Формирование гласных фонем
Значение освоения гласных фонем обусловлено следующим:
§ учащиеся с нарушениями письма с трудом выделяют гласный звук из состава слова;
§ гласные звуки как наиболее простые в артикуляционном отношении легко осваиваются и служат основой для развития навыка фонематического анализа;
§ при соответствующей отработке гласные звуки активизируют мышцы задней стенки глотки и язычно-нёбных дуг, что важно для нормализации тембра голоса;
§ систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи, развитию речевого дыхания и голоса.
Обучение начинается с постановки гласных а и э. Это вызвано тем, что звуки а и э противопоставлены как артикуляционно, так и акустически, позволяют фиксировать кончик языка у нижних резцов и направлять выдыхаемую струю воздуха в передние отделы ротового резонатора. Кроме того, оба звука нелабиализованные, что дает возможность осуществлять визуальный контроль за положением корня и кончика языка в полости рта. В дальнейшем артикулемы гласных звуков формируются в такой последовательности: о, и, у, ы, я, е, ё, ю!
Обучение произнесению гласных идет путем создания артикуляционного уклада изучаемого звука и воспроизведения ротового выдоха на шёпотной, а затем тихой фонации. При этом обязателен контроль за силой и направлением выдыхаемой струи воздуха. Например, ребенку дается задание широко открыть рот, зафиксировать кончик языка у нижних резцов и произвести выдох на шепотной фонации (контролируется выдох движением полоски бумаги, поднесенной ко рту ребенка). При таком положении губ и языка во время выдоха должен получиться шепотный звук а. Логопед в это время громко проговаривает звук а. Затем ребенок тренируется в произнесении звука сначала с закрытыми носовыми ходами, затем попеременно с закрытыми и открытыми и, наконец, с открытыми носовыми ходами. Аналогично отрабатывается выдох с артикуляцией гласных звуков э, о, и, у, ы.
Сформированный артикуляционный уклад для звука и позволяет перейти к воспитанию гласных второго ряда я, е, ё, ю. Они образуются путем сочетания j с гласными: я (j + а), е (j + э), ё (j +о), ю (j + у). Ребенку предлагается сделать выдох ртом при двух движениях губ: от улыбки перейти к рисункам губ, характерным для гласных а (и+а),э (и+э),ё (и+о),у (и+у) .
Таким образом, логопед, показывая перед зеркалом артикуляцию гласных звуков, добивается слегка утрированного, протяжного их произношения. Первоначально звуки произносятся шепотом (ребенок приучается слушать себя и уменьшать носовой оттенок), затем тихим голосом. Это объясняется тем, что в процессе речевого акта гортань ребенка с расщеплением губы и нёба находится в неестественно приподнятом состоянии, что уменьшает проход воздуха через рот и тем самым увеличивает степень назальности. Отработка звуков на шепоте и тихим голосом способствует опусканию гортани. Кроме того, временное выключение фонации дает возможность приучить ребенка держать в опущенном положении не только гортань, но и корень языка. Немаловажную роль в опускании гортани играют вокальные упражнения.
Закрепление нормативного произношения каждого гласного звука начинается с осознания основных элементов артикуляции, Учащимся предлагаются задания:
1) определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положению губ логопеда;
2) узнать звук по предложенному рисунку с изображением положения губ и произнести его;
3) посмотреть на оральный образ звука, который беззвучно артикулируется логопедом, и воспроизвести его перед зеркалом;
4) сравнить произнесение звука с образцом;
5) произнести звук перед зеркалом и определить, в каком положении находятся губы при его произнесении;
6) нарисовать профиль артикуляции изучаемого звука и произнести звук.
В работе над закреплением артикуляции внимание ребенка постоянно обращается на звучание изучаемой фонемы. Предлагается вслушиваться в речь окружающих, сравнивать на слух свое произношение и произношение логопеда и, уловив разницу, соответственно корригировать звук. На данном этапе следует широко применять видеозапись (ребенок видит артикуляцию и одновременно слышит звучание).
Алгоритм закрепления артикуляции гласного звука
§ Прослушать запись звука, произведенного логопедом.
§ Прослушать запись звука, воспроизведенного учащимся.
§ Сравнить рабочий вариант (речь ребенка) с образцом (речь логопеда).
§ Прослушать записи слов, в которых гласный звук стоит в сильной позиции.
§ Прослушать записи небольших текстов, насыщенных изучаемым звуком, где гласные звуки произносятся подчеркнуто выразительно.
Таким образом последовательно уточняется артикуляционный и акустический образ каждого гласного звука. С установлением акустико-артикуляционной характеристики гласного планируются упражнения, направленные на развитие умения опознавать изучаемый звук среди других.
Упражнения на узнавание данного звука:
1) определить наличие изучаемого гласного, например а, в ряду гласных звуков: ау, аи, ао, аоу, оуи, уоа, уаи;
2) определить наличие изучаемого гласного в словах, данных логопедом (гласный подбирается вначале в сильной позиции);
3) отобрать картинки, в названиях которых имеется изучаемый звук.
По мере изучения гласных звуков а, э, о следует развивать кинестетическое (артикуляционное) дифференцирование. Умение кинестетически различать положение губ формируется вначале на гласных а — о, так как положение губ при их произнесении различно.
Упражнения на артикуляционное дифференцирование:
1) определить звук а по беззвучной артикуляции логопеда. В каком положении находятся губы при произнесении данного звука?
2) определить звук о по беззвучной артикуляции логопеда. В каком положении находятся губы при произнесении данного звука?
3) по беззвучной артикуляции логопеда определить первый и второй звуки рядов ао, оа;
4) произнести звук а перед зеркалом, сравнить с образцом и определить, в каком положении находятся губы при его произнесении;
5) произнести звук о перед зеркалом, сравнить с образцом. В каком положении находятся губы при произнесении данного звука?
6) слитно произнести звуки ао перед зеркалом. Одинаково ли положение губ при их произнесении?
Аналогичным образом отрабатывается умение кинестетически различать положение губ при произнесении гласных а — э, а — у, а — и, и — у, и — о. Зрительную опору (зеркало) постепенно следует исключать. Так учащиеся последовательно подводятся к фонематическому анализу. Первоначально используются наиболее простые формы анализа: выделять звуки на материале ряда, состоящего из 2—3 гласных, определять количество и последовательность гласных в звуковых рядах; на материале слов выделять ударный гласный из начала слова. Зрительной опорой при этом служит четкая артикуляция перед зеркалом. В процессе освоения гласных следует обозначать их буквами, учить находить букву, соответствующую звуку, и, наоборот, выкладывать буквенные обозначения звуковых рядов. Рекомендуется широко использовать метод фишек.
В послеоперационный период логопед стремится довести приближенное произношение звука ребенком до нормы, изжить назальный тембр голоса, мешающий с достаточной четкостью различать звуки. Так как в послеоперационный период дети в большинстве случаев не умеют пользоваться вновь созданными анатомическими данными своего речевого аппарата, дифференцировать ротовой и носовой выдохи, поднимать нёбную занавеску при фонации звуков, то акцент работы падает:
а) на активизацию мышц мягкого нёба и нормализацию артикуляционной моторики, особенно кончика и корня языка;
б) на перевоспитание неправильно зафиксированного дыхательного навыка. Главной задачей при этом является получение сильного ротового выдоха и особенно выработка дифференцированного ротового и носового выдохов. Если на первоначальных этапах обучения, подготавливающих условия для упорядочения фонетической стороны речи, большое внимание уделялось артикуляционным и дыхательным упражнениям, проводимым вне работы над звуком, то на последующих этапах — непосредственно в процессе формирования звукопроизношения.
Одновременная отработка дыхания, голоса и артикуляции при коррекции гласных звуков реализуется следующим образом.
Алгоритм коррекции гласных звуков на примере звука а
§ Гласный звук а дается только на артикуляции: рот широко открыт, кончик языка фиксируется у нижних резцов (контроль— зеркало) (рис. 8а).
Рис. 8. Одновременная отработка дыхания, голоса и артикуляции на примере звука а:
а — артикуляция звука а;
б — с присоединением выдоха без фонации;
в — с присоединением выдоха и шепотной фонации на придыхании
§ Дается артикуляция звука а с присоединением выдоха без фонации (рис. 8б) при условии, что:
1) упражнения проделываются вначале с закрытыми носовыми ходами, затем попеременно с закрытыми и открытыми и в заключение — с открытыми носовыми ходами;
2) тренируется толчкообразная и длительная выдыхаемая струя воздуха, направленная на определенный предмет так как работа над гласными звуками подготавливает к воспитанию согласных, разных по способу образования: щелевых смычных, смычно-проходных, аффрикат и т. д.;
3) большое значение придается восприятию потока воздуха через тактильное (дутье в ладоши) и оптическое (отклонение полоски бумаги, запотевание зеркала, никелированного шпателя) ощущения. Сопоставляя силу и длительность выдыхаемой струи воздуха, возникающей у логопеда и своей собственной, ребенок вырабатывает правильный выдох.
§ Дается артикуляция звука а с присоединением выдоха и шепотной фонации на придыхании (рис. 8в).
§ Дается артикуляция звука а с присоединением выдоха, шепотной а затем тихой фонации на придыхании. Такое целенаправленное замедление фазы выдоха подготавливает условия для снятия назальности.
§ Для активизации мышц мягкого неба следует переходить на отработку гласных звуков на твердом голосоначале, с паузами между гласными.
Упражнения на произношение гласных звуков на твердой атаке:
1) каждый гласный звук произносится на твердой атаке:
2) гласные звуки отрабатываются в различных сочетаниях на твердой атаке:
3) гласные звуки отрабатываются на твердом голосоначале с паузами между гласными в 1—3 с:
4) гласные звуки отрабатываются в различных сочетаниях на твердой атаке с паузами в 1 — 3 с:
Таким образом, отдельно следует упражнять мягкое и твердое голосовые начала.
§ Для того чтобы научить ребенка управлять напряжением и расслаблением мышц артикуляционного аппарата, необходимо планировать упражнения, отрабатывающие звук на атаке с постепенным переходом на придыхание, и наоборот, придыхание с переходом на атаку:
§ После того как будет развита подвижность мышц мягкого нёба, гласный звук а тренируется в основном на замедленной фазе выдоха (т. е. на придыхании) с обязательным контролем выдыхаемой струи воздуха.
§ Гласный звук а произносится протяжно на мягком выдохе в грудном регистре (а — а — а).
По мере овладения произнесением изолированных гласных в грудном регистре можно переходить к напевному, слитному произнесению сочетаний гласных вначале из двух, а затем из трех звуков:
Такого рода упражнения являются своеобразной гимнастикой для мышц мягкого нёба, способствуют их двигательной активности. Полезно также упражняться в сочетании гласных звуков с различным чередованием ударения, что способствует, развитию слухового внимания и памяти:
Таким образом, формирование гласных звуков у детей, имеющих врожденную расщелину губы и нёба, направлено на решение трех взаимосвязанных задач:
§ нормализацию ротового выдоха, т. е. воспитание длительной ротовой струи при произнесении всех гласных звуков;
§ овладение артикуляцией гласных звуков;
§ развитие фонематического слуха и восприятия.