Мировые тенденции развития сферы услуг

Мировые тенденции развития сферы услуг

Тема 1.Сервисная деятельности как форма удовлетворения потребностей

С точки зрения содержания деятельности в сфере услуг и обозначе­ния субъектов их получения услуга это хозяйственную деятельность, направленная на удовлетворение потребностей заказ­чиков - физических и/или юридических лиц - путем предоставления им духовных, социальных, материальных благ или создающая усло­вия для/ потребления указанных благ.

Услуги- это действия, дела или исполнение работы.

Услуга является специфическим продуктом, произведенным по тре­бованию заказчика.

ИСО 9004-2; услуга-результат взаимодействия поставщика и заказчика и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребности заказчика.

Сфера услуг – это сфера деятельности субъектов социально-экономической системы, функциональным назначением которой является удовлетворение потребностей физических и юридических лиц путем предоставления им соответствующих услуг.

Услуга является специфическим продуктом, произведенным по тре­бованию заказчика.

Оказание услуги представляет собой взаимодействие следующих элементов:

- потребителей

- работников;

- физического окружения( материальная среда и т.д.);

- других потребителей.

В качестве производителей (продуцентов) услуг выступают:

- организации, полностью ориентированные на оказание услуг;

- организации, оказывающие услуги, но имеющие в целом иное функ­циональное назначение;

- индивидуальные производители услуг.

Экономические и социальные функции сферы услуг

Экономические функции:

1. Обслуживание процесса производства как материальных, так и нематериальных благ(услуг) путем предоставления услуг предприятиям организациям.

2.Воспроизводство рабочей силы путем предоставления услуг населению.

3.Создание дополнительных материальных благ путем производства на заказ или восстановления утраченных потребительских свойств товаров личного пользования.

Социальные функции:

1.Удовлетворение потребностей населения в различных видах обслуживания в связи с действием разнообразных социальных рисков- утрата здоровья, угроза безопасности и т.д.

2.Снижение затрат и улучшение условий труда в домашних хозяйствах.

3.Организация использования свободного времени.
4.Обеспечение общественной безопасности и нормального функционирования государства, охрана общественного порядка.

Место и роль сферы услуг в современной экономике:

- существенный вклад сферы услуг в развитие социально-экономической системы общества

- значительная зависимость эффективности производства многих материальных товаров и их продвижения на рынке от уровня сервисного обеспечения

- возрастание влияния на экономику услуг, связанных с разработкой, производством и реализацией наукоемкой продукции и инновационных технологий

-значительное влияние сферы услуг на показатели качества жизни населения

-возрастающее значение в повышении общехозяйственной производительности труда;

-обеспечение и стимулирование инновационного развития;

-создание условий расширенного воспроизводства человеческого капитала;

-совершенствование человека как работника и личности, способствующее реализации социальных факторов производства.

Классификация услуг

Существует несколько критериев классификации услуг, к основным из которых относятся следующие.

- по степени материальности

- по целевым установкам

- по степени регулярности предоставления

- по степени массовости клиентуры

- по степени вовлеченности потребителя в процесс производства услуги

- по степени механизации и автоматизации:

Факторы развития сферы деловых услуг

Задание 1. “Характеристика факторов (положительных и отрицательных), влияющих на развитие деловых услуг в России ( анализ указанных факторов проводится на базе конкретного предприятия)

Мировой рынок услуг

Торговля услугами имеет ряд особенностей, обусловленных природой услуг.

1.Услуги производятся и потребляются в одном месте и одновременно, не разорваны во времени, не подлежат хранению. Значительная часть торговых услуг основана на прямых контактах между производителями и потребителями услуг.

2.Международная торговля услугами возможна только в том случае, если производители услуг работают за рубежом или иностранцы присутствуют в стране-производителе.

3.Часть торговли услугами связана с торговлей товарами, отсюда – маркетинговые исследования проводятся совместно для товаров и услуг.

4.Характерное до последнего времени активное международное перемещение капитала и рабочей силы требует развития банковских, информационных медицинских и других видов услуг.

5. Часть сферы услуг находится в полной или частичной собственности государства.

6. В международную торговлю вовлечены не все услуг, а лишь их часть. (бытовые ,коммунальные услуги и т.д.)

7.Географическое распределения торговли услугами по отдельным странам отличается крайней неравномерностью в пользу развитых стран(на мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и >50% импорта. На 4 страны; США, Великобритания, ФРГ и Франция приходится 44%

всего рынка услуг

Место и роль услуг в социально-экономическом развитии общества и разнообразие характеристик их классификационных признаков определяет необходимость:

- анализа сферы услуг в контексте производства и управления;

-обоснования управленческих подходов к ее регулированию на различных уровнях, ведущих как к реализации «внутренних» целей сферы услуг, так и повышению качества взаимодействия с производственными секторами экономики и за счет этого обеспечению эффективного ее развития.

Мировые тенденции развития сферы услуг

Наши рекомендации