Актуальность изучения учебной дисциплины

Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

  УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе УО «ГГУ им. Ф. Скорины» ________________ И.В. Семченко ___________________ 2011 Регистрационный № УД - ____/р.____________

ПЕДАГОГИКА

Учебная программа для специальностей

Английский язык. Немецкий язык».

Немецкий язык. Английский язык».

Английский язык. Французский язык».

Английский язык. Информатика».

Факультет психологии и педагогики

Кафедра педагогики

Курс (курсы) 2

Семестр (семестры) 3– 4

Лекции 70 часов    
Семинарские занятия 58 часов Лабораторные занятия 12 часов Экзамен 4 семестр Зачет 3 семестр  
Всего аудиторных часов по курсу 140 часов  
Всего часов по дисциплине 222 часа Форма получения высшего образования дневная  

Составитель: В.А. Бейзеров, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы, утвержденной 20.05.2008г.

регистрационный номер ТД – А, 015/тип

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры педагогики

« » 2011 г., протокол №

Заведующий кафедрой

__________ Ф.В. Кадол

Одобрена и рекомендована к утверждению методическим советом

факультета психологии и педагогики

« » 2011 г. протокол №

Председатель

_________ Л.И. Селиванова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения учебной дисциплины

«Педагогика»

Ориентация высшего педагогического образования на высокое качество подготовки специалистов кардинально изменяет подходы к структуре и содержанию дидактических единиц педагогики, что вызывает необходимость подготовки программ принципиально иного уровня.

Система общепедагогической подготовки студентов педагогического университета, по замыслу авторов, предполагает изучение следующих разделов:

«Педагогика современной школы»

«Педагогические системы и технологии»

Состав разделов и последовательность их изучения рассматриваются авторским коллективом как оптимальные, поскольку, во-первых, приводят процесс общепедагогической подготовки будущего учителя в соответствие с требованиями времени, уровнем развития педагогической науки и практики. Во-вторых, обеспечивают необходимую теоретическую базу и практическую готовность студентов к эффективной педагогической деятельности, а также к углубленному изучению конкретных вопросов педагогики в рамках спецкурсов и спецсеминаров на старших курсах.

Отбор содержания разделов осуществлен с опорой на следующие научные принципы: соответствие содержания социально-экономическим потребностям, современному состоянию научных знаний, уровню развития педагогической практики; учет содержательной и процессуальной сторон при проектировании содержания педагогики как учебной дисциплины, предполагающий соотнесение учебного материала с целями, формами, способами и средствами учебно-воспитательного процесса; структурное единство содержания на разных уровнях формирования: теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, деятельность обучаемого, личность студента и личность преподавателя.

Определение содержания конкретных тем осуществлялось на основе следующих критериев: целостное отражение в содержании задач, связанных с развитием личности будущего педагога как субъекта педагогической деятельности; научная и практическая значимость изучаемого материала, соответствие сложности содержания реальным возможностям студентов; объема содержания – времени, отведенному на изучение предмета; учет традиций и прогрессивного опыта в построении содержания, имеющейся учебно-методической и учебно-материальной базы.

Раздел «Педагогика современной школы» – важнейшая часть системы подготовки студентов высших педагогических учебных заведений к профессиональной деятельности.

Главная цель раздела - формирование у будущих учителей целостного представления о педагогической деятельности, вооружение их знаниями теоретических основ современной педагогической науки, умениями, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в условиях изменившейся социокультурной ситуации, смены образовательной парадигмы, новых стандартов образования. В ходе изучения раздела предполагается решение следующих задач: формирование теоретико-педагогического мышления у студентов, развитие у них способности рефлексировать явления педагогической действительности, формулировать педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения.

В разделе программы раскрываются диалектическая взаимозависимость социальных процессов и образования, специфика функционирования основных институтов государственно-общественной системы образования, рассматриваются методологические основы педагогической науки, освещается проблема целеполагания в педагогике, излагаются теоретические основы обучения и воспитания.

В раздел включены такие высокоактуальные дидактические единицы как педагогическое общение, конфликты в педагогическом общении и их преодоление, принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики, индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся, направленность развития инновационной деятельности в образовании.

Требования к освоению раздела «Педагогика современной школы» в соответствии с образовательным стандартом высшего педагогического образования

Студент должен

знать:

–сущность образования как социокультурного феномена;

–особенности педагогической профессии;

–требования к личности педагога и критерии успешной педагогической деятельности;

–права ребенка и его позиции в образовательном процессе;

–нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы в области образования Республики Беларусь;

–методологические и аксиологические основы педагогики;

–анатомо-физиологические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

–дидактические аспекты целостного педагогического процесса;

–сущность и особенности воспитания в целостном образовательном процессе;

–направления развития образовательного процесса, обеспечивающие повышение его качества и эффективности

уметь:

–изучать педагогический процесс с применением научных методов;

–формулировать образовательные и воспитательные цели;

–принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения;

–проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных дел (мероприятий);

–применять современные технические средства образования, в том числе компьютер;

–осуществлять различные виды педагогического взаимодействия с учащимися, родителями и другими субъектами социума;

–стимулировать познавательную деятельность учащихся и развивать их самостоятельность;

–располагать к себе учащихся и организовывать сотрудничество и сотворчество;

–оценивать учебные достижения учащихся, а также уровни их воспитанности и развития;

–рефлексировать себя и педагогическую деятельность.

Раздел «Педагогические системы и технологии» является практико-ориентированным. Направленность раздела - формирование технологической компетентности будущего учителя. В ходе изучения раздела предполагается решение следующих задач: изучение наиболее востребованных школой образовательных технологий, ознакомление с инновационной практикой организации взаимодействия учителя и учащихся на уроке и во внеклассной деятельности, освоение опыта проектирования и реализации педагогических новшеств.

В разделе программы представлены системы и технологии, имеющие достаточное научное обоснование и признанные педагогической общественностью, раскрываются научные основы и квалификационные параметры педагогических технологий, а также основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике.

Внимание акцентируется на технологиях организации деятельности учителя-предметника и классного руководителя, коррекционно-педагогической деятельности, предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости, деятельности педагога по профилактике девиантного поведения подростков, новых информационных технологиях.

Требования к освоению раздела «Педагогические системы и технологии» в соответствии с образовательным стандартом высшего педагогического образования

Студент должен

знать:

–сущность технологического подхода в образовании;

–педагогические системы и технологии обучения;

–педагогические системы и технологии воспитания;

–технологии управления педагогическими системами;

–альтернативные педагогические системы и технологии;

–технологии коррекционно-педагогической работы;

–функции информационных технологий в образовании

уметь:

–переформулировать идеал образования (гуманистический, когнитивный, бихевериальный и др.) в диагностическую цель;

–четко определять конечную цель образовательной деятельности;

–осознанно расчленять образовательный процесс на структурные элементы с ориентацией на желаемый педагогический эффект;

–реализовать выделенные структурные элементы в определенной последовательности в контексте конечной цели;

–диагностировать начальное, промежуточное и конечное состояние образовательного процесса, осуществляемого в форме технологии;

-оценивать и корректировать процесс и результаты качества и эффективности педагогической технологии;

–проектировать структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся и прогнозировать ее результаты;

–осуществлять оптимальный отбор технологий обучения (воспитания);

–обосновывать и создавать персональную образовательную технологию.

Всего на изучение курса отводится 222 часа, из них 140 аудиторных (лекций - 70 ч, семинарских - 58 ч., лабораторных - 12 ч.).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Наши рекомендации