Диагностическая программа изучения уровня профессионального мастерства учителя-логопеда
Профессиональный уровень учителя-логопеда (коррекционно-педагогические умения и навыки) | |||
Критерии | Уровни | ||
Репродуктивный (вторая категория) | Мастерский (первая категория) | Исследовательский (высшая категория) | |
1. Знание теоретических основ коррекционной педагогики и реализация их в практике работы | ü Отвечает общим требованиям, предъявляемым к выполнению функциональных обязанностей учителя-логопеда ü Имеет достаточные (в рамках программы дефектологического института) знания по логопедии ü Работа на занятии только по конспекту ü Замедленная реакция и находчивость | ü Имеет глубокие знания по дефектологии и смежным наукам (связь с медико-биологическими и лингвистическими науками) ü В коррекционной работе прослеживаются внутрисистемные связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: методикой обучения родному языку, логопедической ритмикой, общей и специальной психологией и т.д. | ü Широкая эрудиция ü Умеет четко формулировать конкретные цели ü Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость ü Имеет глубокие знания по дефектологии и смежным наукам (педагогики, психологии), широко применяет их на практике |
2. Знание современных коррекционно-развивающих методик | ü Следит за специальной и методической литературой ü Работает по готовым коррекционным программам ü Использует в своей работе прогрессивные идеи прошлого и современности ü Затрудняется самостоятельно разрабатывать методику коррекционного воздействия на дошкольников | ü Владеет методиками анализа коррекционно-развивающего процесса ü Использует методики и программы, направленные на развитие личности, интеллекта, речи, эмоционально-волевой сферы, вносит в них при необходимости коррективы | ü Владеет методами научно-исследовательской, экспериментальной работы ü Использует в коррекционно-развивающей работе собственные оригинальные приемы и методики |
3. Умение анализировать свою деятельность | ü Видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие ü Способен добиваться положительных изменений на основе самоанализа, однако улучшения носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки коррекционно-развивающей работы ü Заниженная или завышенная само-оценка своих качеств и результатов труда | ü Исправляет допущенные ошибки и усиливает позитивные моменты в своей работе, находит при этом эффективные решения ü Осознает необходимость систематической работы над собой и активно включает те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств ü Адекватная самооценка своих качеств и результатов труда | ü Стремится и умеет видеть свою деятельность со стороны, объективно и беспристрастно оценивает и анализирует ее, выделяя сильные и слабые стороны ü Сознательно планирует программу самосовершенствования, ее цель, задачи пути реализации |
4. Знание новых педагогических, коррекционных, развивающих концепций | ü Знает современные отечественные и зарубежные методики коррекционного обучения и воспитания ü Владеет набором вариативных методик и педагогических технологий, осуществляет их отбор и применяет в соответствии с коррекционными задачами | ü Умеет демонстрировать на практике высокий уровень владения методиками ü Владеет современной технологией развивающего обучения ü Творчески применяет программы и технологии на практике | ü Разрабатывает новые педагогические технологии коррекционного обучения и воспитания, ведет работу по их апробации ü Участвует в исследовательской, экспериментальной деятельности |
5. Знание теории дошкольной педагогики и возрастной психологии | ü Ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях коррекции личности дошкольников, но редко применяет их в своей деятельности ü Способен принимать решения лишь в типичных случаях | ü Свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях, использует их как основу в своей коррекционной деятельности ü Способен быстро и подсознательно избирать оптимальные решения | ü Использует различные формы психолого-педагогической диагностики и научно обоснованного прогнозирования коррекционной деятельности ü Способен предвидеть развитие и принять решение в нестандартных ситуациях |
Оценка продуктивности деятельности учителя-логопеда/ учителя-дефектолога
№ п/п | Показатели основных направлений деятельности учителя-логопеда/ учителя-дефектолога | Оценка (в баллах) | ||
1. | Работа с детьми: 1.1. Диагностическое направление: обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности тех или иных отклонений речи /развития (оценивается на основе анализа диагностических карт /карт экспресс-диагностики): ü Диагностическая карта /карта экспресс-диагностики составлена без учета возрастной и диагностической характеристик детей ü Диагностическая карта /карта экспресс-диагностики перегружена диагностическими критериями, либо диагностические критерии усечены, карта не несет в себе необходимой информации и не имеет оснований для выведенного специалистом заключения ü Диагностическая карта /карта экспресс-диагностики соответствует всем специальным требованиям и служит основанием для объективного заключения, а также дальнейшего проведения психолого-педагогического /логопедического мониторинга с целью выявления динамики в коррекционно-образовательном процессе всех или каждого из воспитанников, и, при необходимости – корректировки планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми 1.2. Содержание коррекционной работы (реализация принципа комплексного подхода, согласованности коррекционной работы учителя-логопеда /учителя- дефектолога с общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ) (оценивается на основании сравнительного анализа рабочих планов воспитателей группы и перспективного плана учителя-логопеда /учителя-дефектолога): ü Коррекционная работа специалиста выстроена односторонне, без учета возможных упущений в содержании и реализации общеобразовательной программы по отношению к воспитанникам с проблемами речи \развития ü Коррекционная работа специалиста выстроена с учетом базовой общеобразовательной программы ü Согласованность коррекционной программы развития и общеобразовательной программы максимально эффективно реализуются в содержательной и практической деятельности педагогического процесса 1.3. Оказание коррекционной помощи с целью преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений речи /коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР, нарушениями слуха, зрения (различного генеза), с использованием различных методов и приемов при проведении индивидуальных (логопедических /дефектологических занятий) по индивидуальным программам; проведение подгрупповых (по признаку однотипности нарушения) и фронтальных занятий, подготовка к обучению грамоте (оценивается на основе анализа поурочных конспектов занятий специалиста при различных формах работы): ü Формулировка целей занятий не соответствует контексту занятий. Учебный материал подобран без учета возможностей детей. Не всегда понятен выбор метода введения и отработки нового материала и связь нового материала с отработанным и последующим. Работа проводится без учета межпредметных связей. Не знает современных технологий либо осведомлен, но не владеет ими ü Не всегда понятны приоритетные задачи занятий, работа проводится по стандартной модели без внесения каких-либо изменений и дополнений. Целесообразность при выборе методов и приемов при проведении коррекционных занятий. Использует традиционные и инновационные технологии, но их соотношение не всегда оптимально ü В проводимой специалистом работе соблюдаются общие требования проведения занятий, с учетом организационной стороны и структурных элементов. Реализуются коррекционные (упражнения на развитие речевых и неречевых психических функций, включение заданий с опорой на несколько анализаторов, смена видов деятельности), педагогические (распределение времени на отдельные этапы занятия, виды работ; исключение перегрузок) и развивающие (наглядность, мотивация интеллектуального компонента или эмоционального фона) задачи. Оптимально сочетает традиционные и новые технологии, что обуславливает результативность коррекционного процесса | |||
2. | Оценка эффективности коррекционного процесса: 2.1. По результатам проделанной работы и определяется в соответствии с должностными инструкциями и нормативными документами специалиста (оценивается по контрольным срезам в течение года и отчетной документации, предоставляемой специалистом в конце учебного года): ü Специалист не проводит аналитическую работу, нет четких представлений о схеме самоанализа, низкие показатели результативности коррекционного процесса на конец учебного года ü Работа ведется по всем направлениям, но, в целом, результативность коррекционного процесса не достигает высокого уровня ü Работа проводится по всем направлениям, показатели эффективности коррекционного процесса стабильно высокие, прослеживается стремление специалиста к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести, сформировано умение оценивать свою работу по конечному результату 2.2. Анализ логопедического /дефектологического занятия (оценивается по видеозаписи): ü Цели и задачи занятия не соответствуют возрастным, характерологическим особенностям и речевым возможностям детей (ребенка). Структура занятия однообразная. При отборе содержания не учтены требования программы. Методы и приемы, используемые специалистом неэффективны. Специалист отдает предпочтение словесному методу. Познавательная активность детей низкая. Индивидуальный подход не реализован. Нерациональный расход времени. Имеет место механическое перенесение чужого опыта в свою работу, отсутствие четкой системы работы ü Цели и задачи занятия соответствуют возрастным, характерологическим особенностям и речевым возможностям детей (ребенка). Структура занятия и отбор содержания отвечает требованиям программы обучения. Специалист продемонстрировал однообразные методы обучения и неумение отдельных детей работать по предложенным методам, не удалось установить контакт с детьми (отдельным ребенком), несмотря на то, что на занятии был создан благоприятный психологический климат. Для перевода детей к более деятельному состоянию специалист сочетает индивидуальную работу с фронтальной. Невнимательное выслушивание учителем-логопедом /дефектологом отвечающего ребенка. Учитель-логопед /дефектолог работает по системе, пытается выработать собственный стиль работы ü При реализации целей занятия и его планировании учителем-логопедом /дефектологом были учтены возрастные и характерологические особенности детей. Структура и содержание занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции. Представлено оптимальное чередование различных видов работы, сочетание индивидуальной работы с фронтальной. Творческое переосмысливает методы, приемы и средства, обучение детей проходит соответственно складывающейся учебной ситуации. Разнообразие методов, занимательность изложения, богатство интонаций, выразительная мимика педагога способствовали повышению интереса детей к занятию. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей-логопедов /дефектологов | |||
3. | Работа с документацией: 3.1. Планы работы учителя-логопеда/ учителя-дефектолога: годовой, перспективный, календарный на каждый день, индивидуальные планы работы на каждого ребенка: ü Представлены не все планы работы ü Планы работы частично не соответствуют предъявляемым требованиям, (не включены необходимые сведения, нет взаимосвязи между годовым, перспективным и календарным планированием). Задачи годового плана стандартны и не способствуют профессиональному росту специалиста, развитию коррекционного направления в ДОУ ü Планы работы соответствуют требованиям; все планируемые мероприятия, формы и методы работы вытекают из целей и задач, и реализуются в практической деятельности ДОУ. Задачи годового плана определяют перспективные линии коррекционной работы в ДОУ (изучение современных технологий, инновационная деятельность, разработка авторских программ, методик, и др.) 3.2. Ведение текущей документации: график работы; оформление речевых /индивидуальных карт воспитанников; составление списка детей по составу коррекционных групп (1-2-3 раза в год); ведение индивидуальных тетрадей; ведение журнала учета посещаемости; оформление протоколов медико-педагогических комиссий по приему и выпуску детей; ведение журнала взаимодействия с педагогами и родителями; участие в экспериментальной программе (разработка занятий с учетом тематики проводимого эксперимента, если таковой проводится); оформление папки «Из опыта работы»: ü Документация представлена не в полном объеме ü Документация представлена в полном объеме, ведется регулярно, но формально, с частичным не соответствием предъявляемых требований к оформлению обязательных документов, не полностью отражает объем проводимой работы, поэтому сложно составить представление о системе работы учителя-логопеда /учителя-дефектолога ü Документация соответствует требованиям, отражает качественные и количественные изменения, достижения в работе. По предоставленной документации можно составить представление о системе работы учителя-логопеда /учителя-дефектолога в ДОУ. Рабочее время используется рационально. | |||
4. | Консультативно-методическая работа учителя-логопеда / учителя-дефектолога: 4.1. Работа с педагогами: взаимосвязь с воспитателями коррекционных групп при реализации коррекционных программ; посещение открытых занятий воспитателей по развитию речи; индивидуальное консультирование воспитателей; проведение просветительской работы (семинаров, открытых занятий) среди педагогов о важности профилактики и коррекции речевых нарушений /о нарушениях высших психических функций, патологии слуха, зрения и их пагубное влияние на общее развитие детей; участие в экспресс-обзорах на психолого-медико-педагогических консилиумах (оценивается по предоставлению специалистом конспектов лекций, семинаров, педагогических коллоквиумов, на основании журнала взаимодействия с педагогами и др.): ü Ведется эпизодически. Используются однотипные формы работы. Цели и задачи деятельности обозначены не четко ü Проводится с постоянной периодичностью, но ведется по сложившейся системе, без элементов творческой инициативы ü Специалист проявляет творческий подход в работе с педагогами и воспитателями. Работа ведется по различным направлениям (консультирование, профилактика, просвещение), используются разнообразные формы и методы (напр. индивидуальная и подгрупповая работа с педагогами). Осуществляется диагностика и планирование работы в зависимости от возникающих проблем, поставленных задач, индивидуальных особенностей специфики работы педагогов. Воспитатели и педагоги ДОУ проявляют активность в вопросах сотрудничества 4.2. Работа с родителями: индивидуальное консультирование родителей для оказания своевременной коррекционной помощи детям; участие в родительских собраниях и выступления на них; проведение обследования по запросам и в присутствии родителей; проведение просветительской работы (семинаров, открытых занятий) среди родителей; ведение индивидуальных тетрадей для работы родителей с детьми; оформление информационных листков для обратной связи с родителями (оценивается на основании методических материалы, документации взаимосвязи с родителями и др.): ü Проводится эпизодически. Используются однообразные формы и методы. Цели и задачи деятельности обозначены не четко ü Проводится с постоянной периодичностью, но ведется по сложившейся системе, без элементов творческой инициативы ü Ведется регулярно, выработана система взаимодействия и творческий подход к работе с родителями воспитанников. Четко обозначены цели, представлены различные направления работы с ними (профилактика, просвещение, консультирование). Деятельностью специалиста охвачены различные категории родителей, используются разнообразные методы. В работе с родителями используются как групповые, так и индивидуальные формы работы 4.3. Методическая работа учителя-логопеда /учителя-дефектолога(оценка производится на основании работы с родителями и педагогами): ü Формально участвует в работе педагогических советов, семинарах и других формах работы ДОУ. Планирует методическую работу, но реализует ее фрагментарно ü Систематически участвует в работе педагогических советов и других формах работы учреждения. Планы методической работы стандартны и не способствуют повышению качества методической работы ü Активно и систематически участвует в педагогической и общественной жизни ДОУ. Имеет четкое представление о целях методической деятельности. Предлагает интересные формы методической работы. Участвует в городских, районных и краевых семинарах, конференциях, методических объединениях, сотрудничает с другими образовательными учреждениями. Имеет авторские разработки, обобщает и популяризирует собственный опыт работы |
Приложение 18