Мировые тенденции развития открытого образования
Введение.
Глава 1. Роль демонстрационного эксперимента в дистанционном обучении физике.
§ 1. Основные понятия
§ 2. Мировые тенденции развития открытого образования
§ 3. Анализ литературы по осуществлению дистанционного обучения.
Глава 2. Организация и управление дистанционным обучением
§ 1. Технологизация дистанционного обучения
§ 2. Осуществление обучения с помощью программы COLORPEN.
§ 3. Подбор и классификация демонстрационного эксперимента для курса физики в рамках дистанционного обучения.
Глава 3.Экспериментальное исследование роли демонстраций в системе дистанционного обучения физике.
§1. Эксперимент, как средство активизации познавательной активности учащихся.
§2. Общее строение научного эксперимента
§3. Логические средства экспериментального исследования
§4. Экспериментальный факт
§5. Экспериментальные методы
Заключение
Литература
Введение
Актуальность. Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.
Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:
1. до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования;
2. существует тенденция "подстраивания" термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);
3. педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;
Именно поэтому необходимо дать чёткое определение дистанционного обучения, рассмотреть его теоретические основы для различных уровней.
В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педагогической литературе. В характеристике использованных первоисточников отмечается научный подход (употребление терминологии, ее раскрытие, выведение и обоснование основных положений, лаконичность и логичность изложения); однако, наблюдается некоторое расхождение авторов изданий разных лет по тем или иным вопросам.
Цель исследования – провести анализ особенностей дистанционного обучения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные понятия дистанционного обучения.
2. Проанализировать тенденции развития дистанционного обучения в мире и в России.
3. Определить особенности технологизации дистанционного обучения.
4. Обосновать специфику применения Интернет-технологий.
Объект исследования – основополагающие характеристики информационных технологий в обучении.
Предмет исследования – дистанционное обучение.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Иванченко Д.А. и других.
Глава 1. Роль демонстрационного эксперимента в дистанционном обучении физике.
§ 1. Основные понятия
Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и согласованный во времени .
Для успешного функционирования ДО прежде всего необходим определенный уровень информатизации общества.
С помощью ДО могут быть реализованы следующие образовательные услуги:
• подготовительные курсы;
• получение образования;
• продолжение или повышение профессионального образования;
• сертифицированные программы;
• контрактные программы по заказам.
Потенциальными потребителями системы ДО являются:
• лица, проживающие в отдаленных от вузовских центров районах;
• лица, желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование;
• абитуриенты;
• лица с ограниченными физическими возможностями;
• военнослужащие и члены их семей;
• лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;
• лица, стремящиеся освоить образовательную программу в сжатые сроки и др.
Потребители выступают в роли слушателей (при получении дополнительного образования) и студентов (при обучении по программам подготовки специалистов). Потребители должны обладать навыками работы на компьютере и в сети Интернет.
Образовательный процесс при ДО обеспечивают следующие специалисты:
• преподаватели-разработчики курсов и преподаватели-консультанты (тьюторы);
• администраторы-руководители структурных подразделений и системные администраторы информационных ресурсов;
• дизайнеры и программисты;
• персонал технической поддержки.
При этом важно отметить, что многие специалисты ДО выполняют свои функции также дистанционно.
Специалисты должны иметь соответствующую квалификацию.
Материальной основой ДО являются компьютерное и телекоммуникационное оборудование и каналы связи. Программное обеспечение ДО устанавливается на серверах глобальной сети. Другое название программно-информационного комплекса – оболочка ДО. Сетевой адрес оболочки называют порталом (образовательным порталом) - такое название укоренилось в Сети за популярными и посещаемыми веб-системами .
Образовательный портал, однако, предполагает не праздное посещение, а авторизацию и повседневную работу: участие в электронных семинарах на форуме или чате, получение заданий и консультаций тьютора по электронной почте, прохождение тестирований и др.
Образовательные ресурсы ДО могут быть представлены документами различных форматов и назначения. Типичными документами являются учебное пособие, рекомендации по самостоятельному изучению курса, тесты, электронная библиотека (хрестоматия). Всю совокупность документов и средств их обработки можно назвать сетевым учебно-методическим и информационным комплексом (СУМИК).
Весь комплекс из программных, коммуникационных, информационных, административных и педагогических средств носит название информационно-образовательной среды. Это и есть виртуальное учебное заведение.
Мировые тенденции развития открытого образования
В мировом образовательном пространстве накоплен огромный опыт внедрения и использования ДО. При этом, несмотря на наличие чисто виртуальных учебных заведений, ДО признается одной из форм обучения наряду с другими.
Первоначально дистанционные программы мало чем отличались от известной нам заочной формы обучения: учебный материал предлагался на бумажных носителях, студенты контактировали с ближайшими региональными представителями вуза (1962 г., Делийский университет, Индия). Было, однако, одно существенное «но», отличавшее уже тогда дистанционное образование от нашего заочного: у студента был выбор программы курса, тьютора, графика обучения и др.
С совершенствованием технологий телевещания стало возможно ДО на телевизионной основе. Можно было говорить о применении мультимедийных средств в учебном процессе (60-е года, Китай).
Подлинный бум ДО начался на рубеже 80-90-х годов XX века, с распространением персональных компьютеров и глобальных сетей .
В США, где высока мотивация к инновациям, к 1999 г. около 60% учебных заведений использовали технологии дистанционного обучения. Какая-либо национальная программа развития ДО отсутствует, при этом наблюдается большое разнообразие подходов к ДО: от частичного использования дистанционного обучения до полной виртуализации обучения. Ресурсы ДО предлагаются как для открытого доступа (Массачусетский технологический институт), так и на платной основе. Создание бесплатных ресурсов ДО стало возможно благодаря масштабной государственной поддержке. Многие государства сейчас оказывают финансовую поддержку ДО как на национальном, так и на местном уровне, понимая социально-политическое значение открытого образования.
США и Великобритания находятся на пути создания Всемирной сети ведущих университетов своих стран. Строит открытое университетское пространство и объединенная Европа. Ряд крупных встреч по вопросам ДО (1998 г., Сорбонна; 1999 г., Болонья; 2001 г., Саламанка и Прага) позволяют говорить о конвергенции европейского ДО из планового характера ДО Германии, довузовского ДО Франции, переходного ДО восточноевропейских стран.
Главным ресурсом ДО являются учебные курсы. Крупные центры ДО предлагают от нескольких сотен до нескольких тысяч курсов.
По данным, ведущими мировыми центрами ДО являются:
• Национальный центр ДО Франции, год создания 1993, количество обучающихся 400 тыс. чел.;
• Ферн-Университет Хагена (ФРГ), 1974, 55 тыс. чел.;
• Открытый Университет Великобритании, 1969, 200 тыс. чел.;
• Национальный Университет Испании, 1972, 124 тыс. чел.;
• Университет Анадолу (Турция), 1982, 300 тыс. чел.;
• Калифорнийский виртуальный университет (США), 1997, 28 тыс. чел.;
• Канадский Открытый университет в г. Атабаска, 1972, 14 тыс. чел.;
• УниверситетЮжной Африки, 1973, 120 тыс. чел.;
• Открытый университет Израиля, 1974, 29 тыс. чел.;
• Шанхайский Телеуниверситет (Китай), 1972, 500 тыс. чел. и др.
Названные центры являются крупнейшими не только по количеству обучающихся, но и по составу человеческих, технических и информационных ресурсов. Однако в большинстве случаев виртуальные университеты – это зачастую небольшие коллективы технических специалистов и координаторов, организующих и поддерживающих, с одной стороны, разработку обучающих программ привлеченными преподавателями, с другой – дистанционное обучение разных категорий студентов. Структуру управления такими виртуальными университетами можно было бы назвать матрично-распределенной.