Ориентация библиотечных кадров на непрерывное профессиональное совершенствование

К основным элементам или активам библиотекаря-профессионала относятся: уровень образования (знания),

профессиональная подготовка (навыки, умения, производственный опыт, психофизиологические характеристики личности, обладание профессионально значимой информацией, мобильность). Способность библиотекарей учиться становится более важным фактором, чем их производственный опыт, который быстро устаревает. Важное качество современного библиотекаря — ориентация на непрерывное профессиональное совершенствование. Закон России об образовании рассматривает повышение квалификации специалистов как самостоятельную ветвь последипломного образования.

В современных качественно новых условиях принципиально значимым становится признание того, что в завтрашний день смогут шагнуть только те библиотеки, которые выйдут на уровень передовых технологий и приведут свой профессионально-кадровый состав в соответствие с новым состоянием общества. Всем основным элементам библиотечного процесса присущ высокий динамизм, ускоряющий моральное старение профессиональных знаний, навыков и умений. Квалификация библиотекаря должна опережать все другие элементы библиотеки и библиотечных ресурсов, особенно технический уровень библиотечного процесса. Нужно исключить саму возможность такой ситуации, когда в библиотеки поступают принципиально новые технические средства, а подготовленных кадров, способных работать на них, нет.

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в библиотечном деле требует коренной многосторонней и всеохватывающей перестройки: во-первых, работы существующих библиотечных образовательных структур в стране на началах дифференциации, профилирования отдельных ступеней профессиональной подготовки библиотекарей (начальной, средней, высшей, последипломной); во-вторых, изменения профессионально-образовательных функций библиотеки.

Осуществление образовательных функций в библиотеках сегодня направлено на решение сугубо конъюнктурных задач, имеет второстепенный характер и не является определяющим направлением обеспечения соответствия кадрового состава требованиям высокоэффективного функционирования библиотек. Для периода современной научно-технической революции важнейшим условием библиотечного прогресса становятся подвижность и изменчивость библиотечного дела, резкое ускорение темпов обновления технологии, форм организации труда. Без коренного изменения отношения к профессиональному образованию как функции самой библиотеки невозможно

преодолеть разрыв системы подготовки библиотечных кадров непосредственно с библиотечной практикой.

Преобразования в системе профессионального библиотечного образования, характер протекания соответствующих процессов не произвольны, а адекватны объективному ходу развития библиотечного дела. Его относительно медленная эволюция на предыдущих этапах обусловила преобладание устойчивых форм, содержания и методов подготовки квалифицированных кадров. Полученное однажды образование сохраняло свою ценность большую часть жизни отдельного библиотекаря. В этой связи относительно единообразный характер приобрели связи библиотек с системой профессиональной подготовки, в целом ориентированной на библиотечную деятельность, но в основном на нее непосредственно не опирающейся.

Библиотекари зачастую не осознают необходимости теоретического обобщения опыта. Они надеются обойтись традиционными умениями и навыками. Встает проблема психологической перестройки библиотекарей, их адаптации к изменяющимся условиям и готовности к повышению уровня знаний. Решение этой проблемы возможно по двум направлениям.

Во-первых, это повышение мобильности передачи новых знаний в системе библиотечного образования, улучшение системы текущего информирования библиотекарей, повышение эффективности системы переподготовки библиотечных кадров на базе внедрения современных методов.

Во-вторых, это развитие информационных потребностей, познавательной и творческой активности библиотекарей в условиях динамичного освоения новых социальных функций. Необходимо систематически выявлять уровень их информационной культуры, эффективность использования научных знаний и передового опыта.

Ведомственная разобщенность библиотек приводит к разрушению единства библиотечной профессии, к превалированию целей-ориентаций каждого отдельного ведомственного звена над общими целями всей библиотечной системы. Повышение квалификации не может и далее осуществляться лишь в ведомственных рамках, когда библиотекари разных библиотек, обслуживающие читателей, живущих и работающих в одном городе, не общаются друг с другом и не ориентируются в совокупных библиотечно-информационных ресурсах. Убыстряющиеся темпы прироста и обновления научных знаний, прогресс в информационной технологии обязывают придать профессиональному библиотечному образованию непрерывный

характер. Оно должно продолжаться в течение всего периода трудовой деятельности и включать среднее и высшее библиотечное образование, систематическое повышение квалификации и самообразование. Учреждения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров, — библиотечные техникумы, вузы, курсы повышения квалификации, базовые библиотеки — должны последовательно дополнять друг Друга и составлять целостную общегосударственную систему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Библиотечная профессиология. Проблемы становления и развития: Сб. науч. тр. СПб., 1992. 138 с.

Каптерев А. И. Некоторые проблемы формирования профессионально-квалификационной структуры библиотечных кадров в США // Научные и технические библиотеки. 1993. № 6. С. 45—50.

Профессиональное сознание библиотекарей: необходимость перемен в переходный период. М., 1994. 118 с.

4.Роль историко-литературных знаний в подготовке студентов института культуры: Сб. науч. тр. СПб., 1993. 199 с.

- 5. Селиверстова Е. Т. Система знаний библиотечного специалиста, , или чему учить библиотекаря // Научные и технические библиотеки. 1989. №2. С. 18—24.

Симонов Б. А. Информатика и библиотечное образование // Советское библиотековедение. 1992. № 1. С. 47—50.

Симонов Б. А. О содержании педагогической подготовки кадров специальных библиотек // Советское библиотековедение. 1988. № 2 С. 73—75.

Соколов А. В., Афанасова Л. Н. Сколько и каких библиотекарей нужно России // Научные и технические библиотеки СССР. 1991. № 11. С.З—11

Социодинамика и социоструктура библиотечной профессии. СПб., 1993.143 с.

10. Чачко А. С. Библиотечный специалист: особенности труда и профессионализации. Киев, 1986. 181 с.

11. Чудинова В. Из подвижников — в профессионалы // Библиотека. 1993. № 10. С. 8—12.

РАЗДЕЛ III

Наши рекомендации