Пение как средство коррекции и развития музыкальных способностей
Успешность занятий во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его музыкальности. Под музыкальностью в музыкальной психологии понимается способность эмоционального восприятия ребенком музыкального образа, основным ее признаком является переживание музыки как выражения некоторого содержания.
Что же такое музыкальные способности?
Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Способности по самому своему существу есть понятие динамическое. Оно существует только в движении, только в развитии. На разных исторических этапах развития музыкальной психологии и педагогики (как зарубежной, так и отечественной) и по настоящее время в разработке теоретических аспектов проблемы музыкальных способностей существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий.
Рассматривая вопросы о природе музыкальных способностей и об определении понятия «музыкальность», Б. М. Теплов противопоставляет два направления в психологии: гештальтпсихологии (на примере работ немецкого психолога Г. Ревеша) и психологии элементов (по работам американского психолога С. Сишора). Несмотря на кажущееся различие позиций авторов, Б. М. Теплов находит точки соприкосновения во многих важнейших положениях, высказанных ими.
Г. Ревеш не включает в понятие «музыкальность» отдельные музыкальные способности, а определяет его как единое, неделимое свойство, данное человеку от природы. Для того чтобы определить, музыкален ли ребенок, Г. Ревеш предлагает пользоваться рядом испытаний, тестов, которые не характеризуют самого понятия музыкальности, а лишь косвенно указывают на ее наличие. Педагогическим выводом, вытекающим из понятия Г. Ревеша, признающего врожденность музыкальности, является утверждение, что развить музыкальность можно только у людей, у которых она имеется от природы, следовательно, обучаться музыке могут лишь лица, обладающие ею. Не обладающие музыкальностью лица (а таких, по Г. Ревешу, много) не могут воспитать ее в себе.
С. Сишор, в отличие от Г. Ревеша, рассматривает музыкальность как сумму отдельных способностей (их он насчитывает 25). Разработанные С. Сишором тесты для диагностики музыкальности построены на признании ведущей роли в понятии музыкальности простейших сенсорьых способностей - различения мелких единиц высоты, интенсивности, длительности отдельных звуков. С. Сишор предлагает определять наличие музыкальных способностей с помощью неких количественных норм. На основании изменения мелких градаций чувствительности к изменениям высоты, интенсивности звуков и др., определяется целесообразность занятий детей музыкой. Например, если ребенок обнаруживает чувствительность к различию высоты звуков до трех герц, то, по мнению С. Сишора, он может стать музыкантом. Если — свыше восемнадцати герц, он не должен иметь никакого отношения к музыке. Признавая врожденность музыкальности, С. Сишор сходится в своих конечных выводах с Г. Ревешем.
Б. М. Теплов определяет способности как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.
Музыкальные способности,.необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». «Музыкальность -пишет Б. М. Теплов, — это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности.»
Кроме понятия «музыкальность», включающее в себя комплекс специальных, именно музыкальных способностей, Б. М. Теплов указывает на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной-деятельности (но не только в ней). Это — творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и другое. Качественное состояние общих и специальных способностей образует более широкое, по сравнению с музыкальностью, понятие музыкальной одаренности.
Б. М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает свреобразным сочетанием способностей (общих и специальных). Особенности психики человека предполагают возможности широкой компенсации одних свойств другими. Поэтому музыкальность не сводима к одной способности. «Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей». У каждого человека имеется своеобразное, качественное сочетание способностей, определяющее успех протекания той или иной деятельности.
«Проблема музыкальности, — подчеркивает Б. М. Теплов, — это проблема прежде всего качественная. У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, — не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития».
Актуальным является и вопрос о структуре музыкальности. Б. М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности. Первая - ладовое чувство как эмоциональное переживание. Вторая - произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии. Третья способность - ритмическое чувство. Эта способность активного (двигательного) переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности и ритма, его точного воспроизведения также лежит в основе эмоциональной отзывчивости.
Это позволяет сделать вывод, прежде всего, об эмоциональной сущности музыкального искусства как способа познания жизни.
Понятие музыкальности у детей подразумевает способность:
— целостно воспринимать музыку, а это значит внимательно слушать и сопере
живать развитию художественного образа;
— различать средства музыкальной выразительности;
— к исполнительству, а это значит иметь чистую певческую интонацию, правиль
ное звукообразование, пластичность, изящность движений, хорошую координацию;
— к творческому воображению при восприятии музыки, в песенных, музыкально-
игровых, танцевальных импровизациях.
Музыкальность особенно хорошо ощущается в активной самостоятельной деятельности. Если слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, если оно побуждает к мыслям, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом его характере.
Последние научные исследования показали, что дети способны к так называемому продуктивному творчеству. Это импровизации песенных мелодий, инсценировки музыкальных игр - драматизации, построение легких танцев, придумывание несложных мотивов, ритмических попевок при игре на различных инструментах.
Таким образом, музыкальность рассматривается не только в плане способностей, но и в связи с конкретными видами детской деятельности.
Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии.
В каких видах деятельности развиваются музыкальные способности?
Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности - слушании, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).
Она, прежде всего, развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также музыкально-ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.
Поскольку восприятие (слушание) музыки - это активный, слуходвигательный ^процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на >музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и т. д.). Наряду с восприятием музыки именно музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эта способность.
Музыкально-слуховые представления развиваются в виде деятельности, которая требует различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате «бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой - вырабатываются музыкальные слуховые представления» [Теплов Б.М., 1985.— С. 184]. Использование игры на музыкальных инструментах для развития музыкально-слуховых представлений должно исключить механическое воспроизведение мелодии, минуя слух. Игра на музыкальных инструментах с применением цветовых или цифровых обозначений, ведет лишь к зрительному запоминанию, но не имеет развивающего значения. Целесообразно развивать слух в условиях лада, при слушании и воспроизведении мелодий, а не отдельных звуков, поскольку оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) тесно взаимосвязаны. В мелодии всегда ощущаются ладовые тяготения, помогающие человеку различать звуки по высоте и воспроизводить их.
Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности.
Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего, в пении и игре на музыкальных инструментах. Для преодоления ритмических неточностей не всегда воспроизведение ритма в хлопках дает положительный результат. Ритм - неотъемлемая часть выразительности музыки, поэтому именно осознание его выразительного значения (с применением образных сравнений, музыкально-дидактических игр) часто имеет больший развивающий эффект.
Таким образом, три основные особенности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Развитие музыкальных
способностей в детском саду, разумеется, не преследует цель ранней, профессиональной подготовки. В коррекционной работе музыкальные способности являются базой, где при выраженных способностях коррекция идет более эффективно, при их относительном отсутствии- менее продуктивно. В целом, как уже говорилось выше, цель музыкального воспитания - раскрыть окно в этот пока непонятный, но привлекательно звучащий мир и тем самым обогатить личность ребенка. Часто родители, да и многие специалисты, работающие с детьми в системе специального образования, задают вопрос: можно ли заниматься с детьми логоритмикой или музыкальной коррекцией, если у ребенка нет слуха? Работая более двадцати лет с детьми как с речевой патологией, так и с детьми с аутизмом, умственной отсталостью, слабослышащими, слабовидящими, — я не встречала детей с выраженной амузией, то есть с полным отсутствием музыкальных способностей. Мое глубокое убеждение в том, что музыкой (в любых ее видах) необходимо заниматься всем детям, независимо от уровня развития их способностей. Нельзя лишать прекрасного детей, которые меньше наберут очков по отдельным показателям музыкальности, с какой бы они ни были патологией.
Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и, в первую очередь, музыкальные способности детей.
Диагностика музыкальных способностей дошкольников
Оценку музыкальности (как эмоциональной восприимчивости) проводят с помощью методики музыкальной инверсии, предложенной В. П. Морозовым (1977, 1993).
Задание № 1 Детям предлагается прослушать восемь коротких музыкальных фрагментов (8-16 тактов каждый), отражающих четыре базовых эмоциональных состояния (по два на каждое из них), исполненные обязательно в записи на магнитофоне, чтобы исключить «сканирование» эмоций с лица педагога при исполнении произведений. Перечень рекомендуемых музыкальных произведений приведен в таблице.
Музыкальные произведения, рекомендуемые для прослушивания. Эмоциональные состояния, соответствующие им.
Музыкальные произведения | Эмоциональное состояние |
П. И. Чайковский «Детский альбом» в фортепианном исполнении: | |
1. «Полька» | радость |
2. «Похороны куклы» v | печаль |
3. «Баба яга» | гнев |
4. «В церкви» | нейтральная |
Э. Григ «Пер Гюнт»в исполнении оркестра | |
1. «Утро» | нейтральная |
2. «В пещере горного короля» | гнев |
3. «Смерть Озе» | печаль |
4. «Танец Анитры» | радость |
Каждый ребенок имеет перед собой на столе по четыре пиктограммы (изображения лица человека) с изображением базовых эмоций: радость, гнев, спокойствие, печаль. Прослушав каждый отрывок, ребенок должен соотнести пиктограмму с услышанным музыкальным отрывком. Педагог оценивает число правильных соотнесений.
Оценка способности различить эмоциональную выразительность речипроизводится с помощью метода эмоционально-семантической инверсии [У. Джеймс, 1984].
Детям предлагается прослушать восемь раз произнесенную с разными интонациями фразу: «Так вот кто долго плакал здесь.Предъявляемая фраза должна быть записана на магнитофон с интонациями: гнев, горе, радость, нейтральная, радость, горе, нейтральная, гнев.
Прослушав произнесенную фразу дети, так же как и в первом задании, должны соотнести ее с пиктограммами эмоций. Оценка результатов осуществляется так же, как и в описанном выше задании.