Учебно-методическая карта практики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Психолого-педагогическая практика как форма профессионального обучения направлена на практическое познание закономерностей и принципов педагогической деятельности, учет и реализацию их в учебно-воспитательном процессе учреждений образования; теоретическое осмысление, изучение и анализ педагогических явлений и ситуаций, освоение студентами технологий педагогической деятельности.
Целью психолого-педагогической практики является обеспечение профессионального и личностного развития будущих педагогов, познание ими основ педагогической деятельности, развитие педагогических, психологических и методических умений и навыков, подготовка студентов к целостному выполнению функций воспитателя, приобретение студентами практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.
Задачами психолого-педагогической практики являются:
− углубление и закрепление теоретических знаний, их практическое применение в учебно-воспитательной работе е учащимися;
− формирование системы профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых воспитателю для выполнения своих функций;
− овладение способами и тактикой общения, обеспечивающими установление личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком;
− проведение учебно-воспитательной работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе здоровьесберегающих методик;
− приобретение навыков выбора педагогических технологий адекватных приоритетным задачам воспитателя на данной возрастной ступени и индивидуальным особенностям конкретного ребенка;
− развитие у студентов мотивации к повышению профессионального мастерства, потребности в профессиональном самовоспитании, самосовершенствовании, самообразовании;
− овладение методами изучения развития личностной интеллектуальной сферы отдельного ребенка;
− формирование умения самостоятельно анализировать, планировать и проводить учебно-воспитательную работу в детском саду, находить пути ее усовершенствования;
− включение элементов научно-исследовательской работы на всех этапах практики с целью овладения методами и приемами научного исследования;
− развитие у студентов организаторских умений;
− формирование профессионального мышления студентов и эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности.
Психолого-педагогическая практика является обязательным видом учебной работы студентов специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование. Дополнительная специальность.
Психолого-педагогическая практика является логическим завершением изучения основных дисциплин по специальности:
− Теория и методика ознакомления с природой окружающего мира
− Теория и методика развития речи
− Теория и методика руководства изобразительной деятельностью
− Теория и методика формирования элементарных математических представлений
− Теория и методика физического воспитания
Данная практика также базируется на ознакомительной и педагогической учебных практиках.
Психолого-педагогическая практика проводится в течение: 5 недель на 3 курсе в 6 семестре.
Прохождение практики является необходимой основой для подготовки специалистов по дошкольному образованию.
Практика проводится на базе дошкольных учреждений.
В результате прохождения практики формируются следующие компетенции:
− владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
− владеть исследовательскими навыками;
− уметь работать самостоятельно;
− быть способным к социальному взаимодействию;
− обладать способностью к межличностным коммуникациям;
− владеть навыками ведения здорового образа жизни;
− быть способным к критике и самокритике;
− уметь работать в команде;
− организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей;
− контролировать и поддерживать учебную, трудовую и производственную дисциплину;
− составлять документацию, в том числе отчетную документацию по установленным формам;
− знать сущность, содержание и структуру образовательных процессов;
− использовать различные методы, средства, формы обучения, приемы руководства деятельностью детей, применять современные технические средства обучения;
− внедрять в образовательный процесс новые прогрессивные технологии, методы и приемы работы;
− уметь проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать, образовательный процесс, разрабатывать учебно-программную документацию;
− использовать различные методы, средства и формы воспитания, прогрессивные приемы руководства деятельностью детей;
− владеть эффективными способами коммуникаций с воспитанниками, родителями;
− осваивать наиболее рациональные методы обучения детей;
− повышать уровень общедидактической и методической подготовленности к организации и ведению учебно-воспитательной работы;
− владеть умением проектирования, реализации, оценки и коррекции образовательного процесса, основами разработки учебно-программной документации;
− на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора хранения и обработки информации в сфере профессиональной деятельности;
− приобретать новые знания, используя современные информационные технологии;
− самостоятельно принимать решения, разрабатывать и вести документацию, организовывать работу и делопроизводство;
− анализировать, обобщать и передавать передовой педагогический опыт; внедрять в педагогическую и методическую практику новые прогрессивные подходы, методы, приемы работы;
− на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора хранения обработки информации в сфере профессиональной деятельности;
− изучать и внедрять новые педагогические технологии в воспитательно-обрзовательный процесс;
− использовать нетрадиционные, новые формы и методы педагогического образования;
− анализировать и оценивать ход и результаты учебно-воспитательной деятельности;
− взаимодействовать с другими заинтересованными участниками учебно-воспитательного процесса;
− готовить доклады, материалы к заседаниям педагогических советов, собраниям, семинарам, конференциям;
− структурировать знания, выделять главное, логически выстраивать изложение материала, выделяя основные причинно-следственные связи.
− быть способным порождать новые идеи (креативность);
− владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;
− обладать способностью к организации коллективной деятельности детей;
− уметь оказывать воспитательное воздействие на детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
1 этап – подготовитиельный
Студент считается допущенным к практике при отсутствии задолженностей и при наличии медицинского осмотра.
До начала практики на факультете проводится установочная конференция, на которой обязаны присутствовать все студенты-практиканты. Студентов знакомят с целями, задачами и содержанием практики, вопросами охраны здоровья и жизни детей, сроками и порядком прохождения педагогической практики, определяют формы отчетности.
В каждое базовое дошкольное учреждение направляется по 6-10 студентов. За группой студентов закрепляется групповой руководитель из числа преподавателей кафедры методик дошкольного воспитания. В каждой группе избирается староста, который решает организационные вопросы среди студентов-практикантов. Староста поддерживает тесную связь с групповым руководителем практики, администрацией детского дошкольного учреждения.
2 этап – ознакомительный (1-я неделя практики)
На совещании в дошкольном учреждении студенты распределяются по группам, по 2 человека на одну возрастную группу. Работают студенты в качестве воспитателя ежедневно по 6 часов при пятидневной неделе, согласно утвержденному графику работы дошкольного учреждения.
На данном этапе студенты выполняют следующие задания:
1. Разработка индивидуального плана прохождения практики.
2. Ознакомление с работой воспитателя.
3. Знакомство с детьми группы.
4. Ознакомление с документацией группы.
5. Изучение особенностей психического развития детей дошкольного возраста.
6. Составление календарного плана учебно-воспитательной работы на одну неделю.
7. Разработка планов конспектов учебно-игровой деятельности (занятий) на вторую неделю практики.
8. Организация самостоятельной игровой деятельности детей.
3 этап – овладение навыками самостоятельной практической деятельности в качестве воспитателя
В течение всей практики студенты ведут дневник и оформляют отчетную документацию, которую должны сдавать групповому руководителю строго в сроки, указанные в программе практики.
Групповые руководители в течение третьего этапа практики оценивают все режимные моменты, организуемые студентами. В течение всего периода педпрактики студенты получают оценки, из которых складываются общая оценка за педагогическую практику. Таким образом, итоговая оценка по практике выставляется на основе оценок, включенных в таблицу 1.
Таблица 1− Оценочная таблица работы студента-практиканта
Дневник студента-практиканта | ||
Календарный план учебно-воспитательной работы | ||
Задание по психологии | ||
Утренний прием | Оценка методического обеспечения режимных моментов | |
Прогулка | ||
Предматематическая подготовка | Обучение | |
Развитие речи | ||
Ознакомление с природой | ||
Изодеятельность | ||
Физкультура на прогулке | ||
Организация сна | ||
Самостоятельная игровая деятельность | ||
Питание | ||
Предматематическая подготовка | Оценка планов конспектов занятий | |
Изодеятельность | ||
Ознакомление с природой | ||
Развитие речи | ||
Анализ организации учебной деятельности | ||
Конспект мероприятий для воспитателей или родителей | ||
Сценарий праздника | ||
Анализ методического обеспечения образовательного процесса | ||
Обобщение инновационного опыта педагога | ||
Оценка профессиональной этики | ||
Количество пропусков | ||
Предварительная общая оценка | ||
Итоговая общая оценка |
На данном этапе студенты выполняют следующие задания:
1. Организация учебно-воспитательной работы в группе, проведение работы по развитию детей согласно режиму дня.
2. Проведение отчетных занятий.
3. Осуществление повседневной работы с родителями.
4. Ведение рабочей документации воспитателя: составление календарного плана учебно-воспитательной работы и планов конспектов учебно-игровой деятельности.
5. Составление конспекта и проведение мероприятия для воспитателей или родителей (консультация, стенгазета, открытое занятие).
6. Разработка сценария праздника для детей. Проведение силами всех студентов-практикантов праздника для детей детского сада (возрастная группа по выбору).
7. Наблюдение за работой одного студента-практиканта и проведение анализа организации им учебно-игровой деятельности.
8. Проведение анализа методического обеспечения образовательного процесса в дошкольном учреждении (по одному из познавательных направлений).
9. Проведение диагностики уровня развития двух детей по следующим познавательным направлениям: предматематическое, речевое, изобразительное, экологическое, а также физического состояния двух детей группы.
10. Обобщение инновационного опыта педагога дошкольного учреждения (базы практики или другого учреждения образования).
4 этап – итоговый
На данном этапе студенты выполняют следующие задания:
1. Участие в педсовете в детском саду по итогам практики.
2. Подготовка и сдача отчетной документации (по этапам, но не позже последнего дня практики).
3. Обсуждение итогов практики на итоговой конференции (круглом столе), презентация отчетов по практике.
Отчетная документация должна быть оформлена в соответствии со следующими требованиями:
- каждый вид отчетной документации должен быть написан на отдельном блоке листов;
- на титульном листе указывается Ф.И.О., номер группы студента-практиканта, номер дошкольного учреждения, возрастная группа, Ф.И.О. группового руководителя, Ф.И.О. проверяющего;
- текст должен быть набран на компьютере или написан грамотно и разборчиво.
В течение 7 дней после окончания практики студенты сдают дифференцированный зачет комиссии, назначенной деканом. В состав комиссии входят групповые руководители, факультетский руководитель, руководители-методисты и руководители-психологи. Если студент не аттестован по одному из видов работ на практике, то в целом по итогам практики выставляется неудовлетворительная оценка.
В случае, если отчетная документация студента не представлена ко дню проведения зачета по неуважительной причине, в соответствующей графе ведомости производится запись «не явился». Декан факультета выставляет оценку «не зачтено».
После проведения зачета на факультете проводится итоговая конференция по педагогической практике, на которой руководители практики выступают с анализом итогов практики, а студенты делают сообщения по организации воспитательно-образовательной работы тех учреждений, в которых проходили практику. В конференции участвуют руководитель производственной практики университета, декан, факультетский руководитель практики, групповые руководители, руководители-методисты и руководители-психологи, представители детских садов, студенты.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИКИ
Наименование этапа практики, срок проведения работы | Содержание деятельности студентов | Методы и формы организации деятельности | Материальное обеспечение (наглядные, методические пособия и др.) | Форма контроля |
1-я неделя, ознакомительный этап | 1.Разработка индивидуального плана прохождения практики. | беседа | – | Заполнение дневника практики |
2. Ознакомление с работой воспитателя. | Наблюдение, изучение нормативной документации, регламентирующей воспитательно-образовательный процесс в группе | Нормативная документация | Заполнение дневника практики | |
3. Знакомство с детьми группы. | Наблюдение, изучение нормативной документации, регламентирующей воспитательно-образовательный процесс в группе | Нормативная документация | Заполнение дневника практики | |
4.1 Изучение игровой деятельности детей дошкольного возраста (задание 1) 4.2 Изучение продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста (задание 2) 4.3 Изучение общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками (задания 3, 4, 5, 6) 4.4 Изучение развития личности детей дошкольного возраста (задания 7, 8, 9) 4.5 Составление конспекта консультационной беседы для родителей и плана коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста (задания 10, 11) | Наблюдения, беседы, экспериментальные ситуации | 17 – 26 Учебно-методическоепособие А.С.Науменко, Е.Е.Марченко «Психологическая практика в группах дошкольного возраста» | Протокол исследования, анализа и выводов, конспекта консультационной беседы, плана коррекционно-развивающей работы | |
5. Подготовка к организации учебно-воспитательной работы в группе | Составление календарного плана учебно-воспитательной работы на одну неделю. Разработка конспектов учебно-игровой деятельности (занятий) на вторую неделю практики (предматематическая подготовка, развитие речи, изобразительная деятельности, познание окружающего мира) | 1 - 16 | Календарный план учебно-воспитательной работы на одну неделю. Конспекты учебно-игровой деятельности (занятий) на вторую неделю практики. | |
6. Организация игровой деятельности детей. | Наблюдения за деятельностью взрослых, совместные игры, активизирующее общение взрослого с ребенком. | 3 - 4 | Заполнение дневника практики | |
2 - 5 недели, овладение навыками самостоятельной практической деятель-ности в качестве воспитателя | 1. Организация учебно-воспитательной работы в группе, проведение работы по развитию детей согласно режиму дня. | Ведение рабочей документации воспитателя: составление календарного плана учебно-воспитательной работы и планов конспектов учебно-игровой деятельности. | Календарный план учебно-воспитательной работы на каждую неделю. Конспекты учебно-игровой деятельности (занятий) на каждую неделю практики. | |
2. Проведение отчетных занятий. | Подготовка методического обеспечения отчетных занятий, самоанализ. | Конспекты занятий | ||
3. Осуществление повседневной работы с родителями. | Составление конспекта и проведение мероприятия для воспитателей или родителей (консультация, стенгазета, открытое занятие). | Заполнение дневника практики, конспект мероприятия | ||
4. Проведение силами всех студентов-практикантов праздника для детей детского сада (возрастная группа по выбору). | Разработка сценария праздника для детей. | Конспект сценария | ||
5. Взаимопосещение занятий. | Наблюдение за работой одного студента-практиканта и проведение анализа организации им учебно-игровой деятельности. | Схема | Отчет о посещении занятия | |
6. Изучение методического обеспечения образовательного процесса в дошкольном учреждении. | Анализ методического обеспечения образовательного процесса в дошкольном учреждении (по одному из познавательных направлений). | Схема | Отчет о методическом обеспечении образовательного процесса в дошкольном учреждении | |
7. Проведение диагностики уровня развития двух детей по следующим познавательным направлениям: предматематическое, речевое, изобразительное, экологическое, а также физического состояния двух детей группы. | Разработка диагностических заданий (вопросов). Выявление уровней общего развития двух детей группы. | Отчет о выявлении уровней общего развития двух детей группы | ||
8. Обобщение инновационного опыта педагога дошкольного учреждения (базы практики или другого учреждения образования). | Беседа, изучение соответствующей документации | Схема | Отчет об обобщении инновационного опыта педагога дошкольного учреждения |
Информационная часть
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1983. – 206 с.
2. Диагностика психологической готовности ребенка к школе : методические рекомендации Н. Я. Кушнир. – Минск : Изд-во БГПУ имени М. Танка, 1995.
3. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М. : Просвещение, 1989. – 285 с.
4. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Мендже-рицкая. – М. : Просвещение, 1982. – 128 с.
5. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
6. Образовательный стандарт: Дошкольное образование. Готовность к школе. – Минск, 2001.
7. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 1999.
8. Программа дошкольного образования «Пралеска». – Минск : НМЦентр, 2007.
9. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова. – М. : Просвещение, Владос, 1994. – 223 с.
10. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984. – 222 с.
11. Старжынская, Н. С. Тэорыя і методыка развіцця беларускага маўлення дашкольнікаў / Н. С. Старжынская. – Минск : Універсітэцкае, 1998. – 287 с.
12. Педагогическая практика в группах дошкольного возраста: Учебно-методические рекомендации / Сост. Т.С. Будько, Л.Д. Гусарова, Е.М. Зданович и др. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2002. – 44 с.
13. Панько, Е.А. Работаем по программе «Пралеска» : пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е. А. Панько, А.Н. Васильева, Я.Л. Коломинский ; под ред. Е.А. Панько – Минск : НИО; Аверсэв, 2007. – 304 с.
14. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : учеб. пособие / Под ред. В. Б. Косминской. – М. : Просвещение, 1985. – 255 с.
15. Шебеко, В. Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак. – Минск : Універсітэцкае, 1998. – 184 с.
16. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. – М. : Просвещение, 1988. – 302 с.
17. Учебно-исследовательская работа студентов : методика выполнения курсовой работы по психологии : учебно-метод. пособие для студ.психол. и пед. специальностей ун-та / [Лысюк Л.Г. и др.] ; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, каф. психологии развития. – Брест : Изд-во БрГУ, 2006. – 49 с.
18. Валитова, И.Е. Детская психология : учеб.-метод. пособие для студ. / И. Е. Валитова , Е. А. Бирюкевич ; Брест. гос. ун-т им. А.С.Пушкина. – Брест : Изд-во БрГУ, 2007. – 72 с.
19. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск. : Университетское, 1999. – 316 с.
20. Мухина, В.С. Детская психология / В.С.Мухина. – М. : ЭКСМО-пресс, 1999. – 352 с.
21. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие / Л. Ф. Обухова – М. : Пед. об-во России. – 1999. – 442 с.
22. Рузская, А.Г. Как относиться к жалобам дошкольников в детском саду / А.Г. Рузская, Л.И. Абрамова // Психологическая служба. – 2005. – № 1
23. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Психология» / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
24. Смирнова, Е.О. Детская психология : учеб. для студ. высш. пед. заведений / Е.О. Смирнова. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 336 с.
25. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.
26. Бирюкевич, Е.А. Изучение особенностей личности с помощью метода беседы : учеб.-метод. рекомендации / [авт.-сост. Е. А. Бирюкевич] : Брест. гос. ун-т, каф. психологии развития. – Брест : Изд-во БрГУ, 2005. – 45 с.