Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко

РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ?

Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко - student2.ru

Серия «Практическая логопедия»

Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко - student2.ru Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко - student2.ru Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко

РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ? ПОЧЕМУ? ЧТО ДЕЛАТЬ?

/ Коррекционно-педагогическая работа с

неговорящими детьми / Разбитие у детей речевых возможностей,

языковой способности

Москва

Давидович Л.Р., Резниченко Т.С.

Д 13 Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекци-онно-педагогическая работа с неговорящими детьми. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 112 с. (Практическая лого­педия.)

ISBN 5-296-00190-7

В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы, которая охватывает основные формы детской де­ятельности от рождения до поступления в школу. Приведены упражнения, стимулирующие появление речи, способствую­щие речевому развитию и формированию познавательной дея­тельности.

Адресовано родителям, которые хотят как можно раньше научиться ориентироваться в проблемах малыша и оказать ему помощь.

Представляет интерес для специалистов — логопедов, пси­хологов, дефектологов, воспитателей, гувернеров.

ББК 74.3

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...............................

РОДИТЕЛИ И ЛОГОПЕД — ПАРТНЕРЫ..............

Записная книжка родителей.............................................

РЕБЕНОКИРЕЧЬ (общиесведения) ..................................

Периодизация развития речи (нормативы

речевого развития)................................................................

Периоды развития понимания речи ...................................

Эмоциональная сторона речи .............................................

ОТКЛОНЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.................................

Проявления речевых нарушений.........................................

Причины речевых нарушений.............................................

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ................................................

Понимание речи...................................................................

Развитие слухового внимания.............................................

Пусковой момент.................................................................

РЕБЕНОК ЗАГОВОРИЛ, НО....................................................

Развитие языковых возможностей.......................................

Речь неотделима от других сторон жизни..........................

ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ ЗАИКАЛСЯ.........................................

Заключение.........................................................................

Приложение. ОСОБЫЕ ДЕТИ — ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ.......

Литература.........................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Речь Вашего ребенка намного отличается от речи его сверстников? Стоит ли ждать чуда? Когда обра­титься к логопеду? Чем можете помочь ребенку Вы? Ответы на эти вопросы дают кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Московского педагогическо­го государственного университета — Людмила Рафаи-ловна Давидович и логопед-методист детского отделе­ния Центра патологии речи и нейрореабилитации — Татьяна Семеновна Резниченко.

Пособие адресовано родителям детей с особенностя­ми развития и специалистам (логопедам, дефектологам, воспитателям, психологам, гувернерам). Оно содержит упражнения, стимулирующие появление речи, способ­ствующие речевому развитию и формированию позна­вательной деятельности. Многие задания необходимо выполнять при трудностях в овладении речью, но, кро­ме того, они доставят удовольствие лингвистически ода­ренным детям, тем, которые с очень раннего возраста проявляют интерес к родному языку. Наконец, целый ряд упражнений можно использовать при подготовке детей к обучению в школе.

Цель, которую ставили перед собой авторы пособия:

♦ как можно раньше оказать ребенку помощь;

♦ научить родителей хорошо ориентироваться в пробле­мах своего малыша и дать им практические навыки разрешения этих проблем.

РОДИТЕЛИ И ЛОГОПЕД —

ПАРТНЕРЫ

Речь Вашего ребенка намного отличается от речи свер­стников? В первую очередь необходима консультация спе­циалистов. Вам помогут педиатр, психиатр, невролог, ло­гопед, психолог. Возможно, понадобится посетить сурдолога, окулиста, эндокринолога, врача-генетика.

Когда следует обратиться за помощью? Если возник та­кой вопрос, скорее всего, Ваша тревога обоснована — нужно было сделать это еще ВЧЕРА!

Вы не только решили обратиться к специалистам, но и сами хотите помочь ребенку.

Для конструктивного подхода в решении проблем Вам предлагается:

♦ наблюдать за ребенком и фиксировать в «Записной книжке» его состояние — происходящие с ним изме­нения, трудности и достижения;

♦ принимать активное практическое участие в речевом развитии ребенка.

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА РОДИТЕЛЕЙ

Ваши наблюдения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов (логопеда, психолога, воспи­тателя, детского психиатра, невролога) и родителей, выяс­нить причины возникших трудностей, смоделировать инди­видуальную коррекционно-развивающую программу.

· Определите, что именно Вас тревожит. Отметьте, что происходит с ребенком в течение дня. Подчеркните, что беспокоит Вас в его поведении: вялость, возбужденность, резкий протест при необходимости отвлечься от какого-то занятия, непослушание.

· Вы считаете, что у ребенка речевые проблемы? Нач­нитес оценки сложившейся ситуации. Внимательно прочитайте варианты речевых трудностей и отметьте свойственные Вашему ребенку.

Речевые трудности у детей

1. Ребенок не говорит совсем.

ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ В ТРИ ГОДА — НЕ ПРОСТО ЗАПАЗДЫВАНИЕ — ЭТО СИГНАЛ О ГРУБОМ РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ!

Необходимо срочно обратиться к ЛОГОПЕДУ!

Наши рекомендации