Формирование лексических и грамматических обобщений 4 страница

Обучая классификации предметов, детей подводят
к пониманию значения обобщающих слов (посуда, иг­
рушки, цветы), не всегда можно выделить общий признак,
позволяющий отнести предмет к тому или иному классу
понятий. Следует учесть, что некоторые общие слова
Даются ребенку раньше, чем названия объектов, входя­
щих в данную группу. Например, слова дерево(ья), цве-
ток(ы), птица(ы) дети узнают раньше, чем слова дуб,
роза, воробей. А такие обобщающие слова, как посуда,
игрушки, фрукты, овощи, одежда, животные и т. д., на-
13* 195

против, в соответствии с требованиями программы дети узнают после того, как усвоят .названия частных понятий. Почему это так? Дело в том, что, усвоив только три сло­ва: дерево(ья), цветок(ы), птица(ы), ребенок, не до­пуская никакой ошибки, сможет пользоваться ими по от­ношению ко всем деревьям и цветам. При этом он будет правильно пользоваться словом. Поэтому можно начать с обобщающего слова. Употребление этого слова помо­жет прийти и к обобщению. В отношении других обоб­щающих слов дело обстоит иначе. Нельзя сказать прине­си мебель или дай посуду, желая получить стул или чаш­ку. Поэтому во втором случае детям раньше дают част­ные понятия. В то же время надо иметь в виду, что в свя­зи с развитием ребенка, в частности формированием у не­го представлений о природе, необходимо дать названия различных деревьев, цветов, птиц, чтобы конкретизиро­вать и углубить ранее усвоенные обобщающие слова.

Давая детям такие обобщающие слова, как посуда, одежда, игрушки, обувь, надо, чтобы они, с одной сторо­ны, понимали, что посуда — это то, из чего едят, в чем готовят и содержат пищу, с другой стороны, чтобы они усвоили, что общие понятия относятся не только ко всей группе перечисленных предметов, но и к каждому из пред­метов в отдельности, что предметы эти не только стул,*' стол, шкаф, но одновременно каждый из них и мебель.

Для упражнения в классификации используются раз­нообразные игры.

Игра «Разложи верно». Играющим раздают конвер­ты, в которых находятся названия отдельных предметов и так называемые обобщающие слова — мебель, одежда, посуда и т. п. (желательно вторые таблички выделить цветом). К обобщающим словам подбираются слова, обозначающие более частные понятия. Постепенно игра усложняется. Дети получают большее количество разных групп слов. Кроме того, теперь уже берутся для разли­чения более близкие понятия: платье — белье, столовая посуда — ку:конная посуда и т. д.

Игра «Кто первый поставит» — это вариант только что описанной игры. В наборное полотно вставляют от двух до шести обобщающих слов. Дети выходят по двое и, соревнуясь в скорости, подкладьшают к словам более широкого значения карточки с названиями отдельных предметов. 196

Игра «У кого?». Детям раздают таблички с различ­ными словами, обозначающими частные понятия. Веду­щий спрашивает: У кого мебель? Все дети отдают соот­ветствующие таблички, говоря при этом: У меня стул — это мебель. У меня шкаф — это мебель и т. д.

Игра «Кто больше назовет?». Педагог называет обоб­щающее слово, например одежда, посуда. Дети по ука­занию педагога или по собственному желанию называют слова, входящие в эту группу. Выигрывает тот, кто наз­вал наибольшее количество предметов.

Игра «Мама купила». Во время игры используются натуральные предметы или картинки, изображающие предметы; кроме того, используются таблички с названи­ями этих предметов. Дети сидят полукругом на стуль­чиках. Педагог говорит, что она мама, что она идет в магазин. Мама берет сумку, надевает платочек (чтобы создать игровую ситуацию). Педагог, обращаясь к ребен­ку, спрашивает: Ты кто? Если играют в «овощной мага­зин», ребенок отвечает: Я — репа (Я — морковь). Все де­ти отвечают соответственно тому, кого они изображают. Теперь педагог объявляет: Я — мама. Начинается игра. Педагог последовательно говорит: Я купила репу (мор­ковь, яблоко). Ребенок, назвавший себя репой, бежит к педагогу, кладет в кошелку репу (игрушку, рисунок или воображаемую репу) и идет вслед за педагогом. Далее педагог говорит: Я купила свеклу и т. д. Когда все «ово­щи куплены», по сигналу Я сварила суп дети бегут на свои места.

Игра «Не ошибись». (iBo время игры дети читают с губ, если ведущим является педагог.) Ведущий гово­рит: Овощи (т. е. он будет называть овощи). Вслед за этим он называет различные овощи, поднимая при этом каждый раз руки. Если ведущий называет предмет, отно­сящийся к овощам, то и дети должны поднять руки. Но иногда (е этом смысл игры) ведущий нарочно произ­носит неподходящие слова, поднимая при этом руки. Надо заметить ошибку и не: поднимать рук. Когда все слова, относящиеся к данной группе предметов, исполь­зованы, берется новая группа слов и выбирается ведущий из числа ни разу не ошибившихся.

Игра «Поставь верно». Для игры нужны таблички с обобщающими словами и картинками предметов, приз­наки которых входят в эти общие понятия.

Педагог ставит в наборное полотно таблички с обоб­щающими словами и раздает детям по нескольку карти­нок (три-четыре) с названиями предметов, относящихся к таким общим понятиям, как, например, овощи, фрукты одежда, посуда и т. д.

Педагог вызывает к себе двух-трех детей и предлага­ет расставить картинки к обобщающим словам. По сиг­налу Раз, два, три! дети расставляют картинки. Выигравшим считается тот, кто поставил картинки пер­вым. Потом дети собирают картинки по заданию педаго­га, например: Собери игрушки и овощи и т. д.

Тема «Формирование понятий одинаковые, разные».

Первичное чувственное представление о сходстве и различии предметов дети получают с самого начала работы по формированию элементарных понятий об ок­ружающих предметах. Они используются при сравнении и сопоставлении предметов, которые необходимы при формировании обобщений.

Слова одинаковые, неодинаковые дети впервые узна­ют на втором году, на занятиях по счету. Соотношение количества очень наглядно и поддается проверке, На третьем году обучения, уже на занятиях по обучению1 речи, проводится специальное занятие по формированию соответствующих обобщений.

Приводим соответствующую систему занятий '.

Первое занятие. Сравнивание предметов, отлича- • ющихся несколькими доступными наглядному восприя­тию признаками: величиной, цветом, формой. Так, на­пример, могут сравниваться разные по величине, цвету и форме чашки. Затем эти предметы обозначаются слова­ми одинаковые, разные.

Второе занятие. Закрепление и расширение зна­чения указанных слов на основе использования игрушек, аппликаций, рисунков. Различение объектов по одному признаку.

Третье занятие. Закрепление слов одинаковые, разные. Для сравнения используются натуральные объ­екты, не фигурировавшие на предыдущих занятиях

На последующих занятиях происходит уточнение по­нятий и закрепление слов во время игры в лото.

1 Занятия проводились сурдопедагогом Н. Г. Буткэвич в Мала­ховском детском доме глухонемых дошкольников,

При этом дети подбирают одинаковые картинки, или кар­тинки к словам одинаковые, разные.

Для уточнения характера проведения такого рода за­нятий дадим краткое описание двух из них.

Первое занятие.

Цель занятия — показать детям, что одни и те же предметы могут быть одинаковыми и разными; дать но­вые слова — одинаковые, разные.

Оборудование занятия 1. Три большие одинаковые и три маленькие одинаковые чашки. Большие >и маленькие чашки должны отличаться друг от друга не только по ве­личине, но и по цвету и форме. Три одинаковые малень­кие мелкие и три одинаковые большие глубокие тарелки. Мелкие должны отличаться от глубоких и цветом. Три чайные и три столовые ложки. Кубики — четыре малень­ких красных, четыре синих, четыре больших зеленых. Карандаши — ;по три разного цвета. Подставка для слов и таблички с написанными на них словами. Наборное по­лотно, куда вставлены слова-названия предметов.

Ход занятия. Педагог сидит за столом. Справа и сле­ва от него в двух закрытых коробках находятся перечис­ленные выше предметы. Педагог вынимает чашку и опрашивает у детей: Что это? Какая чашка по цвету (форме, величине)?2. Дети отвечают на каждый вопрос в отдельности. Затем достается вторая такая же чашка и снова задаются те же вопросы. После этого обе чашки сравниваются; при этом указывается, что они одинако­вые по высоте, ,по диаметру, что у обеих имеются ручки, что они одинаково разрисованы. Педагог ставит на стол справа от себя подставку с табличкой на которой написа­но одинаковые, и около нее помещает рядом обе чашки. Дети прочитывают новое слово. Такая же работа про­водится и в отношении двух маленьких одинаковых ча­шек. Они ставятся к той же табличке. Затем берутся две оставшиеся разные чашки. Дети сравнивают их. Эта чашка белая, а эта — синяя, эта — большая, а эта — маленькая. Педагог делает -вывод об этой паре чашек:

1 Для занятия следует брать только знакомые детям предметы,
названия которых они знают.

2 Пока дети не усвоили вопросы какая по цвету? какая по вели­
чине? какая по форме?, вопрос всегда дается альтернативно, т. е.

сопровождении тех слО'В, которые должны быть использованы Детьми при ответе. Например, педагог спрашивает: Белая или синяя чашка? Дети отвечают: Белая.

Разные чашки. Подставляет к табличке Разные обе' чашки. Дети прочитывают и это новое слово.

Так же сравнивают ложки и тарелки.

Уже после сравнения третьей пары предметов дети

обычно сами показывают, куда их следует отнести_

к группе разных или одинаковых.

Теперь под таблички следует подложить по три-че­тыре разных и одинаковых предмета (кубики, каранда­ши), чтобы у детей не образовалось ошибочное пред­ставление, что данное определение относится только к парам рассмотренных предметов. После короткого от­дыха каждому из детей предлагается по два предмета. Ребенок подкладывает их к одной из двух табличек. При этом он сам указывает на те общие или различные при­знаки, которые позволяют отнести предметы к той или иной группе. Дети дают оценку выполненному поруче­нию (верно, неверно) и каждый раз хором проговари­вают соответствующие слова. Таким образом большин­ство детей к концу занятия запоминает новые слова.

В конце занятия педагог предлагает детям дать ему одинаковые кубики, разные чашки и т. д. Собранные игрушки дети складывают в коробку, которую относит на место дежурный.

Второе занятие.

Цель занятия: упражнения в распределении предме­тов на основании сходства и различия; закрепление но­вых слов — одинаковые и разные.

Оборудование занятия. Мячи, матрешки, кукольная посуда, кукольная и детская одежда. Предметы должны быть разные и одинаковые.

Показывая детям предметы, педагог помогает выде­лять и сравнивать их признаки. Дети должны не только говорить слова одинаковые, разные, но и указывать на те признаки предметов, которые позволяют назвать их соответствующими словами.

Затем от детей требуют, чтобы они сами отыскали в окружающей обстановке одинаковые и разные пред­меты. Дети обнаруживают, что в комнате одинаковые— окна, стулья, два цветка, два шкафа, батареи, лампы; разные — две цветочные банки, сумки (у педагога и вос­питателя), фартуки и т. д. Сравниваемые предметы сле­дует каждый раз обозначать словами одинаковые, разные. 200

Пои работе по теме «Свойства и качества предметов» обое внимание должны привлечь занятия, связанные ° формированием обобщений, заключенных в обиходных повах разбитый, разорванный, сломанный. Если ребен-•V не дают этих слов, у него неизбежно появляется жест. Чтобы предупредить появление этого недифференциро­ванного жеста, нужно поскорее дать все три слова, раз­делив в представлении детей сделанное ими наглядное обобщение. Это тем более важно, что слова эти связаны с материалом, из которого сделан поврежденный пред­мет. Данное занятие будет подготовкой к изучению последней темы. Способность детей делать наглядные обобщения приводит к тому, что, уяснив на занятии необходимость по-разному называть испорченные пред­меты, дети на основе примеров, приводимых педаго­гом, начинают правильно соотносить материал, из которого сделан предмет, с тем, как про него следует сказать: рваный, сломанный, разбитый. Так, не зная слов обои, картон, фаянс, железо и т. д., дети в ответ на просьбу педагога (после проведения системы занятий) указать, про какие предметы как следует сказать, неиз­менно называли соответствующее слово, хотя и не знали названий предметов. Мало того, указывая на фотоаппа­рат, Валерик С. сказал: Три (про корпус (металличе­ский) говорят, что он сломанный, про объектив — разбитый, про ремешок, на котором висел аппарат — ра­зорванный) .

Хотя в быту детям иногда говорили слова порвал, разбил, сломал, проверка показала, что к моменту про­ведения занятий дети все же не знали этих трех обиход­ных слов. Лишнее доказательство того, что такого рода сложные понятия, требующие дифференциации, следует уточнять на специальных занятиях.

Мы рекомендуем проводить занятия, используя пары

слов: сломанный — целый, разбитый — целый и т. д. Пос-

- чего на занятиях по труду чинят рваные, сломанные,

збитые предметы; детям показывают, как починенные

предметы становятся целыми.

Чтобы закрепить новые слова и дифференцировать

военные понятия, после каждого занятия проводится

гра в лото и в «поручения». Дети должны правильно

внести новые, не фигурировавшие на занятиях, предме-

{ п° трем рубрикам по признаку того, как о них следует

20!

сказать в случае их повреждения — рваный, сломанный разбитый. На занятиях по труду организуется починка игрушек для малышей. Эти занятия завершаются беседой о работе, связанной с починкой предметов. Составляются предложения и текст, описывающие проделанную работу.

Приступая к теме, необходимо организовать дело таким образом, чтобы за занятием по речи следовало занятие по труду на эту же тему.

Приведем краткое описание системы занятий по те­ме, исходя из данных нами рекомендаций 1.

Для первых занятий подготавливаются сломанные и такие же целые игрушки: рыбки, матрешки, стол, слон, ведро, кресло, санки.

Педагог вынимает по одному сломанному предмету, рассматривает их, огорчается и заражает своим настрое­нием детей. Затем, подбирая к каждому сломанному предмету такой же целый, дети определяют, в чем их сходство и различие; таким же образом действуют с дру­гими парами предметов. Изменить грамматическую фор­му прилагательных детям помогают задаваемые педа­гогом вопросы. Педагог: Ведро какое? Ребенок: Сломан­ное. Педагог: А стул какой? Ребенок: Сломанный.

Дети убеждаются, что на сломанном стуле сидеть нельзя, как и нельзя ездить на сломанных санках. Педа­гог предлагает детям починить сломанные предметы ве­чером вместе с воспитателем. На занятии по труду вос­питатель показывает детям, как можно починить сло­манный предмет. Дети чинят вещи. Воспитатель помогает им в этом. На следующий день дети показы­вают сурдопедагогу результаты своего труда. При этом каждый говорит: Я починил стул. Педагог спрашивает: Как? Ребенок должен ответить: Я склеил или Я почини­ла санки. Как? — следует второй вопрос. Ребенок: Я за-бил(а) гвозди и т. д. (Накануне воспитатель проводит соответствующую подготовку.)

В конце подводится итог работы: игрушки были сло­маны—дети починили их, они помогли малышам, теперь игрушки целые — малыши будут играть. Затем все вместе относят игрушки малышам.

1 Занятия проводились в Малаховском детском доме глухих до­школьников. Педагог В. Н. Кучина.

На следующем занятии дети имеют дело с разбитыми

дметами. Занятия проводятся аналогично. Если при се дети называют разбитые предметы знакомым им словом сломанные, педагог поправляет их, объясняя, '' ие предметы бывают сломанные, а какие—разбитые. Так, фаянсовая и стеклянная посуда не ломается, а раз­бивается. Попутно дети вспоминают, о каких предметах можно сказать, что они сломанные. Если дети при этом называют предметы, которые не были использованы на занятиях, — это свидетельство того, что они сделали правильное обобщение. Такое же занятие проводится и с разорванными предметами.

К следующему занятию по труду воспитатели вместе > с детьми подбирают разнообразные, требующие починки предметы: рваные книги, коробки, кукольные платья, сломанные игрушечные стулья и другие игрушки.

Дети чинят вещи: зашивают, склеивают, собирают. При этом они должны сами выбирать орудие труда. По окончании работы проводится беседа, как бережно отно­ситься к вещам. На доске записывается текст. Работа каждого оценивается: Ты хорошо зашила платье. Мож­но надевать — платье целое. Эти фразы педагог прого­варивает вместе с детьми. После рассмотрения и оценки всех работ составляется текст, который на следующий день дети читают вместе с сурдопедагогом: Вчера вече­ром мы работали. Валя зашила платье. Толя починил сломанный паровоз. Сережа склеил рваную книгу. Саша склеил разбитую чашку. Вещи надо беречь, не рвать, не ломать, не разбивать.

В связи с изучением общей темы «Природа» на третьем году обучения детям сообщаются новые сведе­ния об изменениях погоды. Начальные представления об этом дети усваивают в предшествующие годы. Теперь Дети ведут календарь погоды, беседуют о погоде с вос­питателем на прогулке. Дети сталкиваются с этим во­просом при работе с картинками и во время чтения ^больших рассказов. В связи с занятиями по этой теме №ти наблюдают за комнатными растениями, проводят аблюдения непосредственно на участке, сажают расте-ия и ухаживают за ними. Это непосредственное обще­ние с природой намного расширяет жизненный опыт, 'бщее развитие и словарь детей. Задача педагога не олько в том, чтобы привить любовь к природе, но и

в том, чтобы научить детей трудиться. В процессе на­блюдений у детей формируются такие сложные понятия, как растет, вырос, распускается, почки набухают, цве­тет, не цветет и др. Еще на первом году обучения воспи­татель знакомил детей с такими словами, как цветы, цветок, земля, ящик, лопата, ведро, лейка, полей, при­неси и т. д. Зти слова дети усваивают в процессе систе­матических наблюдений за ростом растений, уходом за ними в уголке природы. Именно для этой цели сажали лук, овес, бобы. Наблюдая, как растут перья лука, дети должны отмечать на специально поставленной палочке, насколько они поднялись за день. Такая работа увле­кает детей и помогает усвоить сложное понятие растет.

Дети должны сажать растения под руководством взрослых. Каждый из детей получает определенное за­дание: копать, поливать, носить воду. После посадки ве­дутся ежедневные наблюдения за ростом растений. В результате такой систематической работы дети должны усвоить слова: сажать, копать, поливать, рыхлить, растет, листья, корень, цветы и т. п. и пользоваться ими.

В связи с изучением темы «Растения» дети должны получить более глубокие знания об овощах, фруктах и ягодах. Детей подводят уже к обобщающим словам овощи, фрукты. Работа с этими обобщающими словами ведется по общей форме (стр. 197). Овощи и фрукты не имеют того общего признака, который может быть дан детям как опознавательный. Такой признак может быть дан, например, при формировании понятия плод. Детям можно объяснить и показать, что плод — это часть расте­ния, содержащая семена. Этот признак дает детям воз­можность безошибочно определять, что является плодом, что—нет. Поэтому усвоение обобщающих слов фрукты, овощи ограничено перечислением частных понятий в от­вет на вопрос: Какие фрукты (овощи) ты знаешь? Вот почему нельзя считать ошибкой, если дети на основе са­мостоятельно сделанного ими обобщения отнесут дыню, которая не фигурировала на занятии, кто к фруктам, кто к овощам.

Здесь происходит процесс, обратный тому, который имел место при работе с другими обобщающими слова­ми. Так, например, сравнивая попарно два резко отли­чающихся друг от друга дерева, детей подводят к пони­манию того, что, хотя эти предметы и отличаются

внешне Друг от друга, оба они называются одним словом деревья, потому что оба растут, имеют ствол, корни, листья, плоды. Иначе говоря, детям помогают выделить главные признаки и сделать обобщение. Далее пояс­няется, что, поскольку у них разные стволы, листья и плоды, их называют по-разному — липа, сосна и т. д. При этом проводится аналогия с другими известными детям родовыми и видовыми понятиями. Научить детей находить общее и отличное в предметах одного вида —• значит не только дать им более полноценное слово для называния этого предмета, но и намного обогатить их познавательную деятельность, способность сравнивать, анализировать, думать.

Тема «Животные».

Знания о животных, полученные в предшествующем году, в этом учебном году пополняются и расширяются. Дети узнают, где живут животные, чем питаются. Они знакомятся с обобщающим словом животные, дифферен­цируют его от слов птицы, насекомые, рыбы.

Беседа о каждом животном ведется отдельно. Детям дается элементарное представление и о пользе, прино­симой животными человеку, и о том, что о некоторых животных человек заботится. Все это служит подготов­кой к формированию понятия домашние животные. Диалог с ребенком носит такой характер. Педагог: Кто это? — Корова (лошадь, собака, кошка) и т. д. Педагог: Где живет? Ребенок: В доме, конуре, хлеву. Педагог: Кто ухаживает (кормит, убирает)? Ребенок: Тетя, дядя, люди.

Из ответов детей на эти вопросы составляется опи­сательный текст к соответствующей иллюстрации. Из отдельных текстов составляется книжка-самоделка «Домашние животные». Пока у детей не формируют соответствующего понятия, т. е. не сопоставляют домаш­них и диких животных. Надо лишь привлечь внимание детей к корню слова дом-. Эти животные живут дома или около дома. На вопрос где живут? дети могут отве­чать: В доме. Около дома. В конуре. В хлеву. Эти жи­вотные - - домашние. Однако давать этот признак (жизнь вблизи человека) нужно в сочетании с други­ми— люди заботятся о домашних животных, иначе и мышь, живущую в доме, дети могут отнести к домашним животным.

Формирование понятия домашние птицы проводится аналогично.

Для образца приводим краткое описание занятий на тему «Уточнение представления о птицах».

Если есть возможность, желательно провести наблю­дение за курицей. Надо показать, как она клюет, как пьет, запрокидывая голову, бежит на зов и т. д.

На специальном занятии уточняют представление о курице, учат различать и называть ее характерные признаки. Обязательно должны быть живая курица и яйцо, блюдца и ложечки (по количеству детей), бумаж­ные салфетки, таблички с написанными на них словами клюв, гребень, крыло, два крыла, хвост, перья, перо, ку­рица снесла яйцо.

Педагог приносит курицу в закрытой корзине. Затем открывает ее. Дети минуты две рассматривают курицу, гладят ее. Педагог спрашивает: Кто это? Дети должны сказать: Курица. Если они затрудняются сами назвать курицу, педагог показывает табличку, содержание кото­рой дети проговаривают (устно или дактильно). Затем проводится беседа-опрос. Педагог спрашивает: Что это? Следует ответ: Глаза и т. д. Подобным же образом дети называют все знакомые им части тела 1 курицы. Затем педагог показывает клюв курицы. Дети молчат или го­ворят: Рот, нос. Педагог показывает табличку со словом» клюв. Дети дактильно проговаривают новое слово, а потом воспроизводят слово по памяти. Аналогичная ра­бота проводится и с остальными новыми словами.

После этого курицу вынимают из корзины и детям предлагают заглянуть внутрь, где они обнаруживают яйцо. Яйцо показывают всем детям. Дети говорят: Яйцо. Педагог показывает табличку с написанным на ней предложением Курица снесла яйцо. Дети прочитывают. Педагог раздает детям ложечки, разбивает яйцо, взби­вает его и наливает каждому ребенку в ложечку. Хором повторяют: Курица снесла яйцо. Мы ели яйцо.

На следующем занятии уточняют сведения о курице, сравнивая ее с петухом. Используется картина «Курица» из серии картин С. В. Веретенниковой «Домашние жи­вотные». Кроме того, составляется текст-описание «Ку-

1 К моменту проведения занятий дети знают название частей тела у человека и кошки.

Занятия по ознакомлению с другими птицами (го-и воробьями и др.) проводятся по такому же типу.

В мае на занятиях по рисованию рисуют различных на занятиях по речи, пользуясь этим текстом, рас-•'зывают по своим рисункам об известных им птицах. С начала года продолжается работа над Грамматические темой «Классификация слов по вопро-обобщения сам> соответствуЮщИМ их грамматиче­ской принадлежности». Программа предусматривает,

) дети должны уметь классифицировать двести оби­ходных слов. Методика предусматривает в ходе обуче­ния классификацию всех обиходных слов. В конце года должна быть проведена выборочная проверка. Методика этой работы раскрыта при описании второго года обуче­ния (стр. 194).

Центральная тема и на этом году обучения связана с усвоением глаголов. Прежде всего это преобразование повелительной формы глагола в изъявительную форму глагола 1-го лица настоящего времени и в форму про­шедшего времени мужского и женского рода в единст­венном и множественном числе. Практически дети еще на втором году обучения запомнили четыре-пять глаго­лов в этих формах. В этом году проводится специальное занятие, где глаголы, которые дети знают в повелитель­ной форме и в форме изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени, они учатся преобразовывать в форму прошедшего времени. Дети упражняются, в ча­стности, во время рассказа о дне, прожитом ими дома, или о прошедшем дне в детском саду. В рассказах обыч­но используются наиболее обиходные глаголы. Если это Делать систематически, то дети легко закрепляют и усва­ивают эти формы глагола. Им гораздо труднее образо­вать и правильно использовать в общении глаголы на­стоящего времени, хотя эта форма чаще всего употребля­ется в диалоге. Во время фронтальной работы над усвое­нием глаголов в 3-м лице настоящего времени детям ре­комендуется показать, в каких случаях надо употребить форму глагола настоящего времени 1-го лица. Так, в то время, когда все дети группы отвечают на вопрос что делает?, исполнитель поручения должен отвечать: Я ри-сую (читаю, говорю, несу, подметаю и т. д.).

Для усвоения этой формы глагола следует также практиковать индивидуальный опрос детей в процессе

выполнения ими той или иной деятельности. Так, во вре­мя рисования воспитатель подходит к каждому из детей и спрашивает: Что ты делаешь? Естественно, что, отве­чая, ребенок употребляет глагол в 1-м лице настоящего времени. Его ответ пишется на обратной стороне таб­лички. Пока дети не уяснят все значение вопроса, он ставится альтернативно: Что ты делаешь — играешь, рисуешь? Обычно дети понимают вопрос, поставленный в такой форме, но отвечают на него, используя привыч­ную для них форму глагола: Я рисует или Я рисуй. Вот тут-то воспитатель и должен показать новую форму глагола, которую ребенок сначала прочитывает по таб­личке: Я рисую. Вслед за этим педагог спрашивает: А что делает Вова? Ребенок должен ответить: Вова ри­сует. Ребенка вновь спрашивают: А ты? Он отвечает: Я рисую. Затем его спрашивают: Почему «рисуЮ»? Ответ должен быть таким: Потому что Я.

Выявляется связь между местоимением и окончанием глагола. Иногда дети привлекают знакомую им форму глагола прошедшего времени: Я рисовал. Надо объяс­нить, что такая форма используется, если действие уже окончено, если кончил рисовать. Можно сказать рисовал '-в ответ на вопрос что делал? На вопрос что делаешь? нужно ответить: Рисую.

Рекомендуется повесить таблицу, где даны все наи­более часто употребляемые глаголы в четырех формах: в повелительной, в изъявительном наклонении в 1-м и 3-м лице настоящего и прошедшего времени.

Я
Он, она

Я, он, она

Играй играю играет иг рал (а)
Читай читаю читает читал(а)
Рисуй рисую рисует рисовал(а)
Мои Надень мою надеваю моет надевает мыл (а) надевал (а)
Сними снимаю снимает снимал (а)
Катай катаю катает катал (а)
Строй Наклей Помоги Ощупай Попробуй строю наклеиваю помогаю ощупываю попробую строит наклеивает помогает ощупывает пробует строил(а) наклеивал(а) помогал (а) ощупывал (а) попробовал (а)
     

Исключения и обиходные возвратные глаголы дают­ся на отдельной табличке для запоминания.

Наши рекомендации