Методы обучения. Активные методы обучения.
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Методы обучения – это способы совместной деятельности преподавателя и обучаемого, направленные на решение задач обучения, то есть дидактических задач.
В настоящее время в современной дидактике нет единой точки зрения на проблему классификации методов обучения. Распространенной классификацией методов обучения является классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они предлагают делить методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности обучающихся по усвоению изучаемого материала на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, методы проблемного изложения, частично-поисковые и исследовательские. Существует множество других классификаций методов обучения. Большое количество подходов к данному вопросу объясняется сложностью объекта исследования и серьезностью задач, поставленных обществом перед современной системой образования.
Авторами [[1]] представлена классификация методов активного обучения и рассмотрены основные признаки этих методов. Под методами активного обучения будем понимать «совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, обладающих следующими основными признаками:
§ принудительной активизацией мышления и поведения обучаемых;
§ достаточно длительным периодом активности обучаемых, сравнимым со временем активности преподавателя;
§ самостоятельностью принятия решений обучаемыми;
§ постоянным взаимодействием преподавателя и обучаемого» [48,с.4].
Кейс-метод (или «метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-х годах прошлого столетия. Первые подборки экономических кейсов были опубликованы в 1925 году в «Отчетах Гарвардского университета о бизнесе» (Harvard Business Review). Как отмечалось, работа над кейсом вызывает у обучаемых сильную целевую устремленность. Слушатели по мере углубления в тему, по мере проработки вопроса привлекают все больший объем информации, в их работе присутствует творческий стимул. Материал не нагромождается в беспорядке, а укладывается слоями, в необходимой последовательности, постепенно приобщая обучаемого к самостоятельному и сознательному разрешению поставленной задачи.
В настоящее время существует две классические школы кейс-обучения – Гарвардская и Манчестерская и, соответственно, американская и западноевропейская. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, 8-10 страниц иллюстраций) и предлагают слушателям поиск единственно верного решения. Европейские кейсы обычно в 1,5-2 раза короче и многовариантны [[1]].
Кейсы могут использоваться в процессе обучения как самостоятельно, так и будучи интегрированными в деловые игры. Некоторые исследователи отделяют кейс-стади от деловых игр, другие включают их в деловые игры как один из подвидов. Деловая игра основана на имитационном моделировании профессиональной деятельности, в этом состоит ее основное отличие от традиционного обучения. В деловой игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления при совместном решении участниками игры общих проблем. Активизировать учебную деятельность участников игры, обеспечить ее эффективность и результативность возможно при наличии в ней конфликтов, проблемных ситуаций.
Как правило, в структуре деловой игры предусматривают несколько стадий: подготовительный этап, вводная часть, собственно деловая игра, анализ результатов и проведение итогов игры. Деловая игра как разработка включает в себя ряд документов, которые позволяют использовать деловую игру не только ее создателям, но и любым другим подготовленным преподавателям. Основными документами деловой игры являются: проспект, сценарий, описание игровой обстановки, инструкция игрокам, руководство для администратора и для счетной группы.
Проспект представляет характеристику общего содержания игры, которая включает условия использования деловой игры, методы исследования проблем функционирования объекта, обоснование необходимости применения данной игры. В проспекте также должны быть отражены цели и задачи игры, аудитория, на которую она рассчитана, степень необходимой подготовленности участников и их количество. Цели деловой игры должны быть сформулированы кратко, но четко. Важно также отметить насколько отличается имитируемая деятельность от реальной профессиональной. В проспекте указываются длительность проведения деловой игры, ее регламент и некоторые другие сведения.
Сценарий является главным документом деловой игры. Он содержит список игровых ролей, их описание и правила игры, которые могут быть как жесткими (строго соблюдаться всеми участниками игры) так и гибкими (деятельность игроков ограничивается определенными рамками, в пределах которых они имеют определенную степень свободы).
На всех этапах деловой игры важная роль принадлежит ведущему игры - преподавателю, который должен иметь опыт проведения подобного обучения либо в качестве ведущего, либо в качестве помощника ведущего.
На подготовительном этапе преподаватель готовит информационный, графический, справочный материал, который требуется для проведения игры. На этом же этапе проводится тестирование обучаемых с целью выявления степени подготовки обучаемых к предстоящей игре. Тестирование может быть заменено беседой обучаемых с преподавателем. Наряду с тестированием может быть организована так называемая репетиция деловой игры в упрощенном и сжатом виде для снятия психологического барьера перед новой формой обучения.
Во время вводного этапа игры ведущий комплектует команды, выбирает лидеров команд, распределяет роли между участниками игры. Распределение ролей может производиться исходя из личных интересов участников или же с применением экспертной оценки.
Самый важный этап – сама деловая игра. В случае, если обучаемые встречаются с подобной формой обучения впервые, то от ведущего требуется особая осторожность и сноровка при ее проведении. Большая нагрузка на ведущего выпадает при обсуждении решений, принимаемых на данном этапе, поэтому заранее должны быть обговорены все правила организации коллективной деятельности при выработке и принятии решений.
Завершающим этапом деловой игры является этап анализа результатов и подведения итогов. Этот этап может проводить как ведущий, так и сами участники игры (если группа сильная и неоднократно участвовала в подобных мероприятиях). При обсуждении результатов и подведении итогов игры объявляется команда – победитель, обсуждаются как положительные обстоятельства, повлиявшие на успешное завершение игры, так ошибки и промахи, допущенные группой. Определяются особенности принятия решений, акцентируется внимание на нестандартных, оригинальных решениях. На этом этапе выявляются пробелы в знаниях, практической подготовке обучаемых, высказываются пожелания по устранению недостатков.