста­нут нам намного ближе и найдут точки соприкосновения с нами. Мы, думаю, будем лучше понимать друг друга, и в наших домах будет столько же тепла, сколько исходит от этого камина, что изображен в эмблеме 1-й группой (Ма­рина Суслопарова).

- Я узнал сегодня много нового о своих одноклассниках, о том, какими они бывают не только о школе, но и дома, во взаимоотношениях с родителями. Мне это было интересно (Андрей Абрамов).

- Хорошо, что сегодня родители и дети смогли вместе обсудить общую для всех проблему (В. И. Пустохина).

- Спасибо за искренность каждого участника разговора. За понимание, доброту, и дай Бог, чтобы у всех был уютный дом, освещенный добрым огоньком очага (Л.А. Букина).

В завершение разговора участники исполнили песню «Родительский дом».

Наши рекомендации