Упр 2, 3. Задания могут выполняться в группах. Каждая группа излагает свою точку зрения по вопросам, которые даются после текстов.
Далее работа проходит в парах, учащиеся читают разную информацию, а затем обмениваются ею.
8.3) После обсуждения прочитанной и услышанной от партнера информации учащиеся выбирают, какой вид отдыха для них интереснее. Им необходимо найти в классе учащихся с такими же интересами. Учащиеся это делают, задавая вопросы одноклассникам: Ann, would you like to go abroad for your holidays? Where would you like to spend next summer? Would you like to stay at home next holidays? Etc.
Далее работа проходит в группах по одинаковым интересам. Учащимся предлагается обсудить и предложить идею идеальных каникул.
Далее проблема идеальных каникул обсуждается со всем классом. Представители разных групп могут выступить со своими предложениями (мини-проектами).
Билет № 24
Содержание процесса воспитания
Содержание процесса воспитания - система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания.
подходы к рассмотрению содержания воспитания.
Первый подход связан с пониманием воспитания как процесса управления развитием ребенка, направленного на позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях (И. С. Марьенко). В рамках данного подхода выделяются воспитательные задачи, ориентированные на формирование:
• личности воспитанника как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя конкретной местности, члена общества и семьи {патриотическое воспитание);
• интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания {умственное воспитание);
• духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе {нравственное воспитание);
• потребности в освоении воспитанником проявлений общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне {эстетическое воспитание);
• потребности в здоровом образе жизни {физическое воспитание) (подробнее об этом см. 5.2).
Второй подход связан с пониманием воспитания как средства трансляции культуры (О. С. Газман, А. В. Иванов). Согласно этому подходу воспитание должно быть направлено на формирование базовой культуры личности, которая понимается как достижение личностью некоторой гармонии, обеспечивающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. С позиций данного подхода содержание воспитания направлено на формирование следующих базовых культур личности: жизненного самоопределения; семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой; интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения; экологической, художественной, физической (подробнее об этом см. 5.3).
Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников). При таком подходе целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений, сложившихся в экономической, политической и духовной сферах. В соответствии с этим основу в определении содержания воспитания составляют социальные роли, которые должен освоить человек, чтобы реализовать себя в системе общественных отношений (семьянин; член детского, подросткового, молодежного сообщества; ученик; патриот своего города; россиянин; человек мира; человек-творец) (подробнее об этом см. 5.4).
Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова). С позиций данного подхода содержанием воспитания выступает деятельность, в ходе которой школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить его. Основными ценностными ориентирами этого подхода являются:• педагогический взгляд на воспитание с позиций общечеловеческой культуры;• педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как об освоении, усвоении и о присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры;
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.
Содержание воспитания, предложенное О. С. Газманом и А. В. Ивановым, направлено на формирование базовой культуры личности. Культура личности понимается ими как достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. Авторы выделяют следующие направления базовой культуры:
■ культура жизненного самоопределения;
■ культура семейных отношений;
■ экономическая культура и культура труда;
■ политическая, демократическая и правовая культура;
■ интеллектуальная, нравственная культура и культура общения;
■ экологическая культура;
■ художественная культура;
■ физическая культура.
Центральным звеном базовой культуры авторы считают культуру жизненного самоопределения, которая характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья.