Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?»

Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Шесть лепестков – шесть типов вопросов. - student2.ru

Шесть лепестков – шесть типов вопросов. - student2.ru

Два четыре – все вместе.

Эта технология эффективна для развития привычек общения в группе, умений вести дискуссию.

Организация работы

1. Задайте ученикам вопрос для обсуждения дискуссии и т.п. Объясните вопрос, дайте 1-2 мин для индивидуального обдумывания возможных ответов.

2. Объедините учеников в пары с целью взаимообсуждения своих идей. Определите время на высказывание каждого в паре и совместное обсуждение. Пары обязательно должны прийти к соглашению относительно ответа или решения.

3. Объедините пары в четверки, обсудите предварительно достигнутые решения относительно постановленного вопроса. Как и в парах, принятие общего решения обязательное.

4. Объедините четверки в большие группы или обсудите поставленный вопрос со всем классом.

Аквариум

Эту технологию применяют, когда ученики уже имеют определенные навыки групповой работы. Эффективна она для развития общения, усовершенствования умения дискутировать.

Организация работы.

1. Объедините учеников в 2-4 группы и ознакомьте с задачей.

2. Предложите одной из групп сесть в центре или в начале среднего ряда, где стоят парты, и образовать круг.

3. Дайте команду начать обсуждение проблемы по алгоритму:

  • осмыслить вслух ситуацию;
  • обсудить ее в группе, применить метод дискуссии;
  • дойти до общего решения за 3-5 мин.

4. Остальные ученики слушают, не вмешиваясь в ход обсуждения, наблюдают, соблюдают ли участники дискуссии правила ее проведения. Когда завершится отведенное для дискуссии время, группа поворачивается на свои места, а учитель задает классу вопрос:

  • Соглашаетесь ли вы с мыслью группы?
  • Была ли эта мысль достаточно доказанной?
  • Который из аргументов вы считаете наиболее убедительным?

Продолжительность такой беседы - 2-3 мин. Потом место в "аквариуме" занимает другая группа, которая обсуждает следующую ситуацию.

Наши рекомендации