Тема Основные виды нарушения развития ребенка (2час)
Извлечение из Государственного стандарта высшего профессионального образования
Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. Норма и отклонения в развитии человека. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей. Девиантное поведение детей. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.
Цели и задачи учебной дисциплины
Цель курса - формирование у студентов целостного представления о профессиональной педагогической деятельности по организации взаимодействия учителей, воспитателей, родителей, обеспечивающих оказание помощи детям и подросткам по исправлению, изменению поведения, их эмоционально-волевой сферы.
Задачи курса:
§ ознакомить студентов с фундаментальными понятиями коррекционной педагогики с основами специальной психологии, раскрыть закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей;
§ раскрыть особенности коррекционной деятельности как специфического вида деятельности;
§ показать пути и способы исправления отклоняющегося поведения и методики работы с детьми, имеющими физические и психические недостатки.
Требования к уровню освоения дисциплины
Учебный курс "Коррекционная педагогика с основами специальной психологии" включен в блок дисциплин предметной подготовки педагога-психолога. Он занимает в ней одно из ведущих мест, так как данный курс способствует накоплению и систематизации научных знаний о детях, имеющих физические и психические недостатки, о детях с отклоняющим поведением.
В результате освоения содержания учебной дисциплины «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» студент должен знать:
§ базовые понятия коррекционной педагогики с основами специальной психологии; основные теоретические направления и подходы, сложившиеся на современном этапе в области коррекционной педагогики;
§ роль основ специальной психологии в профессиональной деятельности педагога-психолога по осуществлению коррекционно-развивающей деятельности на разных возрастных этапах взросления ребенка;
уметь:
§ осуществлять коррекционно-образовательную деятельность с детьми с задержкой психического развития, с нарушением слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата;
§ проводить коррекционную работу с детьми, имеющими девиантное поведение
§ выстраивать систему коррекционно-педагогической реабилитационной работы.
Тематический план учебной дисциплины
Данный учебный курс рассчитан на 152 часа из них 30 часов лекционных и 44 часа семинарских занятий. Учебная дисциплина изучается в шестом и седьмом семестрах на 4 курсе. Завершается зачетом (6 семестр) и экзаменом (7 семестр).
Наименование тем | Всего | Аудиторные занятия (час.) | Сам работа | ||
В том числе | |||||
Лекции | Семинары | ||||
I. | Введение в проблематику коррекционной педагогики с основами психологии. | ||||
1. | Возникновение коррекционной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние. | ||||
2. | Предмет, задачи и структура коррекционной педагогики. Связь коррекционной педагогики с другими науками. | ||||
II. | Основные научные теории коррекционной педагогики. | ||||
3. | Коррекционная педагогика С.Т.Шацкого и В.П.Кащенко.– основоположников коррекционной педагогики. | ||||
4. | А.С.Макаренко –основоположник коррекционной работы с детьми девиантного поведения | ||||
5. | Система воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная М.Монтессори | ||||
III. | Норма и отклонения в развитии | ||||
Нормальное и отклоняющееся развитие: статистическая и функциональная нормы развития. | |||||
7. | Факторы риска недостаточности психофизического развития человека. | ||||
8. | Основные виды нарушений развития | ||||
9. | Эмоциональные состояния школьника: тревога, вина, угроза, враждебность. Депривация: социальная, эмоциональная и сенсорная. | ||||
IV. | Психолого-педагогическая помощь детям со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития - ЗПР). | ||||
10. | Дети с задержкой психического развития | ||||
Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР. Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР. | |||||
12. | Ю.К.Бабанский об оптимизации процесса обучения детей с трудностями в обучении (educationally disabled), детей с ЗПР. | ||||
13. | Асоциальное поведение школьников: трудные дети, агрессивные дети, дети – наркоманы, дети, алкоголики. | ||||
Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы в России. | |||||
Итого |
Содержание и последовательность прохождения учебного материала
I. Введение в проблематику коррекционной педагогики с основами специальной психологии
Лекция 1
Тема: Возникновение коррекционной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние (2 час)
Предмет и структура коррекционной педагогики. Возникновение коррекционной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние.
Лекция 2
Тема: Предмет и задачи коррекционной педагогики с основами специальной психологии (2час)
Коррекционная педагогика в системе психолого-педагогических наук. Соотношение психологии и педагогики. Принципы и методы педагогической коррекции, основные категории. Современные проблемы коррекционной педагогики. Основные научные теории коррекционной педагогики.
Лекция 3
Тема: Коррекционная педагогика в историческом аспекте (2час)
В.П.Кащенко, С.Т.Шацкий – основоположники коррекционной педагогики. Школа в Марьинской роще. Основные положения коррекционной педагогики П.Кащенко и С. Шацкого.
Лекция 4
Тема: А.С.Макаренко –основоположник коррекционной работы с детьми девиантного поведения (2час)
Основные этапы педагогической деятельности А.С.Макаренко. Коллектив как субъект воспитания и перевоспитания трудных детей. Идеи А.С.Макаренко на современнм этапе развития общества.
Лекция 5.
Тема: Система воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная М.Монтессори (2час)
Педагогические идеи М.Монтессори. Работа с детьми дошкольного возраста по коррекции развития. Технологии школы Монтессори.. Идеи Монтессори на современном этапе. Норма и отклонения в развитии.
Лекция 6
Нормальное и отклоняющееся развитие: статистическая и функциональная нормы развития (2час)
Норма развития ребенка. Нормальное и отклоняющееся развитие: статистическая и функциональная нормы развития. Условия нормального развития ребенка. Теория А.Адлера о значении различных дефектов для повышения развития других функций. Л.С.Выготский о первичном и вторичном дефектах развития. Общие закономерности отклоняющегося развития. Виды нарушения развития, их причины и механизмы.
Лекция 7
Тема: Факторы риска недостаточности психофизического развития человека (2час)
Психофизическое развитие человека на разных возрастных этапах . Индекс повреждения головного мозга. Биологические, генетические факторы развития. Социальные факторы, влияющие на развитие ребенка.
Лекция 8
Тема Основные виды нарушения развития ребенка (2час)
Отклоняющееся развитие (дизонтогении). Основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста. Диагностика отклонений в развитии ребенка. Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации.
Методика работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста. Организация специальной педагогической помощи детям с нарушениями речи.
Лекция 9
Тема: Эмоциональные состояния школьника: тревога, вина, угроза, враждебность (2час)
Эмоциональные состояния школьника: тревога, вина, угроза, враждебность. Уровни возрастающей эмоциональной напряженности: тревожность, депрессия, депривация, фрустрация. Конструктивная и деструктивная тревога. Защитные механизмы: вытеснение, проекциия, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание. К.Хорни о защитных механизмах. Условия эффективности коррекционных методик в снятии эмоциональной напряженности. мпульсивный ребенок и основные приемы коррекции импульсивности. Депрессивные дети. источники детской депрессивности. Коррекция депрессии. Депривация. Виды депривации: сенсорная,когнитивная,эмоциональная, смоциальная. Базисные основы человеческого опыта (родительская забота, обеспеченность жильём и др.) и их влияние на развитие человека. Источники возникновения депривации. Уровни проявления депривации. Коррекционные методики по преодолению депривации и фрустрации.
Лекция 10
Тема: Дети с задержкой психического развития (2час)
Характеристика детей с задержкой психического развития. Классификация ЗПР. Причины, приводящие к задержкам психического развития. ЗПР конституционального, сомотогенного, психогенного, церебрально-органического происхождения. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР. Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР. Комплексное нарушение в развитии. Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллектом. Дети с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, опорно-двигательные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства.
Лекция 11
Тема: Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР (2час)
Познавательная сфера детей разного возраста. Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР. Познавательная сфера детей с ЗПР. Методика работы по развитию познавательной сферы детей с ЗПР.
Лекция 12
Тема: Ю. К. Бабанский об оптимизации процесса обучения детей с трудностями в обучении (educationally disabled) (2час)
Виды трудностей в обучении. Мотивационно-потребностная сфера школьников. Факторы, влияющие на появление трудностей в учебе. Методика работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Лекция 13
Тема: Асоциальное поведение школьников: трудные дети, агрессивные дети, дети – наркоманы, дети – алкоголики (2час)
Асоциальное поведение школьника. Причины возникновения асоциального поведения. Педагогические условия, необходимые для коррекции асоциального поведения: нечестность, лживость, сквернословие, грубость, курение. «Трудные дети» на современном этапе развития общества. Дети развода. Профилактика алкоголизма и наркомании. Коррекционные методики. Аффективные дети. Причины аффективного поведения. Агрессивное поведение детей. Агрессивное поведение педагогов. Методы и методики коррекции агрессивного поведения и условия их эффективности.
Лекция 14
Тема: Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы в России (2час)
Политика государства в области социальной зашиты детей в историческом аспекте. Зарубежный опыт коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, социальной адаптации.
Конвенция о правах ребёнка. Законы, декреты, указы по охране прав ребенка, его социальной защищённости. современная система образовательных учреждений в России для детей с отклонением в развитии. Реабилитационные центры.
Семинарские занятия
Семинар 1.
Тема: Возникновение коррекционной педагогики как отрасли знания, её становление и современное состояние (2 час.)
План
1. Предмет и структура коррекционной педагогики.. Задачи коррекционной педагогики с основами специальной психологии.
2. Коррекционная педагогика в системе психолого-педагогических наук.. Соотношение психологии и педагогики .
3. Принципы и методы педагогической коррекции, основные категории.
4. Современные проблемы коррекционной педагогики.
Рекомендуемая литература
1. Гилленбранд Клеменс. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Б. К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А.Горловой; науч. Ред. Рус. Текста Н.М.Назарова. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -240 с.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с.
Дополнительная литература
1. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие дляч студ. М.:. гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -353.
2. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для ст./ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
Семинары 2 -3
Тема: Коррекционная педагогика С.Т.Шацкого и В.П.Кащенко.– основоположников коррекционной педагогики. (4 час.)
План.
1. Коррекционная педагогика в историческом аспекте.
2. В. П. Кащенко, С. Т. Шацкий основоположники коррекционной педагогики.
Рекомендуемая литература
1. Гилленбранд Клеменс. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Б. К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А.Горловой; науч. Ред. Рус. Текста Н.М.Назарова. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -240 с.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с.
3. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков : пособие для студентов сред. и высш. учеб. завед. / В. П. Кащенко. - М. : Изд.центр "Академия", 1999. - 304 с.
Дополнительная литература
3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие дляч студ. М.:. гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -353.
4. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для ст./ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
Семинар 4
Тема: А.С.Макаренко –основоположник коррекционной работы с детьми девиантного поведения (2 час.)
План.
1. А.С.Макаренко - основоположники коррекционной педагогики в работе с трудными детьми.
2. П. П. Блонский. Основные положения коррекционной работы с детьми.
3. Современные теории коррекционной педагогики.
Рекомендуемая литература
4. Гилленбранд Клеменс. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Б. К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А.Горловой; науч. Ред. Рус. Текста Н.М.Назарова. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -240 с.
5. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с.
6. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков : пособие для студентов сред. и высш. учеб. завед. / В. П. Кащенко. - М. : Изд.центр "Академия", 1999. - 304 с.
Дополнительная литература
5. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие дляч студ. М.:. гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -353.
6. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для ст./ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
Семинар 5
Тема: Система воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная М.Монтессори. (2 час.)
План.
1. Основные научные теории коррекционной педагогики
2. Идеи кррекционной педагогики в зарубежном опыте.
3. Система воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная М.Монтессори.
4. Современные теории коррекционной педагогики.
Рекомендуемая литература
1. Гилленбранд Клеменс. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Б. К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А.Горловой; науч. Ред. Рус. Текста Н.М.Назарова. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -240 с.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с.
3. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков : пособие для студентов сред. и высш. учеб. завед. / В. П. Кащенко. - М. : Изд.центр "Академия", 1999. - 304 с.
Дополнительная литература
1. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие дляч студ. М.:. гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -353.
2. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для ст./ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
3. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития : пособие для активных работников дошкольных учреждений / под общ. ред. д.м.н. В. М. Мастюковой. - М.: АРКТИ, 2002. - 192 с.
Семинар 6
Тема: Нормальное и отклоняющееся развитие: статистическая и функциональная нормы развития (2 час)
План
1. Нормальное и отклоняющееся развитие: статистическая и функциональная нормы развития. Условия нормального развития ребенка.
2. Факторы риска недостаточности психофизического развития человека: биологические, генетические, социальные, сомотический факторы. Индекс повреждения головного мозга.
3. Отклоняющееся развитие (дизонтогении). Общие закономерности отклоняющегося развития. Возрастная обусловленность отклоняющегося развития.
4. Основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста. Диагностика отклонений в развитии ребенка.
5. Методика работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Доклад
1. Теория А. Адлера о значении различных дефектов для повышения развития других функций
2. Л. С. Выготский о первичном и вторичном дефектах развития.
3. Виды нарушения развития, их причины и механизмы.
Рекомендуемая литература
1. Гилленбранд Клеменс. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Б. К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А.Горловой; науч. Ред. Рус. Текста Н.М.Назарова. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -240 с.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с.
3. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков : пособие для студентов сред. и высш. учеб. завед. / В. П. Кащенко. - М. : Изд.центр "Академия", 1999. - 304 с.
Дополнительная литература
1. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие дляч студ. М.:. гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -353.
2. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для ст./ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
Семинар 7 - 8
Факторы риска недостаточности психофизического развития человека (4 час.)
План
1. Биологические, генетические, социальные, сомотический факторы
2. Индекс повреждения головного мозга.
3. Организация специальной педагогической помощи детям с нарушениями речи.
Рекомендуемая литература
1. Гилленбранд Клеменс. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Б. К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А.Горловой; науч. Ред. Рус. Текста Н.М.Назарова. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -240 с.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с.
3. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков : пособие для студентов сред. и высш. учеб. завед. / В. П. Кащенко. - М. : Изд.центр "Академия", 1999. - 304 с.
Дополнительная литература
1. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие дляч студ. М.:. гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -353.
2. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для ст./ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
Семинар 9-10
Тема: Основные виды нарушений развития (4час.)
План
1. Возрастная обусловленность отклоняющегося развития.
2. Виды нарушения развития, их причины и механизмы.
3. Основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста.
4. Диагностика отклонений в развитии ребенка.
5. Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации.
Рекомендуемая литература
1. Гилленбранд Клеменс. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Б. К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А.Горловой; науч. Ред. Рус. Текста Н.М.Назарова. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -240 с.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с.
3. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков : пособие для студентов сред. и высш. учеб. завед. / В. П. Кащенко. - М. : Изд.центр "Академия", 1999. - 304 с.
Дополнительная литература
1. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие дляч студ. М.:. гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -353.
2. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для ст./ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
Семинар 11
Тема: Эмоциональные состояния школьника: тревога, вина, угроза, враждебность (2 час.)
План
1. Тревога, вина, угроза, враждебность.
2. Уровни возрастающей эмоциональной напряженности: тревожность, депрессия
3. Конструктивная и деструктивная тревога.
4. Защитные механизмы: вытеснение, проекциия, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание
5. Методики работы с детьми по снятию тревоги, эмоциональной напряженности.
Доклад
1. К.Хорни о защитных механизмах.
2. Условия эффективности коррекционных методик в снятии эмоциональной напряженности.
Рекомендуемая литература
1. Гилленбранд Клеменс. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Б. К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А.Горловой; науч. Ред. Рус. Текста Н.М.Назарова. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -240 с.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с.
3. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков : пособие для студентов сред. и высш. учеб. завед. / В. П. Кащенко. - М. : Изд.центр "Академия", 1999. - 304 с.
Дополнительная литература
1. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие дляч студ. М.:. гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -353.
2. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для ст./ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
Семинар 12
Тема: Депривация: социальная, эмоциональная и сенсорная (2час.).
План
1. Импульсивный ребенок и основные приемы коррекции импульсивности.
2. Депрессивные дети.
3. Источники детской депрессивности.
4. Методика коррекции депрессии
Рекомендуемая литература
1. Гилленбранд Клеменс. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Б. К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А.Горловой; науч. Ред. Рус. Текста Н.М.Назарова. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -240 с.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с.
3. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков : пособие для студентов сред. и высш. учеб. завед. / В. П. Кащенко. - М. : Изд.центр "Академия", 1999. - 304 с.
Дополнительная литература
1. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие дляч студ. М.:. гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -353.
2. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для ст./ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
Семинар 13
Тема: Дети с задержкой психического развития (4час.)
План
1. Характеристика детей с задержкой психического развития.
2. Классификация ЗПР.
3. Причины, приводящие к задержкам психического развития. ЗПР конституционального, сомотогенного, психогенного, церебрально-органического происхождения.
4. Методика работы с детьми с ЗПР
Рекомендуемая литература
1. Гилленбранд Клеменс. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Б. К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А.Горловой; науч. Ред. Рус. Текста Н.М.Назарова. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -240 с.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с.
3. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков : пособие для студентов сред. и высш. учеб. завед. / В. П. Кащенко. - М. : Изд.центр "Академия", 1999. - 304 с.
Дополнительная литература
1. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие дляч студ. М.:. гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -353.
2. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для ст./ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
Семинар 14 - 15
Тема: Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР (4час.)
План
1. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.
2. Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР. Комплексное нарушение в развитии.
3. Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллекто
4. Дети с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, опорно-двигательные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства.
Рекомендуемая литература
1. Гилленбранд Клеменс. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Б. К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А.Горловой; науч. Ред. Рус. Текста Н.М.Назарова. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -240 с.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с.
3. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков : пособие для студентов сред. и высш. учеб. завед. / В. П. Кащенко. - М. : Изд.центр "Академия", 1999. - 304 с.
Дополнительная литература
1. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие дляч студ. М.:. гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -353.
2. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для ст./ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
Семинар 16 – 17
Тема: Ю.К.Бабанский об оптимизации процесса обучения детей с трудностями в обучении (educationally disabled), детей с ЗПР (4час.)
1. Виды трудностей в обучении.
2. Факторы, влияющие на появление трудностей в учебе.
3. Методика работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Рекомендуемая литература
1. Гилленбранд Клеменс. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Б. К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А.Горловой; науч. Ред. Рус. Текста Н.М.Назарова. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -240 с.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с.
3. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков : пособие для студентов сред. и высш. учеб. завед. / В. П. Кащенко. - М. : Изд.центр "Академия", 1999. - 304 с.
Дополнительная литература
1. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие дляч студ. М.:. гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -353.
2. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для ст./ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
Семинар 18 - 19
Тема Асоциальное поведение школьников: трудные дети, агрессивные дети, дети – наркоманы, дети, алкоголики. (4час.)
План
1. Асоциальное поведение школьника. Причины возникновения асоциального поведения.
2. Педагогические условия, необходимые для коррекции асоциального поведения: нечестность, лживость, сквернословие, грубость, курение.
3. «Трудные дети» на современном этапе развития общества
4. Дети развода.
5. Профилактика алкоголизма и наркомании. Коррекционные методики.
6. Аффективные дети. Причины аффективного поведения
7. Агрессивное поведение детей. Агрессивное поведение педагогов.
8. Методы и методики коррекции агрессивного поведения и условия их эффективности.
Рекомендуемая литература
1. Гилленбранд Клеменс. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Б. К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А.Горловой; науч. Ред. Рус. Текста Н.М.Назарова. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -240 с.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с.
3. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков : пособие для студентов сред. и высш. учеб. завед. / В. П. Кащенко. - М. : Изд.центр "Академия", 1999. - 304 с.
Дополнительная литература
1. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие дляч студ. М.:. гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -353.
2. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для ст./ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
Семинар 20
Тема: Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы в России (2час.)
План
1. Политика государства в области социальной зашиты детей в историческом аспекте.
2. Зарубежный опыт коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, социальной адаптации.
3. Конвенция о правах ребёнка. Законы, декреты, указы по охране прав ребенка, его социальной защищённости.
4. Современная система образовательных учреждений в России для детей с отклонением в развитии. Реабилитационные центры.
Рекомендуемая литература
1. Гилленбранд Клеменс. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Б. К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А.Горловой; науч. Ред. Рус. Текста Н.М.Назарова. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -240 с.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. и доп.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с.
3. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков : пособие для студентов сред. и высш. учеб. завед. / В. П. Кащенко. - М. : Изд.центр "Академия", 1999. - 304 с.
Дополнительная литература
1. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие дляч студ. М.:. гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -353.
2. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для ст./ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.