Начало педагогической деятельности.
Можно также предположить, что после американской семейной поездки в 1825-27 гг., где сын пел партии 2-го баса, для обоих стало очевидным, что мировым певцом ему быть не суждено. К тому же басы никогда, а тем более в то время не котировались. Много позже исключением стал Шаляпин, о чем будет отдельный разговор. Поэтому 1829 г. Гарсиа начал педагогическую деятельность в вокальной школе отца в Париже, а после смерти отца в 1832 году возглавил ее.
Научная карьера.В 1840 г. он представил Парижской Академии Наук методическую работу«Заметки о человеческом голосе», а затем был сделан доклад 12 апреля 1841г. Речь идет об открытии голосовых связок и об изобретении ларингоскопа.
История изобретения такова. Однажды, когда запершило в горле у отца, сын изловчился и с помощью двух зеркалец увидел в глубине своего отца нечто движущееся при извлечении звука. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что кто-нибудь из учеников Гарсиа отца или сына (это не важно) имел высокое положение в обществе. Среди сильных мира сего всегда были, есть и будут большие любители пения. Это и помогло Гарсиа получить звание академика Парижской академии наук. Иначе трудно объяснить, как человек, не имевший даже начального образования, стал академиком. Звание академикарезко повысило его статус и 1842-50 гг. он преподает пение в Парижской консерватории. В 1847 году выходит первое издание книги Гарсиа «Полное руководство по искусству пения». Тираж был очень скромный, плохое полиграфическое исполнение (трудночитаемый текст). В 1856 году вышло второе издание этой же книги. Оно же и стало переиздаваться по всему миру большими тиражами. Поэтому вполне естественно, что первое издание было забыто. Оба издания практически идентичны за исключением нескольких фраз, касающихся певческого дыхания.
С начала 50-х годов и до последних дней жизни Гарсиа живет в Лондоне, где являлся профессором Королевской академии музыки. В 1855 году получил от Кенигсбергского университета степень доктора медицины.
Впоследствии, он стал большим специалистом в осмотре гортани, знатоком в физиологии голосовых связок и явился основателем новой медицинской специальности – фониатрии. По общепризнанному мнению Гарсиа также принадлежит приоритет в открытии метода непрямой ларингоскопии посредством специального гортанного зеркала
Параллельно с обучением пению Гарсиа занимается лечением воспалительных и профессиональных заболеваний гортани у оперных певцов.
Как вокальный педагог, Гарсиа пользовался непререкаемым авторитетом. Этот авторитет был основан на результатах подготовки большого числа выдающихся певиц и певцов, которые в свою очередь затем сами становились вокальными педагогами и продолжали дело своего учителя.
Гарсиа прожив 103 года, установил своеобразный рекорд долгожительства среди певцов и вокальных педагогов. Если бы он дышал, как он об этом написал во втором издании, то не прожил бы и половины срока.
В чем разница решения проблемы дыхания в первом издании в сравнении со вторым?
В Российской национальной библиотеке (бывшая публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина) нашлись оба издания Гарсиа. На русский язык первое издание не переводилось. Замечу, что в отличие от второго издания, первое резко выделяется в худшую сторону по всем полиграфическим показателям.
Что писал о дыхании в первом издании Гарсиа, отечественные специалисты знают из второго издания 1856 года. В переводе этого издания есть сноска В.А.Багадурова, которая мною выделена жирным, как в оригинале, так и переводе.
В этой книге впервые дан полный перевод текста о дыхании 1-го издания (1847). Перевод, сделанный мною, возможно не идеальный, но отражает суть дела.
Сейчас вы видите копию оригинального текста первого издания книги М.Гарсиа «Полное руководство по искусству пения» 1847. Ниже будет приведен этот же текст в читабельном виде и его перевод.
1847 CHAPITIRE IV. RESPIRATION. 394 слова, 2080 знаков.
1.On ne saurait être habile chanteur si l’on ne possède l’art de maîtriser sa respiration.
2.Le phénomène de la respiration se compose d’une double action: la première est l’inspiration, action par laquelle les poumons attirent l’air extérieur; la seconde est l’expiraton, qui leur fait rendre l’air reçu .
3.Pour inspirer facilement, ayez la tête droite, les épaules effacées sans roideur, et la poitrine libre.
4.Soulevez la poitrine par un mouvement lent, et régulier, et rentrez le creux de l’ estomac.
5.Dès l’instant où vous commencerez à exécuter ces deux mouvements, les poumons iront se dilatant jusqu’à ce qu’ils soient remplis d’air.
6.Les poumons qui se sont, remplis graduellement, et sans secousse gardent l’air sans fatigue et longtemps.
7.Cette inspiration lente et complète est ce que les Italiens appellent respiro, par opposition à une inspiration légère, instantanée , qui ne donne aux poumons qu’un petit supplément d’air pour le besoin du moment.
8.Cette inspiration, ils l’appellent mezzo-respiro.
9.Dans l’un et l’autre cas, le passage de l’air par le gosier ne doit être accompagné d’aucun bruit, sous peine de nuire à l’effet du chant et d’introduire la sécheresse et la roideur dans le gosier.
10.Le mécanisme de l’expiration est l’inverse, de celui de l’inspiration.
11.Il consiste à opérer par le thorax et le diaphragme une pression lente et graduelle sur les poumons charges d’air.
12.Lés secousses, les coups de poitrine, la chute précipitée des côtes et le relâchement brusque du diaphragme feraient échapper l’air à l’instant męme.
13.En effet, les poumons, masses spongieuses et inertes, sont enveloppés dans une espèce de cône (le thorax) dont la base
(le diaphragme) est convexe du côté de la poitrine.
14.Une seule fissure de quelques lignes de longueur (la glotte) placée au sommet du cône, sert de passage a l’air.
15.Pour que l’air puisse pénétrer dans les poumons, il faut que les côtés s’écartent et que le diaphragme s’abaisse; l’air remplit alors les poumons.
16.Si, dans cet état de choses, on laisse retomber les côtes et se soulever le diaphragme, les poumons, pressés de tous côtés comme une éponge sous la main, abandonnent à l’instant l’air qu’ils avaient inspiré.
17.Il faut donc ne laisser retomber les côtés et ne relâcher le diaphragme qu’autant qu’il est nécessaire pour alimenter les sons.
18.C’est le moyen physique d’obtenir la tenue de la voix don’t il sera parlé plus loin.