Общественное и семейное воспитание.
Под общественным (социальным) воспитанием понимается воспитание, осуществляемое через человеческие отношения (человек - человек), а также специально организованные для этой цели общественными институтами – благотворительные фонды, общества и т.д.
Социальное воспитание обретает особую остроту в кризисные периоды развития общества, служит средством самозащиты людей, брошенных государством.
Главные направления социального воспитания на этапе перехода нашей страны к рыночным отношениям – помощь престарелым, инвалидам, малоимущим и др.категориям.
Проблемы общественного воспитания изучает социальная педагогика. Её предмет – закономерности влияния социальной среды на формирование личности. Исследуется, например, влияние семьи, неформальных объединений, средств массовой информации, церкви. Объектом внимания являются также «группы риска» - люди, оказавшиеся в сложных критических условиях: безработные, бомжи, наркоманы, проститутки, преступники и др. Им нужна квалифицированная педагогическая помощь. Социальная педагогика изучает также особенности процессов воспитания в зрелом и пожилом возрасте, оказавшихся под прессингом рыночных отношений, жёсткой конкурентной борьбы. Социальная педагогика ищет пути активного сотрудничества с церковью в духовном возвышении людей.
Социальная работа – это проявление гуманного отношения человека к человеку. Она отличается от филантропии своей ориентацией не только на помощь в решении повседневных задач, проблем, но и на развитие у нуждающихся техники преодоления трудностей и навыков самопомощи.
Начальной структурной единицей общества, которая закладывает основы личности, принято считать семью. Она объединяет супругов, детей, родителей. Включает одновременно два, три, а иногда и четыре поколения. Брак двух людей ещё не составляет семью: она появляется и укрепляется с рождением детей.
Основные функции семьи: воспроизводство человеческого рода, воспитание детей. В семьях всех сословий традиционно проявляется забота о воспитании детей. Основные направления семейной педагогики в разные исторические периоды внешне оставались неизменными, они включали общечеловеческие ценности: честь и достоинство, трудолюбие, любовь к людям, порядочность и др.
Первые требования к личности человека, его поведению как результату семейного воспитания находили в библейских заповедях: не убий, не укради, будь почтительным, не желай людям того, чело не желаешь себе и др.
Смысл концепции семейной педагогики – создание системы воспитания, которая обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие личности.
Бережное отношение к детям, ответственность родителей за ребёнка утверждалось евангелистским положением о том, что в первые семь лет жизни детей за их грехи отвечают родители.
Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.
Составные компоненты содержания семейного воспитания – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Эти направления дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.
Физическое воспитание основывается на здоровом образе жизни, включает правильную организацию распорядка дня, занятие спортом, закаливание организма и т.д.
Интеллектуальное воспитание – формирование потребности приобретать и постоянно обновлять знания, развитие интересов, способностей, задатков.
Нравственное воспитание – стержень отношений в семье, формирующих личность. На первом плане – воспитание непреходящих моральных ценностей – любви, уважения, доброты, честности, совести, долга и т.д. Формирование разумных потребностей, дисциплинированности, самостоятельности, бережливости.
Эстетическое воспитание – дать представления о прекрасном, существующем в жизни, развить таланты, дарования детей.
Трудовое воспитание – потребность трудиться (фермерская семья), постоянные поручения.
Семейное воспитание понимается в педагогике как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми.
Выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое, попустительское:
- авторитарное – строгость, требовательность, угрозы, принуждения (родители); страх, незащищённость (дети); это ведёт к внутреннему сопротивлению, которое внешне проявляется в грубости, лживости, лицемерии, агрессивности. Апатичны и пассивны дети;
- либеральное(попустительское) – всепрощенчество (езультат чрезмерной родительской любви). Дети растут безответственными, недисциплинированными. Ребёнку во всём потакают, всё позволяют. Макаренко называл такой тип отношений самым неумным, безнравственным;
- демократическое – гибкость. Родители мотивируют свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. Дети растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.
Учёные констатируют, что современные молодые родители не умеют воспитывать собственных детей. От этого страдают и дети, и их родители, и учителя. Причин к тому много. Исследователь этой проблемы А.П.Ситник называет такие:
1.Во-первых, однодетность или малодетность семьи в городских условиях уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних 50 лет. Это значит, что, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими (получая эти навыки, в будущем став родителями, могут их использовать).
2.Во-вторых, в молодых семьях имеется возможность отделиться от родителей. В этом есть определённое благо. Но жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться знаниями и мудростью старших в воспитании детей.
3.В-третьих, основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребёнка надо, пока он «лежит поперёк, а не вдоль лавки».
4.В-четвёртых, вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей сын или дочь нарушают правила поведения, совершают асоциальные поступки. Поэтому родителям стыдно было иметь невоспитанных детей, а детям – совестно вести себя недостойно.
5.В-пятых, возрастание экономических трудностей: низкая зарплата, несвоевременная её выдача, безработица, необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума.
6.В-шестых, гипертрофированная политизация общества. Родители «заняты» трансляцией каких-то телепередач, отмахиваются от детей. Затем – повальное увлечение телесериалами. Опять вся семья прикована к телевизору, воспитанием детей заниматься некогда. (Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. – М., 1993.)
В последнее время усилилось влияние на детскую психику со стороны героев кино, в основном американские боевики, демонстрирующие чужую жизнь, мораль, обычаи, подчиняющие себе власть, силы, богатство. На задний план отходит поддержка слабого, помощь немощному, чувство сострадания, дружбы, привязанности. Не случайно, современные подростки и юноши менее уважительно относятся к пожилым людям и своим родителям.
Семья тесно связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество.
Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье. В то же время семья должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами.
В основе семейного воспитания лежит семейное право, закреплённое различными законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребёнка и защите детства.
Важное место занимает Международная Конвенция ООН о правах ребёнка, принятая в 1989 году. Это мировой документ высокого класса. Согласно ему родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане.
Родителям в каждой семье нужно усвоить такие положения Конвенции, как право ребёнка на жизнь, право ребёнка на родителей. Родители должны знать основные положения Конвенции, понимать провозглашённые в ней права детей и принимать конкретные меры по претворению их в реальность.
Этот документ предупреждает родителей об авторитаризме в семейном воспитании, призывает строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Родители должны стремиться к тому, чтобы воспитывать у детей уважительное отношение к Закону, к правам других людей, каждого человека.
Школа лсуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. С этой целью координируются планы воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, милиции, здравоохранительных органов с чётким распределением функций каждого из участников воспитательного процесса. Родители и представители общественности обучаются наиболее эффективным приёмам работы с детьми.
Родительские комитеты, родительские советы, родительские, общешкольные, классные собрания, индивидуальная работа с семьёй.
Правила при посещении учащихся на дому:
- не идите непрошенным, постарайтесь получить приглашение от родителей;
- такт в разговоре, начинать разговор с похвалы, к5омплиментов;
- иск5лючите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их преодоления;
- беседа в присутствии ученика (только в исключительных случаях – без него);
- не предъявляйте претензий к родителям.
Ключевые понятия темы:формы воспитания, воспитатель, коллектив, творчество, воспитательный процесс, воспитательное мастерство, семейное воспитание, категории семьи, общественное воспитание.
Контрольные вопросы
1.Формы воспитания.
2.Ведущая идея школьного воспитания.
3.Ученический коллектив.
4.Коллектив и личность.
5.Педагогическое руководство коллективом.
6.Методы и приемы воспитания.
7.Выбор методов воспитания.
8.Методы формирования сознания личности.
9.Социальная работа.
10.Современная семья.
11.Воспитание в семье.
12.Правила семейного воспитания.
13.Педагогическая поддержка семьи.