Глава 1. На перекрёстке пространства и времени
Информация об авторе: Бабушкина Татьяна
Татьяна Викторовна Бабушкина - многолетний руководитель клуба «Эстетика. Творчество. Общение», преподаватель кафедры педагогики Ростовского педагогического университета, организатор совместной педагогической работы с детьми и взрослыми всех возрастов.
ГЛАВА 1. На перекрёстке пространства и времени
ГЛАВА 2. Стихии огня, воды, воздуха, песка и…
ГЛАВА 3. Уроки фантазии
ГЛАВА 4. Бесценные ценности или что хранится в карманах детства
ГЛАВА 5. Игры с Гулливером
Вступление, забравшееся в середину
ГЛАВА 6. Как ходить в гости и возвращаться домой
ГЛАВА 7. Философия пира
ГЛАВА 8. Подарковая культура
ГЛАВА 9. Часы пробили в дюжину
Послесловие
Совсем послесловие
Глава 1. На перекрёстке пространства и времени
Время человека зависит от его пространства.
А пространство от его времени…
Время, не воспринятое сердцем,
- пропадает.
Михаэль Энде
В детстве моя дочь просила записывать её мысли. Это происходило в том возрасте, когда они (детские мысли) уже приходили, но писать Наташа ещё не умела. Однажды она подошла ко мне и сказала: «Я знаю тайну детства». Думаю, эти размышления долго жили в Наташе, потому что произнесенное оказалось событием для нас обеих.
«Детство - это когда один рождается, а другой уже радуется… Дети дальше видят мир, потому что мир их тоже замечает и видит… В детстве взрослые должны больше слушать детей, чем дети взрослых... Вот я хочу кошку, а бабушка сидит и пьет чай, и ничего ей не нужно. А кошка - это часть мира… И если взрослые перестанут покупать детям собак и кошек, то дети разочаруются во взрослых, перестанут их понимать и на земле наступит самое страшное…»
А потом она добавила странную фразу: «Детство - это когда учишься узнавать время». Честно говоря, я довольно часто возвращаюсь к этому высказыванию. И только недавно поняла, что усложняю его содержание, придавая ему философское значение. Речь шла о простом, но таком сложном в детстве, определении времени по часам.
Не так давно, разговаривая с мальчиком лет девятнадцати, я услышала поразившую меня историю. Как сейчас вспоминается юноше, трещина в отношениях с отцом произошла в самый сложный момент научения в детстве - момент определения времени по часам. Отец, решив научить шестилетнего сына этой грамоте, сажал его на стул, заводил будильник и заставлял называть время.
Не стану останавливаться на столь печальной ноте. Но благодаря этому откровению, я поняла, как мы всей своей взрослой цивилизацией, пройдя разные этапы определения времени, вымываем из себя ту сложность восприятия, которая хранится только что пришедшим в мир ребёнком…