Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко
РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ?
Серия «Практическая логопедия»
Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко
РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ? ПОЧЕМУ? ЧТО ДЕЛАТЬ?
/ Коррекционно-педагогическая работа с
неговорящими детьми / Разбитие у детей речевых возможностей,
языковой способности
Москва
Давидович Л.Р., Резниченко Т.С.
Д 13 Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекци-онно-педагогическая работа с неговорящими детьми. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 112 с. (Практическая логопедия.)
ISBN 5-296-00190-7
В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы, которая охватывает основные формы детской деятельности от рождения до поступления в школу. Приведены упражнения, стимулирующие появление речи, способствующие речевому развитию и формированию познавательной деятельности.
Адресовано родителям, которые хотят как можно раньше научиться ориентироваться в проблемах малыша и оказать ему помощь.
Представляет интерес для специалистов — логопедов, психологов, дефектологов, воспитателей, гувернеров.
ББК 74.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...............................
РОДИТЕЛИ И ЛОГОПЕД — ПАРТНЕРЫ..............
Записная книжка родителей.............................................
РЕБЕНОКИРЕЧЬ (общиесведения) ..................................
Периодизация развития речи (нормативы
речевого развития)................................................................
Периоды развития понимания речи ...................................
Эмоциональная сторона речи .............................................
ОТКЛОНЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.................................
Проявления речевых нарушений.........................................
Причины речевых нарушений.............................................
ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ................................................
Понимание речи...................................................................
Развитие слухового внимания.............................................
Пусковой момент.................................................................
РЕБЕНОК ЗАГОВОРИЛ, НО....................................................
Развитие языковых возможностей.......................................
Речь неотделима от других сторон жизни..........................
ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ ЗАИКАЛСЯ.........................................
Заключение.........................................................................
Приложение. ОСОБЫЕ ДЕТИ — ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ.......
Литература.........................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Речь Вашего ребенка намного отличается от речи его сверстников? Стоит ли ждать чуда? Когда обратиться к логопеду? Чем можете помочь ребенку Вы? Ответы на эти вопросы дают кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Московского педагогического государственного университета — Людмила Рафаи-ловна Давидович и логопед-методист детского отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации — Татьяна Семеновна Резниченко.
Пособие адресовано родителям детей с особенностями развития и специалистам (логопедам, дефектологам, воспитателям, психологам, гувернерам). Оно содержит упражнения, стимулирующие появление речи, способствующие речевому развитию и формированию познавательной деятельности. Многие задания необходимо выполнять при трудностях в овладении речью, но, кроме того, они доставят удовольствие лингвистически одаренным детям, тем, которые с очень раннего возраста проявляют интерес к родному языку. Наконец, целый ряд упражнений можно использовать при подготовке детей к обучению в школе.
Цель, которую ставили перед собой авторы пособия:
♦ как можно раньше оказать ребенку помощь;
♦ научить родителей хорошо ориентироваться в проблемах своего малыша и дать им практические навыки разрешения этих проблем.
РОДИТЕЛИ И ЛОГОПЕД —
ПАРТНЕРЫ
Речь Вашего ребенка намного отличается от речи сверстников? В первую очередь необходима консультация специалистов. Вам помогут педиатр, психиатр, невролог, логопед, психолог. Возможно, понадобится посетить сурдолога, окулиста, эндокринолога, врача-генетика.
Когда следует обратиться за помощью? Если возник такой вопрос, скорее всего, Ваша тревога обоснована — нужно было сделать это еще ВЧЕРА!
Вы не только решили обратиться к специалистам, но и сами хотите помочь ребенку.
Для конструктивного подхода в решении проблем Вам предлагается:
♦ наблюдать за ребенком и фиксировать в «Записной книжке» его состояние — происходящие с ним изменения, трудности и достижения;
♦ принимать активное практическое участие в речевом развитии ребенка.
ЗАПИСНАЯ КНИЖКА РОДИТЕЛЕЙ
Ваши наблюдения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов (логопеда, психолога, воспитателя, детского психиатра, невролога) и родителей, выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу.
· Определите, что именно Вас тревожит. Отметьте, что происходит с ребенком в течение дня. Подчеркните, что беспокоит Вас в его поведении: вялость, возбужденность, резкий протест при необходимости отвлечься от какого-то занятия, непослушание.
· Вы считаете, что у ребенка речевые проблемы? Начнитес оценки сложившейся ситуации. Внимательно прочитайте варианты речевых трудностей и отметьте свойственные Вашему ребенку.
Речевые трудности у детей
1. Ребенок не говорит совсем.
ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ В ТРИ ГОДА — НЕ ПРОСТО ЗАПАЗДЫВАНИЕ — ЭТО СИГНАЛ О ГРУБОМ РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ!
Необходимо срочно обратиться к ЛОГОПЕДУ!