Iii. учебно-методическая карта

Номер раздела, темы, занятия (по порядку) Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) Литература Формы контроля знаний
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия Управляемая самостоятельная работа студента
1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ(60 часов)        
1.1. 1.1.1. Биология как наука о жизни и ее значение. Биология как наука о жизни и ее значение. 1.Признаки живых объектов. 2.Определения жизни и их характеристика. 3.Уровни организации жизни. 4.Значение биологии.           Мультимедийная презентация   1, 2, 6  
1.1.2. Биология как наука о жизни и ее значение. 1.Основные обобщения биологических наук. 2.Уровни изучения биологических объектов. 3.Общие методы научного исследования.       Практикум по общей биологии 1, 2, 6 Устный опрос, тесты
1.2. 1.2.1. Химический состав клетки. Химический состав клетки. 1.Значение элементарного химического состава. 2.Буферные системы клетки. 3.Углеводы, липиды, белки.             2, 8  
1.2.2. Химический состав клетки. 1.Основные катионы и анионы. 2.Белки: уровни организации. Каталитическая функция белков. 3.Нуклеиновые кислоты.       Практикум по общей биологии 2, 8 Устный опрос, тесты
1.3. 1.3.1. Происхождение жизни. Происхождение жизни. 1.Условия возникновения жизни. 2.Основные гипотезы происхождения жизни. 3.Биохимическая и биологическая эволюция.             2, 6  
1.3.2. Происхождение жизни. 1.Синтез органических веществ в экспериментальных условиях. 2.Этапы возникновения жизни.       Практикум по общей биологии 2, 6 Устный опрос, тесты
1.4. 1.4.1. Строение клеток. Органеллы и биомембраны. Строение клеток. Органеллы и биомембраны. 1.Строение про- и эукариотических клеток. 2.Органеллы: строение и функции. 3.Транспорт веществ через мембраны.             5, 8  
1.4.2. Ознакомление с устройством микроскопа и овладение приемами работы с ним. 1.Устройство механической части микроскопа. 2.Устройство оптической части микроскопа.       Практикум по общей биологии, микроскоп, химическая посуда, препараты 5, 8 Защита отчета по лаб. работе
1.4.3. Изучение морфологии колоний и одиночных клеток представителей царства Бактерии. 1.На примере микроцистиса и анабены.       Практикум по общей биологии микроскоп, химическая посуда, препараты 5, 8  
1.5. 1.5.1. Общая характеристика обмена веществ клетки. Общая характеристика обмена веществ клетки. 1.Анаболические и катаболические процессы. 2.Фотосинтез и хемосинтез. 3.Клеточное дыхание и брожение.             3, 4  
1.5.2. Общая характеристика обмена веществ. 1.Фотосинтез – основные стадии и биологическая роль. 2. Хемосинтез и его значение в природе. 3.Этапы клеточного дыхания.       Практикум по общей биологии 3, 4 Устный опрос, тесты
1.6.     Деление клетки и реализация наследственной информации. 1.Типы деления клеток. 2.Транскрипция и трансляция. 3. Хромосомы и их строение. 4. Индуцибельные и репрессибельные системы. Гипотеза оперона.                   2, 6, 11  
1.7.   1.7.1. Структурно-функциональная организация живых организмов. Структурно-функциональная организация живых организмов. 1.Типы структурной организации. 2.Питание. Дыхание. Выделение. 3.Ткани и органы.                   1, 2, 6, 7  
1.7.2. Структурно-функциональная организация живых организмов. 1.Гормоны животных и растений. 2.Организм как целостная система.         Практикум по общей биологии 1,2,6,7 Устный опрос, тесты
1.7.3. Особенности клеточного строения представителей царства Грибы. 1.На примере мукора.       Практикум по общей биологии микроскоп, химическая посуда, препараты 1, 2 ,6, 7 Защита отчета по лаб. работе
1.7.4. Изучение клеточного строения представителей царства Растения. 1.На примере улотрикса и спирогиры.       Практикум по общей биологии микроскоп, химическая посуда, препараты 1, 2, 6, 7  
1.8. Размножение и индивидуальное развитие живых организмов. 1.Понятие онтогенеза. 2.Типы бесполого и полового размножения.         2, 4, 6, 10  
1.9.   1.9.1. Наследственность и изменчивость – важнейшие свойства организмов. Наследственность и изменчивость – важнейшие свойства организмов. 1.Основные генетические понятия. 2.Законы Менделя. 3.Хромосомная теория наследственности. 4.Изменчивость и ее виды.                 Мультимедийная презентация     2, 4, 6, 10     Устный опрос, тесты
1.9.2. Наследственность и изменчивость – важнейшие свойства организмов. 1.Типы взаимодействия генов. 2.Цитоплазматическая наследственность.       Практикум по общей биологии 2, 4, 6, 10 Устный опрос, тесты
1.10. Адаптация организмов к среде обитания. 1.Экологические факторы. 2.Биотические факторы и их характеристика. 3.Биохимические, морфофизиологические и поведенческие адаптации.          
1.11. Популяционно-видовой уровень организации жизни. 1.Понятие вида. Критерии вида. 2.Популяционная структура. 3.Параметры популяции.         2, 3, 6, 12  
1.12. Биогеоценотический уровень организации жизни. 1.Биогеоценоз и экосистема. 2.Экологические пирамиды. 3.Агроценоз и его характеристика.         1, 3, 4, 9  
1.13. 1.13.1. Биосфера – высший уровень организации жизни. Биосфера – высший уровень организации жизни. 1.Понятие биосферы. 2.Компоненты биосферы. 3.Функции живого вещества.             1, 2, 6  
1.13.2. Биосфера – высший уровень организации жизни. 1.Биогенная миграция атомов. 2.Компоненты биосферы по В.И.Вернадскому.       Практикум по общей биологии 1, 2 ,6 Устный опрос, тесты
1.14. Развитие эволюционных представлений. 1.Додарвиновский период. 2.Факторы эволюции по Ч.Дарвину и СТЭ.         2, 4, 6, 12  
1.15. 1.15.1. Биотехнология. Биотехнология. 1.Современная и традиционная биотехнология.           Мультимедийная презентация   2, 5  
1.15.2. Биотехнология. 1.Клеточные технологии. 2.Значение биотехнологии.         2, 5  
1.15.3. Биотехнология. 1.Метод культуры органов и тканей. 2.Иммобилизация ферментов.       Практикум по общей биологии 2, 5 Устный опрос, тесты
1.16. 1.16.1 Проблемы взаимоотношения человека и биосферы. Проблемы взаимоотношения человека и биосферы. 1.Основные экологические проблемы.           2, 3, 4, 9  
1.16.2 Проблемы взаимоотношения человека и биосферы. 1.Концепция устойчивого развития.         2, 3, 4, 9  
ЗООЛОГИЯ(54 часа)          
2.1. Зоология – наука о животных. Органы и системы органов животных. 1.Основные этапы развития зоологии. 2.Взаимосвязь зоологии с другими дисциплинами естественного цикла. 3.Система животного мира.       Проекционная техника 2, 7д  
2.2.   2.2.1. Основные черты строения и жизнедеятельности простейших. Основные черты строения и жизнедеятельности простейших. 1.Простейшие. Общая характеристика типа. 2.Основные черты строения и жизнедеятельности. 3.Экология простейших.               Проекционная техника     6, 11, 20  
2.2.2. Простейшие. 1.Особенности организации. 2.Организация наблюдений и опытов. 3.Реакции при воздействии различных факторов.       Оптика Живые культуры Наглядные материалы 6, 11, 13д, 19д, 20 Устный опрос
2.3. Тип Кишечнополостные. 1.Общая характеристика типа. Жизненные формы. 2.Многообразие кишечнополостных.       Проекционная техника 6, 11, 20  
2.4. Черви. 1.Общая характеристика червей как низшей группы двусторонне-симметричных животных. 2.Тип плоские черви. Общая характеристика типа. 3.Паразиты человека и домашних животных и меры борьбы с ними.       Проекционная техника 6, 11, 20  
2.5. Тип первичнополостные. 1.Общая характеристика типа. 2.Морфологическое и биологическое разнообразие круглых червей.       Проекционная техника 6, 11, 20  
2.6. Тип кольчатые черви. 1.Общая характеристика типа. 2.Классы многощетинковые, малощетинковые и пиявки.       Проекционная техника 6, 11, 20  
2.4.–2.6. Черви. 1.Многообразие червей. 2.Экологические группы. 3.Особенности организации.       Наглядные материалы Постоянные препараты 6, 11, 13д, 19д, 20 Устный опрос, контрольная работа
2.7. 2.7.1. Тип моллюски. Тип моллюски. 1.Общая характеристика типа. 2.Класс брюхоногие моллюски. 3. Класс пластинчатожаберные моллюски.           Проекционная техника   6, 11, 20  
2.7.2. Тип моллюски. 1.Класс головоногие моллюски 2.Экология моллюсков, особенности организации в связи с обитанием в водной и наземно-воздушной среде.       Проекционная техника 6, 11, 20  
2.7.3. Моллюски. 1.Фауна моллюсков Беларуси. 2.Экологические группы. Особенности организации. 3.Работа с определительными моллюсками.       Коллекционный материал Наглядные материалы Постоянные препараты 6, 11, 13д, 19д, 20 Устный опрос, контрольная работа
2.8. Тип членистоногие. 1.Общая характеристика типа. 2.Классы ракообразные, паукообразные, насекомые. 3.Паукообразные и особенности их организации в связи с наземным образом жизни. 4.Клещи, их экологическая роль как хранителей и переносчиков различных заболеваний.       Проекционная техника 6, 11, 20  
2.9. 2.9.1. Класс насекомые. Класс насекомые. 1.Основные отряды. 2.Вредители сельского и лесного хозяйства. Общественные насекомые.           Проекционная техника   6, 11, 20  
2.9.2. Класс насекомые. 1.Паразиты и переносчики возбудителей болезней. 2.Многообразие экологических групп среди насекомых.       Проекционная техника 6, 11, 20  
2.9.3. Насекомые. 1.Морфология и биология насекомых. 2.Определение коллекционного материала.       Коллекционный материал Наглядные материалы Постоянные препараты 6, 11, 13д, 19д, 20 Устный опрос, контрольная работа
2.9.4. Насекомые. 1.Экология насекомых. 2.Основные экологические группы. 3.Определение коллекционного материала.       Коллекционный материал Наглядные материалы Постоянные препараты 6,11,13д 19д,20 Устный опрос, контрольная работа
2.10. 2.10.1. Тип хордовые. Тип хордовые. 1.Общая характеристика хордовых и их положение в системе животного мира. 2.Класс рыбы. Общая морфологическая и биологическая характеристика. 3.Экология рыб.           Проекционная техника   9, 12, 13  
2.10.2. Рыбы. 1.Видовой состав рыб Беларуси. 2.Их размещение по водоемам и характеристика основных экологических групп.       Наглядные материалы. Постоянные препараты 9, 12, 13 Устный опрос, контрольная работа
2.11. Класс земноводные. 1.Общая морфофизиологическая и биологическая характеристика. 2.Основные экологические группы амфибий.       Проекционная техника 9, 12, 13  
2.12. Класс рептилии. 1.Морфологическая и биологическая характеристика рептилий. 2.Экология пресмыкающихся. 3.Приспособления к различным условиям существования.       Проекционная техника 9, 12, 13  
2.11 – 2.12. Амфибии и рептилии. 1.Видовое разнообразие земноводных и пресмыкающихся Беларуси. 2.Особенности организации.       Коллекционный материал Наглядные материалы Постоянные препараты 9, 12, 13 Устный опрос, контрольная работа
2.13. 2.13.1. Класс птицы. Класс птицы. 1.Морфофизиологические особенности, биология, экология, распространение. 2.Особенности организации в связи с полетом. 3.Экология птиц. Основные экологические группы птиц.           Проекционная техника   9, 12, 13  
2.13.2. Птицы. 1.Основные экологические группы птиц в фауне республики. 2.Особенности организации в связи с полетом.       Коллекционный материал Наглядные материалы Постоянные препараты 9, 12, 13 Устный опрос, контрольная работа
2.14. 2.14.1. Класс млекопитающие. Класс млекопитающие. 1.Общая характеристика класса как высшего класса позвоночных животных. Прогрессивные черты их организации. 2.Морфофизиологические особенности организации в связи с обитанием различных сред обитания. 3.Экология млекопитающих. Основные экологические группы.           Проекционная техника   9, 12, 13  
2.14.2. Млекопитающие. 1.Основные экологические группы млекопитающих в фауне республики Беларусь. 2.Особенности организации.       Коллекционный материал Наглядные материалы Постоянные препараты 9, 12, 13 Устный опрос, контрольная работа
2.15. Животный мир Республики Беларусь. 1.Характеристика фауны Беларуси. 2.Наземные экосистемы. Животные – фитофаги в наземных экосистемах. 3.Водные экосистемы. Фитофаги в водных экосистемах республики. 4.Паразиты как специфическая группа животных. 5.Охраняемые территории в республике. 6.Красная книга, основные принципы и подходы к видам и их статусу в ней.       Проекционная техника 9, 12, 13  
2.16. Полевые исследования по зоологии. 1.Программа и основные методики исследований по зоологии. 2.Методы учета численности. 3.Общие сведения по биологической обработке добытого материала по зоологии. 4.Планирование эксперимента в зоологических исследованиях.       Проекционная техника 9, 12, 13, 12д, 9д  
3. БОТАНИКА(48 часов)          
3.1. Ботаника- наука о растениях. 1.История развития ботаники. 2.Ботанические исследования на Беларуси. 3.Разделы ботаники.       Проекционная техника 1, 3  
3.2. 3.2.1. Растительные ткани. Растительные ткани. 1.Понятие о растительных тканях. 2.Характеристика основных видов растительных тканей.             1, 3, 10  
3.2.2. Растительные ткани. 1.Изучение особенностей строения и функционирования 2-3 видов растительных тканей.       Микроскопы, микропрепараты 1, 3, 10  
3.3. 3.3.1. Понятие об органах растений. Корень. Понятие об органах растений. Корень. 1.Виды корней, типы корневых систем. 2.Первичное и вторичное анатомическое строение корня. 3.Метаморфозы корня.             1, 3, 10  
3.3.2. Понятие об органах растений. Корень. 1.Особенности внешнего и внутреннего строения корня. 2.Экологические группы корней.       Микроскопы, микропрепараты 1, 3, 10  
3.4. 3.4.1. Побег. Стебель. Побег. Стебель. 1.Понятие о побеге. 2.Почки. 3.Первичное и вторичное анатомическое строение стебля.             1, 3, 11  
3.4.2. Побег. Стебель. 1.Стебель. Особенности внутреннего строения стебля однодольных и двудольных растений.       Микроскопы, микропрепараты 1, 3, 11  
3.5. 3.5.1. Лист. Лист. 1.Лист как часть побега. 2.Внешнее и внутреннее строение листа. 3.Листья простые и сложные.             1, 3, 5, 8  
3.5.2. Лист. 1.Особенности внешнего и внутреннего строения листа.       Микроскопы, микропрепараты 1, 3, 5, 8  
3.6. Метаморфозы стебля, побега и листа. 1.Размножение растений. 2.Надземные и подземные видоизменения побегов. 3.Вегетативное размножение. 4.Половой процесс и половое размножение у растений.         1, 3, 11  
3.7. Цветок. 1.Строение цветка. 2.Мужской и женский гаметофит. 3.Соцветия и их биологическое значение.         1, 10  
3.8. Цветение. Оплодотворение. 1.Плод. Семя. 2.Опыление растений. 3.Семя, строение семян. 4.Плоды, классификация плодов.         1, 3, 10  
3.9. 3.9.1. Классификация растений. Классификация растений. 1.Низшие растения. Водоросли. 2.Современные классификации растений. 3.Группа отделов водоросли. 4.Особенности строения и размножения водорослей.             5, 8, 10, 17  
3.9.2. Классификация растений. 1.Особенности строения водорослей как низших водных растений.       Микроскопы, микропрепараты 5, 8, 10, 17  
3.10. 3.10.1. Высшие растения. Высшие растения. 1.Отделы: Моховидные, Риниофиты, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. 2.Характерные особенности растений данных отделов.             4, 5, 8, 10  
3.10.2. Высшие растения. 3.Особенности строения мхов как первых ныне живущих наземных растений.       Микроскопы, микропрепараты 4,5,8,10  
3.11. 3.11.1. Отдел Голосеменные. Отдел Голосеменные. 1.Особенности строения и размножения голосеменных. 2.Многообразие голосеменных.             10, 17  
3.11.2. Отдел Голосеменные. 1.Особенности внутреннего строения стебля и листа (хвои) голосеменных.       Микроскопы, микропрепараты, коллекционный материал 10, 17  
3.12.1. Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные. Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные. 1.Особенности строения покрытосеменных. 2.Сравнительная характеристика одно- и двудольных растений. 3.Характеристика отдельных представителей класса Однодольные.             10, 16, 17  
3.12.2. Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные. 1. Покрытосеменные. Определение и описание представителей класса Однодольные.       Коллекционный материал 10, 16, 17  
3.13. 3.13.1. Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. 1.Характеристика отдельных представителей класса, относящихся к семействам Крестоцветные, Розоцветные.             10, 16, 17  
3.13.2. Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. 1.Характеристика отдельных представителей класса, относящихся к семействам Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные.         10, 16, 17  
3.13.3. Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. 1.Определение и описание представителей класса Двудольные.       Коллекционный материал 10, 16, 17  
3.14. Растения и окружающая среда. 1.Экология растений. 2.Классификация растений по отношению к свету, теплу, влаге. 3.Жизненные формы растений.         5, 10, 16  





Наши рекомендации