Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Психологический факультет
Психологический факультет
Кафедра педагогической психологии
И педагогики
Т.Е. Платонова
Методика преподавания математики
Методические рекомендации к выполнению
Контрольной работы
Направление подготовки 44.03.01«Педагогическое образование»
Профиль подготовки «Начальное образование»
Казань – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Требования и рекомендации…………………………………………..5
3. Варианты контрольной работы……………………………………….7
4. Образец титульного листа…………………………………………….22
5. Список использованной литературы……………………………….23
6. Примерные экзаменационные вопросы……………………………...24
Введение
1. Целями освоения дисциплины «Методики преподавания математики в начальной школе» являются:
- основные понятия, раскрывающие сущность методики преподавания математики в начальной школе как междисциплинарной отрасли знаний; основные категории методики преподавания математики в начальной школе; история развития данной науки;
- освоение студентами современных методов обучения математике в начальной школе;
- формирование у студентов умений и навыков, лежащих в основе сознательного и творческого подхода в решении возникающих в практике обучения математике учебно-воспитательных задач;
- формирование умений творчески работать в современных образовательных системах и программах.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Учебная дисциплина «Методика преподавания математики» относится к профессиональному циклу дисциплин Б3 ОД8.
Выдвигаются следующие требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины: бакалавры должны иметь представление об основных понятиях и проблемах математики, обладать знанием основных понятий педагогики и методики обучения младших школьников. Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, для прохождения педагогической практики и в дальнейшем для профессиональной деятельности.
Дисциплина «Методика преподавания математики» имея собственную самостоятельность и завершенность в системе обучения, является логически связанной с такими дисциплинами как «Педагогика», «Психология», «Математика» и дополняет теоретическую подготовку бакалавров направления «Педагогика» (профиль «Начальное образование»).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Общепрофессиональные: компетенции:
– способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК – 4).
Профессиональные компетенции:
– способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК -1);
– готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК- 2);
– способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК – 4);
– способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников ( ПК – 5).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
на уровне представлений: основные понятия, раскрывающие сущность «Методики преподавания математики» как междисциплинарной отрасли знаний; основные категории «Методики преподавания математики»; историю развития данной науки; на уровне воспроизведения:
– цели, задачи, содержание и особенности построения начального курса математики;
– основные требования к математической подготовке младших школьников;
– особенности различных образовательных программ в смысле реализации общих методических подходов;
– методы и приемы обучения математике;
– основные формы организации учебного процесса; на уровне понимания:
– основные способы образования, чтения и записи целых неотрицательных чисел;
– основные приемы устных и письменных вычислений;
– основные алгебраические и геометрические понятия, величины:
– основные методические приемы обучения решению задач;
– понятие текстовой задачи, различные методы решения и проверки решения задач.
Уметь:
Теоретические умения - уметь проводить анализ образовательных программ, действующих учебников, учебных пособий по математике начальной школы, научно-методической литературы;
– планировать процесс обучения младших школьников.
Практические умения – уметь выявлять, ставить и решать методические задачи;
– разрабатывать проблемные ситуации и общие подходы к их решению, с учетом специфики математического содержания и особенности его усвоения учащимися;
– самостоятельно конструировать и выполнять различные виды математических и методических заданий;
– решать любую задачу по курсу математики начальной школы различными способами, обосновывать выбранное решение, отыскивать наиболее рациональные способы решения задач.
Владеть:
– навыками самостоятельной трансформации, структурирования и грамотного преобразования теоретического знания в практическую профессиональную деятельность;
– интерактивными методами и приемами обучения;
– основными методами математической обработки информации;
– навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения;
– современными технологиями, применять ИКТ.
Требования и рекомендации
1. Структура и содержание контрольной работы:
Структура контрольной работы состоит из следующих позиций:
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Введение
4. Разделы и подразделы
5. Заключение
6. Список использованной литературы
7. Приложения
Содержание контрольной работы включает два задания, которые можно разбить на разделы и подразделы.
Требования к оформлению
Объем контрольной работы составляет 10-15 страниц машинописного текста (без учета приложений).
Текст работы должен быть напечатан через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа белой бумаги (A-4). Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореола и затенения. Шрифт TimesNewRoman, кегель 14. Текст следует печатать через 1,5 интервала. Выравнивание основного текста – двустороннее; названий разделов, подразделов – по центру. Курсив и подчеркивание в работе не допускаются.
Лист с текстом должен иметь поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм.
Все страницы контрольной работы нумеруются сквозной нумерацией. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется. За титульным листом располагают содержание. Нумерация страниц начинается с третьего листа и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «3». Номера страниц проставляются в верхнем поле страницы в центре. Таблицы, схемы, расположенные на отдельных листах, входят в общую нумерацию страниц.
Между названием главы и названием параграфа этой главы пробел не ставится. Название параграфа должно отделяться от текста этого параграфа пробелом (равным интервалу) и качеством шрифта (кегель 14, полужирный).
Для соответствия требованиям оформления студенту следует применять следующие стили: Основной, Заголовок 1, Заголовок 2.
Рекомендуется также создать стили для текстов таблиц, их заголовков и подписей под рисунками
Настройки основного стиля
Шрифт – 14, типа TimesNewRoman
Межстрочный интервал – полуторный
Отступ красной строки – 1,25 см
Отступы до и после абзаца – 0
Выравнивание – двустороннее (по ширине)
Переносы установлены
Настройки стилей заголовков
Заголовок раздела (подраздела):
Кегль 16, типа Times New Roman, полужирный
Межстрочный интервал – полуторный
Отступ красной строки – 0
Начинать с новой страницы
Выравнивание – по центру
Название пунктов внутри раздела
Кегль 14, типа TimesNewRoman, полужирный
Межстрочный интервал – полуторный
Отступ красной строки – 1,25
Выравнивание – влево
После названия раздела (подраздела) в тексте оставляется пустая строка.
Варианты контрольной работы
Вариант №1
1. Разработайте конспект по математике согласно требованиям ФГОС НОО.
Возможные типы уроков:
- урок усвоения новых знаний (урок изучения нового), цель: изучение и первичное закрепление новых знаний;
2. Представьте разработанную информационную карту урока.
К разработке информационной карты предложена тема урока
«Табличное умножение и деление»
Инструкция к заданию1:
1. Выбор УМК по предмету, тема
2. Определите цель и задачи урока (образовательную, развивающую, воспитывающую),выделите УУД, которые можно формировать (познавательные, коммуникативные, регулятивные), личностные результаты.
3. Разработайте конспект урока в соответствии с представленной таблицей по заданной теме (с применением образовательной технологии по выбору).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Вариант №2
1. Разработайте конспект по математике согласно требованиям ФГОС НОО.
Возможные типы уроков:
- урок усвоения новых знаний (урок изучения нового), цель: изучение и первичное закрепление новых знаний;
2. Представьте разработанную информационную карту урока.
К разработке информационной карты предложена тема урока
«Доли»
Инструкция к заданию 1:
1. Выбор УМК по предмету, Тема
2. Определите цель и задачи урока (образовательную, развивающую, воспитывающую),выделите УУД, которые можно формировать (познавательные, коммуникативные, регулятивные), личностные результаты.
3. Разработайте конспект урока в соответствии с представленной таблицей по заданной теме (с применением образовательной технологии по выбору).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
ВАРИАНТ №3
1. Разработайте конспект по математике согласно требованиям ФГОС НОО.
Возможные типы уроков:
- урок усвоения новых знаний (урок изучения нового), цель: изучение и первичное закрепление новых знаний;
2. Представьте разработанную информационную карту урока.
К разработке информационной карты предложена тема урока
«Уравнения» (математика)
Инструкция к заданию 1:
1. Выбор УМК по предмету, Тема
2. Определите цель и задачи урока (образовательную, развивающую, воспитывающую),выделите УУД, которые можно формировать (познавательные, коммуникативные, регулятивные), личностные результаты.
3. Разработайте конспект урока в соответствии с представленной таблицей по заданной теме (с применением образовательной технологии по выбору).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
ВАРИАНТ №4
1. Разработайте конспект по математике согласно требованиям ФГОС НОО.
Возможные типы уроков:
- урок усвоения новых знаний (урок изучения нового), цель: изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Представьте разработанную информационную карту урока.
К разработке информационной карты предложена тема урока
Знакомство с понятием задача (математика)
Инструкция к заданию 1:
1. Выбор УМК по предмету, тема
2. Определите цель и задачи урока (образовательную, развивающую, воспитывающую),выделите УУД, которые можно формировать (познавательные, коммуникативные, регулятивные), личностные результаты.
3. Разработайте конспект урока в соответствии с представленной таблицей по заданной теме (с применением образовательной технологии по выбору).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Вариант №5
1. Разработайте конспект по математике согласно требованиям ФГОС НОО.
Возможные типы уроков:
- урок усвоения новых знаний (урок изучения нового), цель: изучение и первичное закрепление новых знаний;
2. Представьте разработанную информационную карту урока.
К разработке информационной карты предложена тема урока
Периметр многоугольника
Инструкция к заданию 1:
1. Выбор УМК по предмету, тема
2. Определите цель и задачи урока (образовательную, развивающую, воспитывающую),выделите УУД, которые можно формировать (познавательные, коммуникативные, регулятивные), личностные результаты.
3. Разработайте конспект урока в соответствии с представленной таблицей по заданной теме (с применением образовательной технологии по выбору).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Вариант №6
1. Разработайте конспект по математике согласно требованиям ФГОС НОО.
Возможные типы уроков:
- урок усвоения новых знаний (урок изучения нового), цель: изучение и первичное закрепление новых знаний;
2. Представьте разработанную информационную карту урока.
К разработке информационной карты предложена тема урока