Методы формирования произношения
Формирование навыков правильного произношения проходит несколько стадий.
На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики (пассивной и активной), изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики артикуляционного аппарата.
Второй этап — развитие фонематического восприятия — очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т.е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические
признаки звуков.
Затем переходят к этапу интеграции, т.е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями.
Заключительный этап — автоматизация, т.е. переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального контроля. Названные этапы занимают длительный период и обеспечиваются двумя категориями факторов: бессознательными —посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными — посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.
Для формирования звуковой стороны речи широко используется концентрический метод: от первоначального изучения звуков в простых сочетаниях и на ограниченном речевом материале дети переходят ко все более автоматизированному произношению в самостоятельной речи. Усложнение требований, предъявляемых к произношению, отражено в учебниках 1 и 2-го классов.
Большое внимание в процессе обучения уделяется гласным звукам, которые обычно произносятся неполнозвучно, с вялой артикуляцией. Следует добиваться осознанного, четкого, хорошо артикулируемого произношения каждого гласного звука. Упражнения, связанные с произношением гласных, включают в той или иной форме в каждый урок, нередко сочетая их с анализом звукового состава слова.
Непрерывность артикуляционных движений во время произнесения речевого отрезка — слога, слова, сочетания слов и т.п. — приводит к тому, что на артикуляцию одного звука влияет артикуляция следующего за ним. Акустико-артикуляционные свойства звуков легче усвоить в условиях так называемой максимальной фонетической независимости. Для гласных таким условием считается их изолированное произнесение, для согласных — произнесение перед гласным. В слоговом сочетании типа ГС гласный и согласный звуки более независимы друг от друга, чем в сочетании типа СГ [5]. Для успешного восприятия речи необходимы упражнения в произнесении звуков в разных фонетических позициях.
При подборе материала на закрепление произношения того или иного звука учитель руководствуется следующим:
§ изучаемый звук вводится во все доступные на данном уровне сочетания;
§ материал максимально насыщается изучаемым звуком;
§ не включаются звуки, неправильно произносимые детьми;
§ одновременно учитывается доступность слогового состава слов и степень сложности предложений (лексический и грамматический строй).
Воспроизведение и производство звуковых единиц (звуков, слов, фраз, текста) происходит в единстве и предполагает одновременное обучение слушанию и говорению. Фонематическое восприятие совершенствуется под влиянием правильного артикулирования. При постановке правильного произношения рекомендуется сочетание различных способов: имитации и описания.
Ученик при обучении артикулированию звуков должен осознавать произносительные операции как изолированно, так и в различных сочетаниях. В этой связи широко применяются описания артикуляции изучаемых звуков с использованием средств наглядности: схем, фотографий, демонстраций положений речевых органов с помощью рисунков, модулей, пиктограмм, движений руки. В настоящее время широко используется компьютерная поддержка. Для создания в долговременной памяти учеников звуковых образов фонем, интонем очень важно постоянство воспринимаемых звуков, которое можно обеспечить с помощью фонограмм. Дети должны слушать эталонный образец звучания, выполнять с опорой на слуховой анализатор упражнения на дифференциацию звуков и т.п.
При этом нужно учитывать, что работа с фонограммой утомляет слуховой анализатор, поэтому необходимо чередовать виды заданий с участием моторного и зрительного анализаторов. Благодаря синтезу звука и изображения аудиовизуальные средства относятся к числу наиболее эффективных средств обучения.
Различение звуков на слух является необходимым условием правильного употребления их в речи. После того как правильная артикуляция того или иного звука усвоена учащимися и звук произносится ими четко и правильно в простейших сочетаниях, проводятся упражнения по различению звуков. Каждый изучаемый в данный момент звук может быть сопоставлен в артикуляции и на слух с ранее пройденными. Со звуками, еще не пройденными, но артикуляция которых достаточно подготовлена, можно также упражняться в сопоставлении, однако в данном случае — только на слух, исключая проговаривание [16].
От сравнения отдельных звуков или слогов во 2-м классе быстро переходят к сравнению звуков, входящих в состав слогов типа СГ, ССГ и т.п. и слов. В тех случаях, когда изучаемый звук сопоставляется с уже пройденным, правильность восприятия контролируют чаще всего повторением, а также жестом или показом картинок-символов и т.п.
В случаях сравнения изучаемого звука с еще не пройденным повторение не рекомендуется!
Работа по различению звуков не ограничивается сравнением каждого изучаемого звука на слух со всеми прочими звуками речи. После того как отдельные звуки будут отработаны в произношении, для дальнейшей дифференциации выделяют пары звуков, близкие по акустико-артикуляционным признакам — проводятся упражнения не только в различении, но и в правильном употреблении в речи пар оппозиционных звуков.
На противопоставление парных согласных по твердости-мягкости обращается особое внимание. А.А. Реформатский отмечает, что оппозиция твердых и мягких согласных для русской фонетики — «это обязательный и... самый существенный момент звукового строя, это основа русской фонологической системы» [28].
В процессе обучения упражнения на закрепление правильного произношения чередуются с теми, цель которых — научить детей различать звуки. Тренировке правильного произношения особенно много внимания уделяется в часы индивидуальных занятий непосредственно после постановки звука. При этом используются разнообразные слоговые упражнения, подобранные так, чтобы закрепляемый звук находился в различных сочетаниях со всеми правильно произносимыми звуками, с учетом имеющихся у детей структурных трудностей.
При введении в лексикон учащихся новых слов постоянно применяется метод заучивания слов по слогам с опорой на утрированное артикулирование. Это значительно облегчает проговаривание ребенком трудных для него слов и развивает кинестетические ощущения (т.е. способность чувствовать положение и движение своих органов, в данном случае — артикуляцию). Дети рассматривают артикуляцию учителя и подражают ей. Одновременно учитель привлекает их внимание к звучанию. Иногда для контроля правильности артикулирования применяют зеркало. При заучивании слов по слогам можно использовать приемы, которые рекомендуются при делении слов на слоги, т.е. «отхлопывание», «дирижирование» и т.п. При заучивании четырех-пятисложных слов используется схема слова, нарисованная на доске или выложенная из полосок бумаги. Для заучивания с соблюдением нужного ритма и ударения подбирают рифмованные фразы с четким ритмом.
Обязательным требованием при проведении всех упражнений является отчетливое произнесение каждого звука, поэтому в состав слогов включаются только хорошо усвоенные звуки. Подобные упражнения усложняются в следующих направлениях:
§ постепенно ускоряется темп (до нормального или даже несколько утрированного); при этом не должна снижаться четкость произнесения каждого отдельного звука;
§ увеличивается число элементов ряда от 2-3 до 5-6;
§ усложняется состав отдельных элементов ряда, т.е. от прямых слогов переходят к обратным или к сочетанию прямых и обратных, включая закрытые слоги со стечением согласных типа ССГ, а также сочетание с интервокальным положением согласного звука.
Эти упражнения особенно эффективны для преодоления диспраксии (нарушения программирования тонких произвольных движений артикуляционного аппарата).
В зависимости от конкретного состава класса усложнение слогового состава слов может проходить по-разному. С детьми, имеющими значительные структурные затруднения, материал следует усложнять постепенно. При менее выраженных затруднениях при подборе слогового и словарного материала можно вводить слоговые сочетания и слова более сложного состава. Овладение звуковым составом слова достигается значительно быстрее в тех случаях, когда ребенок умеет отличать в собственной речи правильное звучание каждого слова от неправильного. В осуществлении этой задачи ведущую роль играет осознанный анализ и синтез звукового состава речи. С самого начала обучения по соответствующей системе проводят упражнения, в результате которых дети должны овладеть следующими навыками:
§ выделять из состава слова любые звуки — как согласные, так и гласные;
§ определять последовательность звуков в слове;
§ делить слова на слоги и определять звуковой состав любого слога.
Переход к полному звуко-слоговому анализу слов осуществляется постепенно: в 1-м классе идет работа над односложными и двусложными словами, во 2-м — трех-, четырехсложными.
В результате обучения дети овладевают определенным объемом знаний и навыков, касающихся звуковой стороны речи. Кроме того, за это время в значительной мере уточняется и расширяется их словарь, большой сдвиг происходит в развитии грамматически правильной речи. Все это обеспечивает относительную готовность детей к усвоению грамматики и правописания. Подбор материала для чтения и письма зависит от произносительных возможностей учащихся.
По мере овладения детьми звуковым анализом постепенно усложняются упражнения, направленные на различение звуков. Например, если в начале обучения звуки сравнивают в ряду или однотипных слогах, то позже — в составе разнообразных слогов (предлагается услышать звук Ш в слогах ША, ЖУ, СЫ, АШ, ЩА) или в составе слов (предлагается услышать звук Ш в словах щетка, печка, кошка, нос, душ, жук и т.п.).
Работа по анализу и синтезу звукового состава речи переносится на уроки грамматики и правописания. На уроках обучения произношению навык анализа и синтеза формируется преимущественно при нахождении изучаемого звука в слове, определении его места в слове, подборе слов с данным звуком; продолжаются также упражнения по составлению схемы слова. При этом анализируемые с помощью схемы слова всегда должны быть более сложными, чем те, которые дети читают и пишут на уроках правописания. Тем самым их подготавливают к письму более сложных слов. Кроме того, на уроках по произношению продолжается практическое знакомство с предложением: учащиеся по заданию составляют предложения с теми или иными звуками, заканчивают начатые учителем предложения, заучивают их и т.п.
Во 2-м классе работа над звуко-слоговой и ритмической структурой речи приобретает несколько иной характер. По мере овладения учащимися произносительными навыками постепенно теряют свое значение наглядные методы: сопровождение произношения жестами или показом картинок. На данном этапе обучения акцент делается на использовании символов, схем и пиктограмм.
Программой регламентируется усвоение произношения следующих типов ритмической и звуко-слоговой структуры слова:
§ различных сочетаний звуков и слогов; ряда гласных звуков типа аиу-аиу-аиу... , уоэ-ауо-эау...
§ слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками: ми-ме-мя-мю; све-сви-свя-свю; вле-кле-мле-пле; мя-ня-вя-ря;
§ слоговых сочетаний с мягкими и твердыми согласными звуками: ста-стя-ста-стя, та-ат-тя-ать; кра-кря-кла-
§ слоговых сочетаний, включающих звук [j]: пя-пя-пья; пья-пье-пью; пъя-въя-лью;
§ слоговых сочетаний, включающих оппозиционные звуки: ша-са-за-жа; шва-жва-зва-сва; саш-шас; ча-ща-тя-ся; сяща-чаща-цача;
§ слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе), с чередованием согласных и гласных звуков с изменением последовательности: сасошу-сасошу..., татянататя-на... тятанатятана... , с разным ударением: тата, татата, татата.
Таким образом, постепенно усложняется звуковой состав слов; для различения подбираются слова, сходные по звуковому составу. Большое внимание уделяется произношению слов различного слогового состава: слова трехсложные и четырехсложные различного звуко-слогового состава, слова со стечением со гласных, отдельные слова пятии шестисложные (разноцветный, электрический и т.п.). По мере овладения детьми новыми словами они постепенно вводятся в состав предложений. Рекомендуется составлять предложения по сюжетным картинкам, по вопросам, по опорным словам, по демонстрации; дети составляют и заучивают также небольшие тексты. Появляется возможность включать пройденные слова в заучиваемые стихотворения. Осуществляется переход к плавному и четкому произношению.
При переходе от скандированного к плавному произношению слов большое значение имеет уже начатая работа над ударением. Дети должны уметь на слух отличать ударные слоги от безударных. К хорошо усвоенным в произносительном отношении словам предъявляются требования правильного ударения. Следует заметить, что при заучивании трудных слов по слогам воспроизводится не слуховой, а графический образ слова (т.е. не сабака, а собака), в то время как при отработке плавного произнесения слова с нужным ударением образец для произнесения дается учащимся в соответствии с правилами орфоэпии. Такой порядок при усвоении слов имеет большое значение для формирования у детей готовности к усвоению правил правописания. Для более эффективного усвоения некоторых орфоэпических норм учитель может широко использовать знаки и символы. Приведем некоторые примеры.
1. Произношение безударных гласных и оглушение звонких согласных (в середине слова, перед глухими согласными) можно обозначить надстрочными символами:
А Т Ф
ТОПОР ПЛОД ВКЛЮЧАТЬ
2. Произношение удвоенных согласных обозначено надстрочным символом. Учащимся объясняют, что удвоенная буква в словах произносится как один долгий звук: АННА.
3. При произношении глаголов с возвратным суффиксом – СЯ сочетания ТСЯ, ТЬСЯ проговариваются как ЦА, что также можно обозначить посредством надстрочных символов.
4. Слитное произношение предлогов обозначено подстрочным символом и:
В ШАЛАШЕ; НА БАШНЕ; ПО ШОССЕ; ПОД СТОЛОМ.
Умение быстро и осознанно находить нужное ударение в слове является одним из необходимых условий для понимания читаемого текста. Кроме того, развитие у учащихся навыка быстрого определения места лексического ударения важно для усвоения правила правописания безударных гласных.
Преодоление скандированного, послогового произношения слов имеет большое значение и для понимания читаемого текста. Своевременно начать работу над ударением необходимо еще и для того, чтобы подготовить учащихся к письму слов с безударными гласными.
Проводятся также упражнения, направленные на выработку нормального темпа и плавности речи. К ним относятся упражнения на повторение различных звукосочетаний с постепенным переходом от замедленного темпа к нормальному и даже несколько ускоренному. Предлагается материал (скороговорок, поговорок, пословиц, коротких стихотворений) для проговаривания в медленном и быстром темпе:
Повтори медленно:
Дятел дуб продалбливает. Этого Кузьму я и сам возьму.
Повтора быстро и слитно:
Дятел дуб продалбливает. Этого Кузьму я и сам возьму.
Далее предлагается выполнить аналогичные упражнения с промежуточной скоростью произношения, которая обозначается в инструкции: «Говори в нормальном темпе».
Повтори медленно:
Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.
Повтори в нормальном темпе:
Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.
Повтори быстро:
Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.
Из этих примеров видно, что, кроме слоговых сочетаний, для произношения предлагаются простые, короткие пословицы и поговорки. Вводят и разнообразные упражнения, способствующие правильному употреблению в активной речи слов в различной грамматической форме (в соответствии с программой «Развитие речи»).
Работа над усвоением звукового состава речи заканчивается, когда завершается переход от скандированного произношения к плавному. Требования правильного произношения должны предъявляться на всех, без исключения, уроках. Оставшиеся у отдельных учащихся затруднения преодолеваются преимущественно в часы индивидуальных занятий.
Задача дальнейшего обучения — совершенствовать и укреплять приобретенные навыки произношения отдельных звуков, слов, предложений.