Формирование лексических и грамматических обобщений 4 страница
Обучая классификации предметов, детей подводят
к пониманию значения обобщающих слов (посуда, иг
рушки, цветы), не всегда можно выделить общий признак,
позволяющий отнести предмет к тому или иному классу
понятий. Следует учесть, что некоторые общие слова
Даются ребенку раньше, чем названия объектов, входя
щих в данную группу. Например, слова дерево(ья), цве-
ток(ы), птица(ы) дети узнают раньше, чем слова дуб,
роза, воробей. А такие обобщающие слова, как посуда,
игрушки, фрукты, овощи, одежда, животные и т. д., на-
13* 195
против, в соответствии с требованиями программы дети узнают после того, как усвоят .названия частных понятий. Почему это так? Дело в том, что, усвоив только три слова: дерево(ья), цветок(ы), птица(ы), ребенок, не допуская никакой ошибки, сможет пользоваться ими по отношению ко всем деревьям и цветам. При этом он будет правильно пользоваться словом. Поэтому можно начать с обобщающего слова. Употребление этого слова поможет прийти и к обобщению. В отношении других обобщающих слов дело обстоит иначе. Нельзя сказать принеси мебель или дай посуду, желая получить стул или чашку. Поэтому во втором случае детям раньше дают частные понятия. В то же время надо иметь в виду, что в связи с развитием ребенка, в частности формированием у него представлений о природе, необходимо дать названия различных деревьев, цветов, птиц, чтобы конкретизировать и углубить ранее усвоенные обобщающие слова.
Давая детям такие обобщающие слова, как посуда, одежда, игрушки, обувь, надо, чтобы они, с одной стороны, понимали, что посуда — это то, из чего едят, в чем готовят и содержат пищу, с другой стороны, чтобы они усвоили, что общие понятия относятся не только ко всей группе перечисленных предметов, но и к каждому из предметов в отдельности, что предметы эти не только стул,*' стол, шкаф, но одновременно каждый из них и мебель.
Для упражнения в классификации используются разнообразные игры.
Игра «Разложи верно». Играющим раздают конверты, в которых находятся названия отдельных предметов и так называемые обобщающие слова — мебель, одежда, посуда и т. п. (желательно вторые таблички выделить цветом). К обобщающим словам подбираются слова, обозначающие более частные понятия. Постепенно игра усложняется. Дети получают большее количество разных групп слов. Кроме того, теперь уже берутся для различения более близкие понятия: платье — белье, столовая посуда — ку:конная посуда и т. д.
Игра «Кто первый поставит» — это вариант только что описанной игры. В наборное полотно вставляют от двух до шести обобщающих слов. Дети выходят по двое и, соревнуясь в скорости, подкладьшают к словам более широкого значения карточки с названиями отдельных предметов. 196
Игра «У кого?». Детям раздают таблички с различными словами, обозначающими частные понятия. Ведущий спрашивает: У кого мебель? Все дети отдают соответствующие таблички, говоря при этом: У меня стул — это мебель. У меня шкаф — это мебель и т. д.
Игра «Кто больше назовет?». Педагог называет обобщающее слово, например одежда, посуда. Дети по указанию педагога или по собственному желанию называют слова, входящие в эту группу. Выигрывает тот, кто назвал наибольшее количество предметов.
Игра «Мама купила». Во время игры используются натуральные предметы или картинки, изображающие предметы; кроме того, используются таблички с названиями этих предметов. Дети сидят полукругом на стульчиках. Педагог говорит, что она мама, что она идет в магазин. Мама берет сумку, надевает платочек (чтобы создать игровую ситуацию). Педагог, обращаясь к ребенку, спрашивает: Ты кто? Если играют в «овощной магазин», ребенок отвечает: Я — репа (Я — морковь). Все дети отвечают соответственно тому, кого они изображают. Теперь педагог объявляет: Я — мама. Начинается игра. Педагог последовательно говорит: Я купила репу (морковь, яблоко). Ребенок, назвавший себя репой, бежит к педагогу, кладет в кошелку репу (игрушку, рисунок или воображаемую репу) и идет вслед за педагогом. Далее педагог говорит: Я купила свеклу и т. д. Когда все «овощи куплены», по сигналу Я сварила суп дети бегут на свои места.
Игра «Не ошибись». (iBo время игры дети читают с губ, если ведущим является педагог.) Ведущий говорит: Овощи (т. е. он будет называть овощи). Вслед за этим он называет различные овощи, поднимая при этом каждый раз руки. Если ведущий называет предмет, относящийся к овощам, то и дети должны поднять руки. Но иногда (е этом смысл игры) ведущий нарочно произносит неподходящие слова, поднимая при этом руки. Надо заметить ошибку и не: поднимать рук. Когда все слова, относящиеся к данной группе предметов, использованы, берется новая группа слов и выбирается ведущий из числа ни разу не ошибившихся.
Игра «Поставь верно». Для игры нужны таблички с обобщающими словами и картинками предметов, признаки которых входят в эти общие понятия.
Педагог ставит в наборное полотно таблички с обобщающими словами и раздает детям по нескольку картинок (три-четыре) с названиями предметов, относящихся к таким общим понятиям, как, например, овощи, фрукты одежда, посуда и т. д.
Педагог вызывает к себе двух-трех детей и предлагает расставить картинки к обобщающим словам. По сигналу Раз, два, три! дети расставляют картинки. Выигравшим считается тот, кто поставил картинки первым. Потом дети собирают картинки по заданию педагога, например: Собери игрушки и овощи и т. д.
Тема «Формирование понятий одинаковые, разные».
Первичное чувственное представление о сходстве и различии предметов дети получают с самого начала работы по формированию элементарных понятий об окружающих предметах. Они используются при сравнении и сопоставлении предметов, которые необходимы при формировании обобщений.
Слова одинаковые, неодинаковые дети впервые узнают на втором году, на занятиях по счету. Соотношение количества очень наглядно и поддается проверке, На третьем году обучения, уже на занятиях по обучению1 речи, проводится специальное занятие по формированию соответствующих обобщений.
Приводим соответствующую систему занятий '.
Первое занятие. Сравнивание предметов, отлича- • ющихся несколькими доступными наглядному восприятию признаками: величиной, цветом, формой. Так, например, могут сравниваться разные по величине, цвету и форме чашки. Затем эти предметы обозначаются словами одинаковые, разные.
Второе занятие. Закрепление и расширение значения указанных слов на основе использования игрушек, аппликаций, рисунков. Различение объектов по одному признаку.
Третье занятие. Закрепление слов одинаковые, разные. Для сравнения используются натуральные объекты, не фигурировавшие на предыдущих занятиях
На последующих занятиях происходит уточнение понятий и закрепление слов во время игры в лото.
1 Занятия проводились сурдопедагогом Н. Г. Буткэвич в Малаховском детском доме глухонемых дошкольников,
При этом дети подбирают одинаковые картинки, или картинки к словам одинаковые, разные.
Для уточнения характера проведения такого рода занятий дадим краткое описание двух из них.
Первое занятие.
Цель занятия — показать детям, что одни и те же предметы могут быть одинаковыми и разными; дать новые слова — одинаковые, разные.
Оборудование занятия 1. Три большие одинаковые и три маленькие одинаковые чашки. Большие >и маленькие чашки должны отличаться друг от друга не только по величине, но и по цвету и форме. Три одинаковые маленькие мелкие и три одинаковые большие глубокие тарелки. Мелкие должны отличаться от глубоких и цветом. Три чайные и три столовые ложки. Кубики — четыре маленьких красных, четыре синих, четыре больших зеленых. Карандаши — ;по три разного цвета. Подставка для слов и таблички с написанными на них словами. Наборное полотно, куда вставлены слова-названия предметов.
Ход занятия. Педагог сидит за столом. Справа и слева от него в двух закрытых коробках находятся перечисленные выше предметы. Педагог вынимает чашку и опрашивает у детей: Что это? Какая чашка по цвету (форме, величине)?2. Дети отвечают на каждый вопрос в отдельности. Затем достается вторая такая же чашка и снова задаются те же вопросы. После этого обе чашки сравниваются; при этом указывается, что они одинаковые по высоте, ,по диаметру, что у обеих имеются ручки, что они одинаково разрисованы. Педагог ставит на стол справа от себя подставку с табличкой на которой написано одинаковые, и около нее помещает рядом обе чашки. Дети прочитывают новое слово. Такая же работа проводится и в отношении двух маленьких одинаковых чашек. Они ставятся к той же табличке. Затем берутся две оставшиеся разные чашки. Дети сравнивают их. Эта чашка белая, а эта — синяя, эта — большая, а эта — маленькая. Педагог делает -вывод об этой паре чашек:
1 Для занятия следует брать только знакомые детям предметы,
названия которых они знают.
2 Пока дети не усвоили вопросы какая по цвету? какая по вели
чине? какая по форме?, вопрос всегда дается альтернативно, т. е.
сопровождении тех слО'В, которые должны быть использованы Детьми при ответе. Например, педагог спрашивает: Белая или синяя чашка? Дети отвечают: Белая.
Разные чашки. Подставляет к табличке Разные обе' чашки. Дети прочитывают и это новое слово.
Так же сравнивают ложки и тарелки.
Уже после сравнения третьей пары предметов дети
обычно сами показывают, куда их следует отнести_
к группе разных или одинаковых.
Теперь под таблички следует подложить по три-четыре разных и одинаковых предмета (кубики, карандаши), чтобы у детей не образовалось ошибочное представление, что данное определение относится только к парам рассмотренных предметов. После короткого отдыха каждому из детей предлагается по два предмета. Ребенок подкладывает их к одной из двух табличек. При этом он сам указывает на те общие или различные признаки, которые позволяют отнести предметы к той или иной группе. Дети дают оценку выполненному поручению (верно, неверно) и каждый раз хором проговаривают соответствующие слова. Таким образом большинство детей к концу занятия запоминает новые слова.
В конце занятия педагог предлагает детям дать ему одинаковые кубики, разные чашки и т. д. Собранные игрушки дети складывают в коробку, которую относит на место дежурный.
Второе занятие.
Цель занятия: упражнения в распределении предметов на основании сходства и различия; закрепление новых слов — одинаковые и разные.
Оборудование занятия. Мячи, матрешки, кукольная посуда, кукольная и детская одежда. Предметы должны быть разные и одинаковые.
Показывая детям предметы, педагог помогает выделять и сравнивать их признаки. Дети должны не только говорить слова одинаковые, разные, но и указывать на те признаки предметов, которые позволяют назвать их соответствующими словами.
Затем от детей требуют, чтобы они сами отыскали в окружающей обстановке одинаковые и разные предметы. Дети обнаруживают, что в комнате одинаковые— окна, стулья, два цветка, два шкафа, батареи, лампы; разные — две цветочные банки, сумки (у педагога и воспитателя), фартуки и т. д. Сравниваемые предметы следует каждый раз обозначать словами одинаковые, разные. 200
Пои работе по теме «Свойства и качества предметов» обое внимание должны привлечь занятия, связанные ° формированием обобщений, заключенных в обиходных повах разбитый, разорванный, сломанный. Если ребен-•V не дают этих слов, у него неизбежно появляется жест. Чтобы предупредить появление этого недифференцированного жеста, нужно поскорее дать все три слова, разделив в представлении детей сделанное ими наглядное обобщение. Это тем более важно, что слова эти связаны с материалом, из которого сделан поврежденный предмет. Данное занятие будет подготовкой к изучению последней темы. Способность детей делать наглядные обобщения приводит к тому, что, уяснив на занятии необходимость по-разному называть испорченные предметы, дети на основе примеров, приводимых педагогом, начинают правильно соотносить материал, из которого сделан предмет, с тем, как про него следует сказать: рваный, сломанный, разбитый. Так, не зная слов обои, картон, фаянс, железо и т. д., дети в ответ на просьбу педагога (после проведения системы занятий) указать, про какие предметы как следует сказать, неизменно называли соответствующее слово, хотя и не знали названий предметов. Мало того, указывая на фотоаппарат, Валерик С. сказал: Три (про корпус (металлический) говорят, что он сломанный, про объектив — разбитый, про ремешок, на котором висел аппарат — разорванный) .
Хотя в быту детям иногда говорили слова порвал, разбил, сломал, проверка показала, что к моменту проведения занятий дети все же не знали этих трех обиходных слов. Лишнее доказательство того, что такого рода сложные понятия, требующие дифференциации, следует уточнять на специальных занятиях.
Мы рекомендуем проводить занятия, используя пары
слов: сломанный — целый, разбитый — целый и т. д. Пос-
- чего на занятиях по труду чинят рваные, сломанные,
збитые предметы; детям показывают, как починенные
предметы становятся целыми.
Чтобы закрепить новые слова и дифференцировать
военные понятия, после каждого занятия проводится
гра в лото и в «поручения». Дети должны правильно
внести новые, не фигурировавшие на занятиях, предме-
{ п° трем рубрикам по признаку того, как о них следует
20!
сказать в случае их повреждения — рваный, сломанный разбитый. На занятиях по труду организуется починка игрушек для малышей. Эти занятия завершаются беседой о работе, связанной с починкой предметов. Составляются предложения и текст, описывающие проделанную работу.
Приступая к теме, необходимо организовать дело таким образом, чтобы за занятием по речи следовало занятие по труду на эту же тему.
Приведем краткое описание системы занятий по теме, исходя из данных нами рекомендаций 1.
Для первых занятий подготавливаются сломанные и такие же целые игрушки: рыбки, матрешки, стол, слон, ведро, кресло, санки.
Педагог вынимает по одному сломанному предмету, рассматривает их, огорчается и заражает своим настроением детей. Затем, подбирая к каждому сломанному предмету такой же целый, дети определяют, в чем их сходство и различие; таким же образом действуют с другими парами предметов. Изменить грамматическую форму прилагательных детям помогают задаваемые педагогом вопросы. Педагог: Ведро какое? Ребенок: Сломанное. Педагог: А стул какой? Ребенок: Сломанный.
Дети убеждаются, что на сломанном стуле сидеть нельзя, как и нельзя ездить на сломанных санках. Педагог предлагает детям починить сломанные предметы вечером вместе с воспитателем. На занятии по труду воспитатель показывает детям, как можно починить сломанный предмет. Дети чинят вещи. Воспитатель помогает им в этом. На следующий день дети показывают сурдопедагогу результаты своего труда. При этом каждый говорит: Я починил стул. Педагог спрашивает: Как? Ребенок должен ответить: Я склеил или Я починила санки. Как? — следует второй вопрос. Ребенок: Я за-бил(а) гвозди и т. д. (Накануне воспитатель проводит соответствующую подготовку.)
В конце подводится итог работы: игрушки были сломаны—дети починили их, они помогли малышам, теперь игрушки целые — малыши будут играть. Затем все вместе относят игрушки малышам.
1 Занятия проводились в Малаховском детском доме глухих дошкольников. Педагог В. Н. Кучина.
На следующем занятии дети имеют дело с разбитыми
дметами. Занятия проводятся аналогично. Если при се дети называют разбитые предметы знакомым им словом сломанные, педагог поправляет их, объясняя, '' ие предметы бывают сломанные, а какие—разбитые. Так, фаянсовая и стеклянная посуда не ломается, а разбивается. Попутно дети вспоминают, о каких предметах можно сказать, что они сломанные. Если дети при этом называют предметы, которые не были использованы на занятиях, — это свидетельство того, что они сделали правильное обобщение. Такое же занятие проводится и с разорванными предметами.
К следующему занятию по труду воспитатели вместе > с детьми подбирают разнообразные, требующие починки предметы: рваные книги, коробки, кукольные платья, сломанные игрушечные стулья и другие игрушки.
Дети чинят вещи: зашивают, склеивают, собирают. При этом они должны сами выбирать орудие труда. По окончании работы проводится беседа, как бережно относиться к вещам. На доске записывается текст. Работа каждого оценивается: Ты хорошо зашила платье. Можно надевать — платье целое. Эти фразы педагог проговаривает вместе с детьми. После рассмотрения и оценки всех работ составляется текст, который на следующий день дети читают вместе с сурдопедагогом: Вчера вечером мы работали. Валя зашила платье. Толя починил сломанный паровоз. Сережа склеил рваную книгу. Саша склеил разбитую чашку. Вещи надо беречь, не рвать, не ломать, не разбивать.
В связи с изучением общей темы «Природа» на третьем году обучения детям сообщаются новые сведения об изменениях погоды. Начальные представления об этом дети усваивают в предшествующие годы. Теперь Дети ведут календарь погоды, беседуют о погоде с воспитателем на прогулке. Дети сталкиваются с этим вопросом при работе с картинками и во время чтения ^больших рассказов. В связи с занятиями по этой теме №ти наблюдают за комнатными растениями, проводят аблюдения непосредственно на участке, сажают расте-ия и ухаживают за ними. Это непосредственное общение с природой намного расширяет жизненный опыт, 'бщее развитие и словарь детей. Задача педагога не олько в том, чтобы привить любовь к природе, но и
в том, чтобы научить детей трудиться. В процессе наблюдений у детей формируются такие сложные понятия, как растет, вырос, распускается, почки набухают, цветет, не цветет и др. Еще на первом году обучения воспитатель знакомил детей с такими словами, как цветы, цветок, земля, ящик, лопата, ведро, лейка, полей, принеси и т. д. Зти слова дети усваивают в процессе систематических наблюдений за ростом растений, уходом за ними в уголке природы. Именно для этой цели сажали лук, овес, бобы. Наблюдая, как растут перья лука, дети должны отмечать на специально поставленной палочке, насколько они поднялись за день. Такая работа увлекает детей и помогает усвоить сложное понятие растет.
Дети должны сажать растения под руководством взрослых. Каждый из детей получает определенное задание: копать, поливать, носить воду. После посадки ведутся ежедневные наблюдения за ростом растений. В результате такой систематической работы дети должны усвоить слова: сажать, копать, поливать, рыхлить, растет, листья, корень, цветы и т. п. и пользоваться ими.
В связи с изучением темы «Растения» дети должны получить более глубокие знания об овощах, фруктах и ягодах. Детей подводят уже к обобщающим словам овощи, фрукты. Работа с этими обобщающими словами ведется по общей форме (стр. 197). Овощи и фрукты не имеют того общего признака, который может быть дан детям как опознавательный. Такой признак может быть дан, например, при формировании понятия плод. Детям можно объяснить и показать, что плод — это часть растения, содержащая семена. Этот признак дает детям возможность безошибочно определять, что является плодом, что—нет. Поэтому усвоение обобщающих слов фрукты, овощи ограничено перечислением частных понятий в ответ на вопрос: Какие фрукты (овощи) ты знаешь? Вот почему нельзя считать ошибкой, если дети на основе самостоятельно сделанного ими обобщения отнесут дыню, которая не фигурировала на занятии, кто к фруктам, кто к овощам.
Здесь происходит процесс, обратный тому, который имел место при работе с другими обобщающими словами. Так, например, сравнивая попарно два резко отличающихся друг от друга дерева, детей подводят к пониманию того, что, хотя эти предметы и отличаются
внешне Друг от друга, оба они называются одним словом деревья, потому что оба растут, имеют ствол, корни, листья, плоды. Иначе говоря, детям помогают выделить главные признаки и сделать обобщение. Далее поясняется, что, поскольку у них разные стволы, листья и плоды, их называют по-разному — липа, сосна и т. д. При этом проводится аналогия с другими известными детям родовыми и видовыми понятиями. Научить детей находить общее и отличное в предметах одного вида —• значит не только дать им более полноценное слово для называния этого предмета, но и намного обогатить их познавательную деятельность, способность сравнивать, анализировать, думать.
Тема «Животные».
Знания о животных, полученные в предшествующем году, в этом учебном году пополняются и расширяются. Дети узнают, где живут животные, чем питаются. Они знакомятся с обобщающим словом животные, дифференцируют его от слов птицы, насекомые, рыбы.
Беседа о каждом животном ведется отдельно. Детям дается элементарное представление и о пользе, приносимой животными человеку, и о том, что о некоторых животных человек заботится. Все это служит подготовкой к формированию понятия домашние животные. Диалог с ребенком носит такой характер. Педагог: Кто это? — Корова (лошадь, собака, кошка) и т. д. Педагог: Где живет? Ребенок: В доме, конуре, хлеву. Педагог: Кто ухаживает (кормит, убирает)? Ребенок: Тетя, дядя, люди.
Из ответов детей на эти вопросы составляется описательный текст к соответствующей иллюстрации. Из отдельных текстов составляется книжка-самоделка «Домашние животные». Пока у детей не формируют соответствующего понятия, т. е. не сопоставляют домашних и диких животных. Надо лишь привлечь внимание детей к корню слова дом-. Эти животные живут дома или около дома. На вопрос где живут? дети могут отвечать: В доме. Около дома. В конуре. В хлеву. Эти животные - - домашние. Однако давать этот признак (жизнь вблизи человека) нужно в сочетании с другими— люди заботятся о домашних животных, иначе и мышь, живущую в доме, дети могут отнести к домашним животным.
Формирование понятия домашние птицы проводится аналогично.
Для образца приводим краткое описание занятий на тему «Уточнение представления о птицах».
Если есть возможность, желательно провести наблюдение за курицей. Надо показать, как она клюет, как пьет, запрокидывая голову, бежит на зов и т. д.
На специальном занятии уточняют представление о курице, учат различать и называть ее характерные признаки. Обязательно должны быть живая курица и яйцо, блюдца и ложечки (по количеству детей), бумажные салфетки, таблички с написанными на них словами клюв, гребень, крыло, два крыла, хвост, перья, перо, курица снесла яйцо.
Педагог приносит курицу в закрытой корзине. Затем открывает ее. Дети минуты две рассматривают курицу, гладят ее. Педагог спрашивает: Кто это? Дети должны сказать: Курица. Если они затрудняются сами назвать курицу, педагог показывает табличку, содержание которой дети проговаривают (устно или дактильно). Затем проводится беседа-опрос. Педагог спрашивает: Что это? Следует ответ: Глаза и т. д. Подобным же образом дети называют все знакомые им части тела 1 курицы. Затем педагог показывает клюв курицы. Дети молчат или говорят: Рот, нос. Педагог показывает табличку со словом» клюв. Дети дактильно проговаривают новое слово, а потом воспроизводят слово по памяти. Аналогичная работа проводится и с остальными новыми словами.
После этого курицу вынимают из корзины и детям предлагают заглянуть внутрь, где они обнаруживают яйцо. Яйцо показывают всем детям. Дети говорят: Яйцо. Педагог показывает табличку с написанным на ней предложением Курица снесла яйцо. Дети прочитывают. Педагог раздает детям ложечки, разбивает яйцо, взбивает его и наливает каждому ребенку в ложечку. Хором повторяют: Курица снесла яйцо. Мы ели яйцо.
На следующем занятии уточняют сведения о курице, сравнивая ее с петухом. Используется картина «Курица» из серии картин С. В. Веретенниковой «Домашние животные». Кроме того, составляется текст-описание «Ку-
1 К моменту проведения занятий дети знают название частей тела у человека и кошки.
Занятия по ознакомлению с другими птицами (го-и воробьями и др.) проводятся по такому же типу.
В мае на занятиях по рисованию рисуют различных на занятиях по речи, пользуясь этим текстом, рас-•'зывают по своим рисункам об известных им птицах. С начала года продолжается работа над Грамматические темой «Классификация слов по вопро-обобщения сам> соответствуЮщИМ их грамматической принадлежности». Программа предусматривает,
) дети должны уметь классифицировать двести обиходных слов. Методика предусматривает в ходе обучения классификацию всех обиходных слов. В конце года должна быть проведена выборочная проверка. Методика этой работы раскрыта при описании второго года обучения (стр. 194).
Центральная тема и на этом году обучения связана с усвоением глаголов. Прежде всего это преобразование повелительной формы глагола в изъявительную форму глагола 1-го лица настоящего времени и в форму прошедшего времени мужского и женского рода в единственном и множественном числе. Практически дети еще на втором году обучения запомнили четыре-пять глаголов в этих формах. В этом году проводится специальное занятие, где глаголы, которые дети знают в повелительной форме и в форме изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени, они учатся преобразовывать в форму прошедшего времени. Дети упражняются, в частности, во время рассказа о дне, прожитом ими дома, или о прошедшем дне в детском саду. В рассказах обычно используются наиболее обиходные глаголы. Если это Делать систематически, то дети легко закрепляют и усваивают эти формы глагола. Им гораздо труднее образовать и правильно использовать в общении глаголы настоящего времени, хотя эта форма чаще всего употребляется в диалоге. Во время фронтальной работы над усвоением глаголов в 3-м лице настоящего времени детям рекомендуется показать, в каких случаях надо употребить форму глагола настоящего времени 1-го лица. Так, в то время, когда все дети группы отвечают на вопрос что делает?, исполнитель поручения должен отвечать: Я ри-сую (читаю, говорю, несу, подметаю и т. д.).
Для усвоения этой формы глагола следует также практиковать индивидуальный опрос детей в процессе
выполнения ими той или иной деятельности. Так, во время рисования воспитатель подходит к каждому из детей и спрашивает: Что ты делаешь? Естественно, что, отвечая, ребенок употребляет глагол в 1-м лице настоящего времени. Его ответ пишется на обратной стороне таблички. Пока дети не уяснят все значение вопроса, он ставится альтернативно: Что ты делаешь — играешь, рисуешь? Обычно дети понимают вопрос, поставленный в такой форме, но отвечают на него, используя привычную для них форму глагола: Я рисует или Я рисуй. Вот тут-то воспитатель и должен показать новую форму глагола, которую ребенок сначала прочитывает по табличке: Я рисую. Вслед за этим педагог спрашивает: А что делает Вова? Ребенок должен ответить: Вова рисует. Ребенка вновь спрашивают: А ты? Он отвечает: Я рисую. Затем его спрашивают: Почему «рисуЮ»? Ответ должен быть таким: Потому что Я.
Выявляется связь между местоимением и окончанием глагола. Иногда дети привлекают знакомую им форму глагола прошедшего времени: Я рисовал. Надо объяснить, что такая форма используется, если действие уже окончено, если кончил рисовать. Можно сказать рисовал '-в ответ на вопрос что делал? На вопрос что делаешь? нужно ответить: Рисую.
Рекомендуется повесить таблицу, где даны все наиболее часто употребляемые глаголы в четырех формах: в повелительной, в изъявительном наклонении в 1-м и 3-м лице настоящего и прошедшего времени.
Я |
Он, она |
Я, он, она
Играй | играю | играет | иг рал (а) |
Читай | читаю | читает | читал(а) |
Рисуй | рисую | рисует | рисовал(а) |
Мои Надень | мою надеваю | моет надевает | мыл (а) надевал (а) |
Сними | снимаю | снимает | снимал (а) |
Катай | катаю | катает | катал (а) |
Строй Наклей Помоги Ощупай Попробуй | строю наклеиваю помогаю ощупываю попробую | строит наклеивает помогает ощупывает пробует | строил(а) наклеивал(а) помогал (а) ощупывал (а) попробовал (а) |
Исключения и обиходные возвратные глаголы даются на отдельной табличке для запоминания.