Правонарушении
Может быть поставлен вопрос о дисциплинарной ответственности следователей, дознавателей и иных сотрудников.
v информации о состоянии законности, которые направляются
в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Оперативно-розыскная деятельность – это ответственный участок работы прокуратуры.
Данный надзор тесно связан с надзором за исполнением законов органами расследования (дознания и предварительного следствия). Это объясняется общностью задач, стоящих перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД) и органами расследования, а также необходимостью постоянного взаимодействия между этими органами, необходимостью согласования их усилий, постоянного обмена информацией, а также необходимостью использования данных, полученных в процессе ОРД при возбуждении уголовных дел, раскрытии и расследовании преступлений.
Эти органы в большинстве случаев действуют в рамках одних ведомств.
Специфика данного надзора связана с особенностями ОРД, её характера и регламентации.
Особенности:
1) ОРД опирается на сочетание гласных и негласных методов
2) широкое использование конфиденциальных начал
3) ОРД сопровождается вторжением в жизнь физических и юридических лиц,
сопряжена с нарушением их прав.
Правовая основа для осуществления прокурорского надзора
достаточно обширна:
1) конституция РФ
2) ФЗ «О прокуратуре РФ»
3) ФЗ «Об ОРД»
4) ФЗ, регламентирующие деятельность отдельных органов, осуществляющих ОРД
(ФЗ «О милиции», ФЗ «О ФСБ»)
5) ФЗ «О безопасности», ФЗ «О борьбе с терроризмом», ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности»
6) указы президента «Об утверждении перечня сведений, отнесённых к государственной тайне», «Об утверждении концепции национальной безопасности»
7) ведомственные акты
Приказ № 56 от 25 апреля 2000 года «Об организации надзора за исполнением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
В межведомственных и ведомственных актах содержатся нормы, регламентирующие порядок предоставления результатов ОРД следователю, прокурору, в суд, а также они регламентируют организацию взаимодействия подразделений и служб ОВД (органов внутренних дел) в расследовании и раскрытии преступлений.
8) международные правовые акты:
- Всеобщая декларация прав человека
- Международный пакт о гражданских и политических правах
- Конвенция о защите прав человека и гражданина и основных свобод.
Предметом прокурорского надзора является:
ש соблюдение прав и свобод человека и гражданина
ש соблюдение предусмотренных законом оснований и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий
ש законность принимаемых решений.
Ограничения прав и свобод человека и гражданина могут иметь место только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
В городских и районных прокуратурах прокурорский надзор осуществляют прокуроры и их заместители; выделяются также лица, ответственные за ведение делопроизводства. Все они обязаны иметь допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.
Полномочия прокурора:
1) прокурор вправе проводить проверки исполнения закона не только в связи с поступающими в прокуратуру заявлениями и обращениями о преступлениях, но также и по собственной инициативе
2) беспрепятственно (по предъявлении служебного удостоверения и при наличии допуска) входить на территорию и в помещения, занимаемые органами, осуществляющими ОРД
3) требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, предоставления оперативно-служебных документов
Оперативно-служебные документы – это
§ дела оперативного учёта
§ материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий
§ учётно-регистрационные документы
§ ведомственные акты, регулирующие порядок проведения оперативно-розыскных
мероприятий
4) прокурор вправе получать объяснения от должностных лиц органов,
осуществляющих ОРД.
Существуют следующие ограничения в полномочиях прокурора:
1) данные о проведении оперативно-розыскных мероприятий в процессе проведения ОРД могут быть истребованы прокурором, только если в прокуратуру поступила жалоба
2) сведения о тех лицах, которые внедрены в организованные преступные группы или работают по контракту (штатные агенты) или осуществляют сотрудничество на конфиденциальной основе – предоставляются прокурору только с согласия данных лиц
(за исключением случаев необходимости привлечения их к уголовной ответственности).
Правовые средства реагирования: протесты прокурора, указания, представления, возбуждение уголовного дела.
ü