Цель:знатьнаправления воспитания толерантности в контексте социокультурного взаимодействия людей
Лабораторная работа
Тема:Основы профессиональной коммуникации
Настоящий учитель внимательно относится к учащимся, приветлив и ласков, не отталкивает от себя детей своим суровым обращением, а привлекает их отеческим расположением, манерами и словами.
Я.А. Коменский
Задание 1. Определите и проанализируйте свой стиль общения. К какому из названных стилей он относится? Какими из внешних и внутренних факторов он определяется? Есть ли у Вас необходимость изменить свой стиль? За счет чего это возможно? Выполните этот анализ письменно с тем, чтобы вернуться к нему еще раз после прохождения педагогической практики. Выполните данное задание в форме мини-сочинения «Мой стиль общения».
Цель:уметь осуществлятьсамоанализ стиля общения, определять внешние и внутренние факторы его формирования.
Рекомендации по выполнению задания: рассматривая информационный материал по данному заданию, обратите внимание на взаимосвязь стиля общения с индивидуально-психологическими особенностями человека, а так же на то, что возникают психолого-педагогические последствия стилей общения для самого педагога и учащихся. Проанализируйте свой стиль общения в виде сочинения.
Требования к отчету по данному заданию: написание мини-сочинения «Мой стиль общения».
Критерии оценки задания:
-полнота и четкость выделяемых особенностей стиля общения;
-аргументированность суждений;
-культура оформления ;
-оригинальность, творчество.
Формы и технологии учебной деятельности студентов: задание выполняется студентами индивидуально, оформляется в виде сочинения, обсуждается в группе.
Информационный материал
Дука Н.А. Введение в педагогику.
Стили педагогического общения - наверное, самая обобщающая характеристика, разделяющая педагогов по их отношению к способам работы с учениками, коллективом.
“Под педагогическим стилем понимается индивидуально-типологические особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса”.
Иначе говоря, стиль общения - это индивидуальные приемы, способы, личные качества педагога, которые помогают ему осуществлять взаимодействие с учениками, с коллективом учеников и коллегами.
В современной литературе существует несколько классификаций стилей педагогического общения. Их дают В.А. Кан-Калик, К.Г.Митрофанов, С.А. Расчетина и др. При желании вы можете познакомиться с ними. Они достаточно интересны и все вместе представляют собой достаточно полное описание особенностей взаимодействия педагога и учащихся. В рамках нашего пособия нет необходимости приводить их все. На наш взгляд, продуктивным будет, если мы это многообразие стилей сведем к трем - авторитарному, демократическому и либеральному. Основанием для такого разграничения (классификации) служит распределение организующих воздействий между педагогами и коллективом.
Эти названия широко распространены и давно уже стали общеупотребимыми. Вопрос о педагогической ценности стилей не прост и мы не станем на нем останавливаться. Рассмотрим лишь психолого-педагогические последствия основных стилей для школьников и для самого педагога.
Начнем с авторитарного стиля. При разумном авторитарном стиле нередко формируются, закрепляются положительные качества школьников: исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Однако в ситуации, когда не требуются проявления инициативы, ограничивается самостоятельность, у ученика чаще формируются несамостоятельность, безынициативность, тормозится творческое развитие. В другом случае педагог, действуя авторитарно, но, опираясь на свой авторитет в глазах ребят, целенаправленно вносит в общение школьников те или иные позитивные ценности.
Воспитатель при авторитарном стиле “видит” своих воспитанников весьма односторонне, в основном с точки зрения соответствия-несоответствия школьным нормам поведения и правилам организационной деятельности. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.
При демократическом стиле развиваются способности школьников к сотворчеству, инициативность, творческое начало, умение конструктивно решать конфликты. Этот стиль имеет свои трудности: внешняя организованность ребят формируется замедленно, не всегда у них высок уровень ответственности, исполнительности.
Педагог при таком стиле понимает своих школьников более личностно, точнее всего видит, понимает деятельностные и творческие качества учеников. У учеников появляется уверенность в себе, развивается самоуправление. Основные способы общения – просьба, совет, информация.
Последствия либерального (его можно назвать и попустительским) стиля неоднозначны. Последствия во многом определяются индивидуальными и групповыми особенностями школьников. Если подобрались в классе ребята относительно культурные, с интересом друг к другу и к коллективной жизни, то в таком случае можно говорить о формировании самостоятельности и инициативности. Если же в классе оказались ребята безразличные друг к другу, с невысоким культурным и творческим потенциалом, то никаких позитивных педагогических последствий не дождаться. Также неоднозначны и последствия для педагога. Если “попустительство” - следствия безразличия учителя к школьникам, то его знание, понимание ребят неточно и случайно. Если же педагогу свойственны интерес, внимание к школьникам, а “либерализм” - осознанно принятая педагогическая позиция, то результатом может быть относительно глубокое, разностороннее понимание учеников.
Конечно, “картинки” последствий каждого стиля весьма упрощены. Но мы надеемся, что они дают общие представления о том или ином педагогическом стиле педагогического общения.
Можно ли предположить, предсказать, к какому стилю потянется, будет склонен будущий педагог? Что подталкивает, предрасполагает педагога к принятию того или иного стиля, каковы факторы этой предрасположенности? Приведем факторы, которые называет С.Д.Поляков .
Все предпосылки стиля можно разделить на внешние по отношению к воспитателю и внутренние (индивидуальные особенности педагога, влияющие на формирование стиля).
Внешние действуют на двух уровнях: социокультурном и социально-психологическом.
Социокультурные факторы формирования стиля педагогического общения - это традиционные для данного общества, для данной культуры нормы отношений взрослых и детей (педагогов и школьников). Несмотря на то, что педагогика - не политика, но авторитарное общество весьма мощно подталкивает к авторитарному педагогическому поведению, демократическое - к демократическому.
Социально-психологические факторы основаны на значимых для воспитателя как профессионала отношения с другими педагогами. Проявление этих факторов - стиль администрации педагогического учреждения, стиль, преобладающий в педагогическом коллективе, стиль знакомых, авторитетных для педагога коллег.
К внутренним факторам относятся разнородные индивидуальные особенности воспитателя, такие, как его педагогические идеалы и убеждения, самооценка, уровень притязаний, волевые качества, темперамент, жизненный опыт.
Связь стилей педагогического общения с идеалами и убеждениями наиболее очевидна.
Просматривается связь стиля с темпераментом. Наверное, у сангвиника больше шансов стать “педагогом-демократом”, у холерика - “авторитаром”. От человека, которому все в жизни давалось легко, без особых усилий, можно ожидать демократического или попустительного стиля. От педагога с жизненной установкой “без труда не вынешь и рыбку из пруда” либерализма, попустительства не дождешься.
Я думаю, что вы, уважаемый читатель, уже обратили внимание на то, что особо выделяем внутренние предпосылки выбора стиля общения. Делаем мы это преднамеренно с тем, чтобы вы обратили внимание, над какими своими индивидуальными особенностями необходимо работать уже сейчас, обучаясь в университете. Наряду с этим мы осмелимся утверждать, что вырабатывать стиль общения необходимо всем, в том числе и тем, чьи профессиональные интересы не связаны с педагогической деятельностью. С.Д.Поляков выделяет три условия, определяющих, какой стиль эффективнее.
1) Цели, которые ставит педагог. Если цель воспитание дисциплины, организованности, может быть, авторитарный стиль и будет самым эффективным.
2) Личностно-индивидуальная предрасположенность педагога к тому или иному стилю. Меланхолик, решивший стать “авторитаром”, вряд ли достигнет успеха.
3) Особенности школьников, с которыми предстоит работать. Трудно ожидать эффективности от демократического стиля в только что организованном, агрессивном, малокультурном классе.
Задание 2.
Ознакомьтесь с научной статьей Миримановой М.С., Обухова А. С. «Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие». Режим доступа: http://www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/teor_0005.html).
· Определите основные вопросы, рассматриваемые в статье.
· Какие пути решения проблемных вопросов предлагают авторы?
· Какие пути решения этих вопросов можете предложить Вы?
Цель:знатьнаправления воспитания толерантности в контексте социокультурного взаимодействия людей.
Рекомендации по выполнению задания: изучив статью, представленную в информационном материале, обратите внимание на причины возникновения проблемных вопросов и пути их решения, предлагаемые авторами. Результаты работы представьте в виде анализа тезисов статьи.
Требования к отчету по данному заданию: тезисы статьи, личностная позиция студента по рассматриваемым вопросам.
Критерии оценки задания:
-содержательность и четкость выделяемых тезисов;
-грамотность категориально-понятийного аппарата;
-аргументированность суждений;
-наличие собственной точки зрения;
-культура оформления тезисов.
Формы и технологии учебной деятельности студентов: задание выполняется студентами в парах, тезисы и личностная позиция обсуждаются в группе. Технология развития критического мышления.
Информационный материал