Требования, предъявляемые к языку и стилю
Язык является важнейшим средством общения людей и средством выражения мысли.
«Язык — это след гигантского производительного труда человеческого общества. Это отложенные кристаллы миллиардов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рожденные в глубине нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык — это орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», — так говорил по поводу языка А.Н.Толстой на первом Всесоюзном съезде писателей.
Чтобы научиться правильно писать, нужно систематически овладевать сложной и многогранной техникой изложения мыслей. Недаром говорят: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Не зная языка, правильно, красиво и просто не напишешь.
В манере изложения автора отражается его кругозор и общее развитие. Причиной непоследовательного, запутанного изложения является неясность мысли автора, слабое знание того, о чем он пишет.
В работах по гимнастике нужно использовать принятую гимнастическую терминологию, объясняя при этом специальные термины из смежных наук. Правильное применение терминологии избавляет работу от излишних пояснений, делает ее доступной читателю. Со временем терминология может изменяться и уточняться, поэтому надо применять наиболее современные термины, выдерживая единство в их написании на протяжении всего изложения. Устаревшие или малоизвестные термины следует пояснять. Надо избегать непонятных слов, сложных фраз, бессодержательных, трафаретных выражений, уродующих текст и отталкивающих читателя.
Краткость делает язык доступным и понятным, она освобождает его от всего лишнего. Поэтому писать следует так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. Надо оставлять в работе только самое необходимое, не перегружать ее данными, не относящимися к теме, избегать повторений.
Доходчивость изложения достигается конкретностью содержания, удачным преподнесением фактов, ясностью и последовательностью повествования. Этому же служат логичность и убедительность, популярность и простота языка. Истинная красота языка заключается в простоте, а не в вычурности выражений. Предло-
жения должны четко формулировать мысль и в то же время быть легкочитаемыми и благозвучными.
Чтобы научиться правильно писать, следует систематически обогащать свой словарный запас специальными терминами, понятиями. Значение слов и понятий, несущих большую смысловую нагрузку, полезно уточнять в словарях, справочниках.
При чтении следует обращать внимание на то, как автор излагает свои мысли, как группирует их в абзацы, по какому принципу делит повествование на параграфы, главы.
Исследователю приходится доказывать истинность своих суждений и опровергать те, которые он считает ложными.
Доказательство — это логическое действие, в процессе которого истинность какого-либо суждения обосновывается с помощью других суждений, доказанных практикой. Практика — критерий истины. Любое доказательство содержит тезис, довод и способ доказательства.
Тезис — это то, что требуется доказать. Например, надо доказать, что мышечную силу у детей, женщин и пожилых лиц можно развивать с помощью упражнений с небольшими отягощениями.
Довод — это мысль, которая приводится с обоснованием тезиса, например: «При развитии мышечной силы с помощью упражнений с небольшими отягощениями, но выполняемыми с предельной скоростью и до утомления, происходят те же положительные изменения в центральной нервной системе и в работающих мышцах, что и при работе с большими, околопредельными и максимальными отягощениями, но их отрицательные влияния исключаются».
Способ доказательства — это подтверждение или опровержение тезиса объективными умозаключениями и практикой. Например: «Изложенный выше метод развития мышечной силы согласуется со вторым законом динамики в следующей форме его выражения: F = т- атах, с литературными данными по морфологии, биохимии, физиологии, психологии, со специальными исследованиями и опытом передовой спортивной практики».
Последовательность выполнения научной работы показана на рисунке 127.
Часть вторая ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ