Примеры из исследования студентов Уральского государственного педагогического университета, выоплненного под руководством А.П. Чудинова
Тема 1. Роль личностно-профессиональной позиции преподавателя в формировании ценностно-смысловой компетенции обучающегося
Задание 1.
Вопрос для обсуждения: Как, с Вашей точки зрения, соотносятся данные системы ценностей в профессиональной деятельности преподавателя?
Стимульный текст для обсуждения в помощь студентам:
Работа в образовании и особенно непосредственная педагогическая деятельность очень тесно связаны с основами мировоззрения человека, даже если это и не осознается им и не выражается явно. Смысл и ценности образовательной деятельности лежат за пределами любой конкретной педагогической или психологической дисциплины, изучаемой педагогом в процессе профессиональной подготовки. А положение учителя по отношению к ученикам таково, что в его повседневной деятельности с необходимостью проявляются основные ценности, с одной стороны, личности педагога, а с другой — системы образования. Они могут находиться в гармонии, но могут и жестоко конфликтовать.
Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова
Аксиология образования
(Из кн. Введение в философию образования. - М.,2000)
Вопросы для обсуждения:
1. Согласны ли Вы с авторами, что личностные ценности педагога и ценности образования «могут находиться в гармонии, но могут и жестоко конфликтовать». Аргументируйте свой ответ.
2. Что происходит с личностью обучающегося «в гармонии» и в «конфликте»?
3. Что является связующим звеном между ценностями образования и личностными ценностями преподавателя? Существуют ли профессиональные ценности педагогической деятельности – педагогические ценности?
Сформулируйте определение понятия «Педагогические ценности».
Сравните с представленным ниже определением понятия.
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев).
Задание 2.
Справка для студентов:
Выдержки из Стандартов
1. Здравоохранение:Специалист в области медико-профилактического дела, Врач-стоматолог
Другие характеристики: соблюдать врачебную тайну, принципы этики и деонтологии (учение о проблемах морали и нравственности).
2. Финансы и экономика:Специалист по платежным системам
Другие характеристики: навыки межличностной коммуникации; честность, непредвзятость, принципиальность.
3. Образование:Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования
В области умений: содействие формированию нравственных ценностей студентов, умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения.
Как осуществить данное содействие?
Какие взаимоотношения следует считать педагогически целесообразными?
Задание 3. На основе анализа Вашей личностной системы педагогических ценностей представьте в метафорической форме Вашу личностно-профессиональную позицию педагога.
Примеры из исследования студентов Уральского государственного педагогического университета, выоплненного под руководством А.П. Чудинова.
Позиция преподавателей по отношению к студенту:
«Учитель – это садовник,агроном, потому что для достижения хороших результатов должен подготовить почву (условия роста и развития); «Учителя я бы назвала инженером, потому что закладывает фундамент и является основной фигурой в строительстве личности».
«Учитель – архитектор», «учитель – художник», «учитель – врач». «Учитель – это художник, потому что у талантливого получаются шедевры, а у бездарного ширпотреб, массовое производство».
«Учитель – это творец, потому что его работа требует креативности»; «учитель – это артист, потому что должен быть выразительным, интересным, для этого приходится прятать свою усталость и перевоплощаться».
«Учитель подобен богатырю на распутье, потому что вроде бы он и силен, но также и слаб в выборе: куда пойти, какое решение принять?»); необходимость « резать по живому» (метафорическая модель « учитель – хирург»; отсутствие полной уверенности в результатах собственного труда (« учитель – это садовник, потому что пытается вырастить светлое, доброе, но не всегда это получается»).
«Учитель – это раб, потому что его труд очень тяжелый»; «учитель – это дрессировщик тигров, так как одно неловкое движение – и вас слопали». Похожим прагматическим потенциалом обладают метафорические словоупотребления « вечный двигатель», «динамо-машина», «компьютер», «батарейка»(12,5%).
Лишь 9,4 % опрошенных учителей считают себя обязанными оказывать помощь ученикам и репрезентируют концепт «учитель» через метафоры вожака, проводника, наставника.
Определите позицию ученика / студента в Вашем представлении через метафору.
Наиболее распространена когнитивная метафора «ученик – это материал для работы» (31,3%).Учителя размышляют отом, какие операции можно сделать с глиной, бумагой, камнем, деревом, холстом, недооценивая при этом роль самого ученика в процессе образования. Ср.: «Ученик – это брусок из хорошей древесины, потому что вбиваем в него знания-гвозди, которые входят легко и прочно, но некоторые гнутся и ломаются, а брусок упорно сопротивляется»; «ученик как бумага, которую надо зажечь, и часто приходится иметь дело с мокрой»; «ученик – это глина, потому что в силах учителя вылепить все, что нужно».
Ученик – лишь «пустой сосуд, так как учитель в него может положить, что угодно» или «губка», заполняющая поры неким веществом, которое потом может быть использовано для решения проблем». Причем возможности и«губки»,и«сосуда»ограничены тем, что они вмещают, по словам учителей, «ровно столько, насколько способны». Такое восприятие ученика позволяет учителю снять с себя ответственность за результаты обучения и списать все на « неспособность» воспринимать знания.
Фитоморфная метафора (19,6%), использованная учителями для образного воплощения концепта « ученик», несет следующую смысловую нагрузку: по мнению учителей, не следует ожидать мгновенных результатов, раз «ученик – это растение», то требуется время(месяцы,годы)для постоянной поливки и удобрения, прежде чем станет заметен рост. Но дело, по мнению учителей, не только и не столько в приложенных « садовником» усилиях – « все зависит от вида этого самого растения».Ср.еще: «ученик – это растение, потому что учителя и родители заботятся о нем, но это не всегда значит, что растение зацветет»; «ученик похож на посаженный росток, холишь его, лелеешь и не замечаешь, что вырос дуб»; «ученик – это семечко в земле, потому что может быть что-то вырастет, а может нет». Мы намеренно приводим много примеров, чтобы еще раз обратить внимание на то, что скрывается за метафорами – желание учителей разделить с кем-либо ответственность за результаты обучения и воспитания.
Зооморфные метафоры, выбранные учителями для образного воплощения концепта «ученик» (25%), отражают субъективное восприятие своих воспитанников, личный опыт педагогической деятельности. Один учитель ставит над учениками опыты («ученик – это подопытный кролик, потому что над ним экспериментируют»); другой опасается своих подопечных («ученик – это ласковый зверек, но неизвестно, что от него ждать – в самый неподходящий момент может укусить); третий, наоборот, умиляется ими («ученик– это щенок, потому что милый, славный, хочется его воспитывать») и т.д.Наиболее частотные признаки концепта « ученик» в сознании современных педагогов – неопытность и леность. Ср.: метафоры «коала», «неоперившийся птенец», «воробушек», «гусеница, еще не ставшая бабочкой», «цыпленок, только вылупившийся из яйца».
Как Вы думаете, какой тип образования (на основе каких ценностей) представляет получившаяся у Вас пара?
Какая пара должна быть представлена для образования, где ценности – это свобода и творчество?
Как достичь такого результата?
Как влияет на формирование позиции обучающегося и на его будущую профессиональную деятельность личностно-профессиональная позиция педагога?
Задание 4.На основе данного определения понятия, сформулируйте определение понятия «Личностно-профессиональная позиция преподавателя».
Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя — это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребёнка. Гуманистический характер данной позиции определяется, во-первых, тем, насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога, а во-вторых, тем, насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности.
Что является основой личностно-профессиональной позиции педагога?