Роль духовно-нравственного воспитания в
РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Просвещение приносит благие плоды обществу тогда,
когда основание ему служит вера.
Свет одного научного образования, без света христианской
истины, что свет луны без солнца свет холодный и
безжизненный, он только будет скользить по
поверхности, не проникая вовнутрь,
и никогда не будет в состоянии согреть, оживить ».
Святитель Филарет Московский
Создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно не возможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение системы духовно–нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании – восстановление системы традиционных духовно- нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми.
Духовно–нравственного воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно–нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника.[1]
В настоящее время специалистами отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей, в том числе и дошкольного возраста, их телесного, психического и духовного здоровья.
Искажения развития личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды высшие сферы личности ребенка - дошкольника, его мировоззрение заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями воспитанных в атеизме и мистикой.
Внутреннее стремление души каждого человека к нравственному, духовному развитию не находит такового в российских образовательных учреждениях – это часто приводит нашу молодежь в разные секты, к псевдоапостолам, развращая и убивая нравственность.
Эта опасность усиливается тяжелейшим духовно–нравственным кризисом, который переживает современное российское общество.
Преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей, формирование подлинно нравственных граждан, возможно только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, его нравственности.
В настоящее время крайне важно как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовного–нравственного воспитания в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, систему, построенную на ценностях традиционной культуры, отвечающую потребностям развития человека личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
На протяжении многих веков православие формировало духовность русских людей, определяло идеалы и традиции их жизни. Влияние христианства на духовный мир русских людей было столь велико, что побуждало их во славу Христа к служению людям и к совершению великих подвигов ради своего Любимого Отечества.
Стоит сказать об этом несколько подробнее.
Патриотизм – любовь к отечеству – ее народу, культуре, языку, природе и историческим корням, готовность служить отечеству, укреплять, развивать и защищать его.
Христианский патриотизм заключает исполнение заповеди любви к ближнему, то есть любви к жителям своей страны как наиболее близким людям.
Святитель Филарет Московский говорил: «Худой гражданин земного отечества и небесного недостоин».
Главная задача современных родителей и педагогов состоит в том, чтобы с ранних лет объяснять детям, что чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: «Спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся». То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением.
«Одним из таких важных дел в истории страны было и остается защита Отечества. Именно в такие моменты - во время военного лихолетья - обращаются многие люди к Богу. И Он не оставляет своею милостью защитников нашей православной Родины, выдвинув в ранг высочайшего гражданского и духовного подвига ратное служение своему народу…». [2]
Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».[1]
Особое значение здесь имеют примеры из житий святых, которые защищали родную землю. Например, святой князь Александр Невский, который всю свою жизнь отдал на защиту Родины и православной веры, забывая о самом себе. Русский народ почитает его как защитника нашей земли. Неслучайно во время Великой Отечественной войны был учрежден орден Александра Невского, которым награждали командиров за одержанные в боях победы.
Подтверждением единения небесных сил в деле покровительства нашему народу и воинству стали многочисленные и любимые народом иконы. "Образ христолюбивого воинства" живописует 12 воинов-христиан, прославляемых нашей Церковью. В разное время они жили на Руси, но каждый из них много сделал для собирания, защиты и процветания нашей православной родины.
На конкретных случаях, фактах из жизни преподобных воинов необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято называть «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания. Формирование личности ребёнка невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что ребёнку важно прививать не просто чувство патриотизма, а именно христианскую любовь к своему краю, к его народу, развивать духовные ценности у детей.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский как-то сказал: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бондаревская Е.В.- Феноменологический анализ современных концепций воспитания //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко -Волгоград :Перемена , 2004
2. Видякова З. В. Педагогика и антропология в учении Святителя Тихоного Задонского .-Пересвет, 2004