Повышение уровня эффективности деятельности СПС
Индивидуальная Групповая Общинная
- диагностическое - диагностическое - лекция;
обследование; обследование; - диспут-встреча;
- социально-психологи- - консультирование; - ролевая игра;
ческое сопровождение - семейное консульти- - школярская
клиента; рование; тусовка;
- совет профилактики;
- консультирование; - тренинг; - взаимодейст-
- беседа; - обучающие занятия; вие с различ-
ными соци-
альными
- интервью; - коррекционные занятия; институтами;
- создание ситуаций - клуб; - обмен опытом;
успеха;
- создание воспита- - обучающие, коррекци- - педсовет
тельных ситуаций; онно-развивающие игры; - дискуссия.
- создание индиви- - анкетирование;
дуальных коррек-; - соц. опрос.
ционных программ.
Самообразование. Взаимообучение Рефлексия
- работа с научно-методической - оценка эффективности
литературой; проведенной работы;
- участие в семинарах, конференциях; - анализ деятельности.
- семинары, практикумы;
- методическое объединение;
- консультирование у других специалистов.
Диагностико – аналитическая деятельность
- мониторинг;
- изучение документации;
- обновление банка данных;
- составление картотеки;
- социально-педагогическая паспортизация.
СТРУКТУРА И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СПС
1. Управление
СПС управляется изнутри, в зависимости от заданных проблем, от личностных качеств специалистов, от профессионального опыта и знаний.
2. Обсуждение условий совместной деятельности
Определение степени зависимости друг от друга, ответственности за проведенную работу.
Организация совместной деятельности
· Целеполагание
Постановка общих целей, формирование общих мотиваций.
Написание перспективного плана работы СПС школы с целью оказания всесторонней помощи детям, испытывающим трудности в социализации.
· Структурирование
Разделение единого процесса на некоторые отдельные части, четкое распределение функций социального педагога и педагога-психолога.
Психолог проводит психологическую диагностику, социальный педагог исследует социальную ситуацию развития.
· Объединение деятельности
Определение точек соприкосновения.
· Координирование и выполнение деятельности
Согласование действий социального педагога и педагога психолога.
· Рефлексия
Оценка эффективности проведенной работы. Анализ результативности выбранных форм и методов работы.
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
· Поддержка со стороны администрации школы.
· Высокий профессиональный уровень специалистов СПС.
· Желание и умение специалистов СПС действовать совместно.
· Обеспечение надлежащей материальной базы.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Проект рассчитан на три года.
ПЛАН совместной деятельности социального педагога и педагога-психолога средней школы № 11 г. Витебска
№ п/п | Работа с учащимися | Дата | Категория учащихся | Сотрудничество |
1. | Диагностическое обследование классных кол-вов | Сентябрь | по запросу кл. рук., администрации | Кл. рук., родители, администрация |
2. | Диагностическое обследование отдельных учащихся | В течение года | По запросу кл. рук., администрации, родителей | Родители |
3. | Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ для учащихся | Сентябрь-октябрь | По запросу кл. рук., администрации, родителей | Различные специалисты |
4. | Обеспечение социально-психологического сопровождения учащихся | В течение года | По запросу кл. рук., администрации, родителей | Педколлектив и др. |
5. | Тренинг по снятию агрессивности | Сентябрь-декабрь | По запросу кл. рук., родителей | Кл. рук., родители |
6. | Беседы по профилактике ЗОЖ | В течение года | Все учащиеся | Медучреждения |
7. | Беседы по профилактике преступлений и правонарушений | 1 раз в четверть | По запросу кл. рук., администрации | Правоохранительные органы |
8. | Индивидуальные беседы | В течение года | По проблеме | Различные специалисты |
9. | Интервью "Мой режим дня" | Сентябрь | 0-3 кл. | Кл. рук., родители |
10. | Коррекционно-развивающие занятия | В течение года | С трудностями в учении | Кл. рук., родители |
11. | Обучающие игры с гиперактивными детьми | Декабрь | По запросу 0-3 кл. | Родители |
12. | Коррекционные игры с аг-рессивными детьми | Февраль | По запросу 0-3 кл. | Родители |
13. | Клуб "Автограф" | 2 раза в месяц | Проблемные дети | Различные специалисты |
14. | Акция "Милосердие" | 1 раз в полугодие | Все учащиеся | Педколлектив, районная организация Красный крест |
15. | Обучающие занятия в рамках программы "Жизнь на перепутье" | 1 раз в месяц | 11 кл. | Кл. рук. |
16. | Программа "Я выбираю профессию" | В течение года | 9-11 кл. | Различные специалисты |
17. | Программа "Дети без насилия" | В течение года | 0-3 кл. 4-8 кл. 9-11 кл. | Кл. рук., родители |
18. | Диспут-встреча "Не рядом, а вместе" | Сентябрь | Проблемные учащиеся | Правоохранительные органы, родители, кл. рук. |
19. | Клуб "Подросток" (ролевые игры) | 1 раз в четверть | 7-9 кл. | Кл. рук., родители |
20. | Социологические опросы | В течение года | Все учащиеся | Молодёжный центр "единство" |
21. | Рейд "Подросток" | 1 раз в месяц | По запросу | Кл. рук., идн, родители |
22. | "Школярская тусовка" | В течение года | По запросу | Педколлектив, администрация |
23. | Групповое консультирование | В течение года | По запросу | Кл. рук. |
24. | Создание ситуаций успеха | В течение года | По запросу | Различные специалисты |
25. | Создание воспитательных ситуаций | В течение года | По запросу | Различные специалисты |
26. | Взаимодействие с различными социальными институтами (по планам совместной работы) | В течение года | Все учащиеся | Различные специалисты |
№ п/п | Работа с педагогами | Дата |
1. | Социально-педагогическая паспортизация | Сентябрь |
2. | Мониторинг ситуации | 1 раз в полугодие |
3. | Обновление банка данных | Сентябрь |
4. | Составление картотеки | В течение года |
5. | Изучение документации | В течение года |
6. | Педсовет | В течение года |
7. | Совет профилактики | 1 раз в четверть |
8. | Обмен опытом работы | По запросу |
9. | Семинары, конференции, РМО | По запросу |
10. | Учебно-методические совещания | 1 раз в четверть |
11. | Консультирование | 1 раз в неделю |
12. | Индивидуальные беседы | По необходимости |
13. | Информационные встречи | 1 раз в четверть |
14. | Тренинг взаимодействия с неуспевающими учениками | Октябрь |
15. | Тренинг общения | Декабрь |
16. | Тренинг по конфликтологии | Март |
№ п/п | Работа с родителями | Дата | ||
1. | Индивидуальные консультации | В течение года | ||
2. | Групповые консультации | По запросу | ||
3. | Родительские собрания | В течение года | ||
4. | Клуб "Погода в доме" | 1 раз в четверть | ||
5. | Семейное консультирование | 1 раз в неделю | ||
6. | Диагностическое обследование семей | В течение года | ||
7. | Оказание помощи проблемным семьям | В течение года | ||
8. | Диспут-встреча "Не рядом, а вместе" | Сентябрь | ||
9. | Дискуссия по теме "Закон и подросток" | Апрель | ||
10. | Лекции по здоровому образу жизни | 1 раз в четверть | ||
11. | Обучающие занятия для родителей гиперактивных детей | Декабрь | ||
12. | Тренинг коммуникативных навыков для родителей агрессивных детей | Октябрь-декабрь | ||
13. | Рейд "Подросток" | 1 раз в месяц | ||
14. | Родительский патруль | 1 раз в месяц | ||
15. | Привлечение родителей к волонтерской деятельности | В течение года | ||
№ п/п | Работа с общественностью | Дата | Сотрудничество |
1. | Программа "Я выбираю профессию" | В течение года | Центр занятости, учебные учреждения города |
2. | Профилактика преступлений и правонарушений, безнадзорности | В течение года | РОВД, ИДН, КДН, прокуратура, отдел опеки и попечительства |
3. | Формирование здорового образа жизни | В течение года | СПЦ, Центр здоровья, психоневрологический диспансер, детские поликлиники, областной центр по профилактике СПИД |
4. | Вовлечение учащихся в социально-полезную деятельность | В течение года | Молодежные и детские общественные организации |
5. | Организация досуга | В течение года | ЖЭУ, детские и молодежные клубы и др. |
№ п/п | Рефлексия | Время проведения |
1. | Оценка деятельности социального педагога и педагога-психолога | После каждого вида деятельности |
2. | Анализ деятельности социально-психологической службы | Раз в месяц |
3. | Составление отчета о проделанной работе за учебный год | Май |