Различают шесть типов выборок.

1. Простая случайная выборка – выборка, отбор единиц которой осуществляется с помощью таблиц случайных чисел из однородной совокупности, все элементы которой известны и могут быть пронумерованы.

2. Систематическая выборка – выборка из полного списка генеральной совокупности, единицы которой отбираются по одному объекту через интервал, равный шагу отбора – отношению объема генеральной совокупности к объему выборки.

3. Гнездовая выборка – выборка, в которой единицы отбора представляют собой статистические группы (гнезда), которые целиком или выборочно подвергаются обследованию, а выборочные единицы отбираются с помощью одного из способов случайного отбора.

4. Стратифицированная выборка – выборка, при отборе которой исследуемая совокупность предварительно разделяется на страты (слои) в соответствии с генеральным распределением известных и значимых для исследования признаков; в дальнейшем из каждой страты извлекается районированная выборка.

5. Многоступенчатая выборка – выборка, процедура построения которой разбивается на ряд этапов (ступеней), на каждом из которых меняется единица отбора.

  • А. Случайная – выборка, при которой на каждой ступени единицы отбираются одним из способов случайного отбора.
  • В. Комбинированная – выборка, отбор которой на каждой из ступеней может осуществляться любым из вышеописанных способов.

5. Квотная выборка – выборка, при отборе которой производится разбиение генеральной совокупности на классы согласно нескольким распределениям выбранных признаков, в дальнейшем на основе знания статистического объема каждого класса и заданной доли отбора из него определяется "квота" – объем выборки соответствующего класса.

Существуют наиболее общие советы психологам по формированию выборки.
а) для выявления различий на достаточно значимом уровне общий объем ЭГ и КГ около 50 человек при примерном их равенстве;
б) если в последующей обработке предусмотрен корреляционный анализ, то объем выборки – 30–35 человек;
в) количество испытуемых при применении факторного анализа не менее чем в 3 раза должно быть больше числа признаков, включаемых в факторный анализ;
г) подвыборки мужчин и женщин примерно равные;
д) при определении возрастных отличий учитывать следующую периодизацию:

  • новорожденный – 0 – 10 дней;
  • грудной – 10 дней – 1 год;
  • раннее детство – 1 – 2 года;
  • первый период детства – 3 – 7 лет;
  • второй период детства – 8 – 12 лет для мальчиков; 8 – 11 лет для девочек;
  • подростковый – 13 – 16 лет для мальчиков; 12 – 15 лет для девочек;
  • юношеский – 17 – 21 год для мужчин; 16 – 20 лет для женщин;

средний возраст:



  • первый период – 22 – 35 лет для мужчин; 21 – 35 лет для женщин;
  • второй период – 36 – 60 лет для мужчин; 35 – 55 лет для женщин;
  • пожилой возраст: 61 – 75 лет для мужчин; 55 – 75 лет для женщин;
  • старческий возраст: 75 – 90 лет;
  • долгожители – 90 лет и старше.

58. Планирование эксперимента. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы.

Планирование эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента.

Грамотно составленная схема исследования, план, позволяет добиться оптимальных значений валидности, надёжности и точности в исследовании, предусмотреть нюансы, за которыми сложно уследить при бытовом «спонтанном экспериментировании». Зачастую, чтобы скорректировать план, экспериментаторы проводят так называемое пилотажное, или пробное, исследование, которое можно рассматривать как «черновик» будущего научного эксперимента.

Основные вопросы, на которые отвечает экспериментальный план

1. число НП (одна или несколько?). В зависимости от их числа применяется простой или факторный план;

2. число уровней НП (изменяется ли независимая переменная или остаётся постоянной?) При двух уровнях идет установление качественной связи, при тех и более - количественной;

3. кто получает воздействие. Если каждой группе своя комбинация – межгрупповой план. Если «все группы – все воздействия» – ротационный.

4. гомогенность/гетерогенность (однородность/неоднородность) – равно или не равно число НП уровню их изменения.

5. метод контроля дополнительных, или возмущающих, переменных (какие необходимо и целесообразно применить?):

метод прямого контроля (прямое исключение известной дополнительной переменной),

метод выравнивания (учитывать известную дополнительную переменную при невозможности её исключения),

метод рандомизации (случайный отбор групп в случае неизвестности дополнительной переменной).

Одним из самых важных вопросов, на которые должен ответить экспериментальный план, — определить, в какой последовательности должно происходить изменение рассматриваемых стимулов (НП), воздействующих на ЗП. Такое воздействие может варьироваться от простой схемы «A1—A2», где A1 — первое значение стимула, A2 — второе значение стимула, до более сложных, таких, как «A1—A2—A1—A2», и т. д. Последовательность предъявления стимулов — очень важный вопрос, напрямую касающийся соблюдения валидности исследования: к примеру, если постоянно предъявлять человеку один и тот же стимул, он может стать менее восприимчив к нему.

Этапы планирования

Планирование включает в себя два этапа:

6. Содержательное планирование эксперимента:

Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.

Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.

Выбор необходимого метода эксперимента.

Решение вопроса выборки испытуемых:

Определение состава выборки.

Определение объёма выборки.

Определение способа формирования выборки.

7. Формальное планирование эксперимента:

Достижение возможности сравнения результатов.

Достижение возможности обсуждения полученных данных.

Обеспечение экономичного проведения исследования.

Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.

Виды планов

1. Простые (однофакторные) планы

Опыты с воспроизводимыми условиями

Опыты с привлечением двух независимых групп (экспериментальной и контрольной)

2. Комплексные планы

Планы для многоуровневых экспериментов

Факторные планы

3. Квазиэкспериментальные планы

Планы expostfacto

Планы экспериментов с малым N

4. Планы корреляционных исследований

Доэкспериментальные планы (ДП).Исследования, не учитывающие требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Проводились еще до возникновения теории планирования эксперимента.

Кембел выделил 3 вида:

а) исследование единичного случая. Однократно те­стируется одна группа: Х О. Контроль внешних переменных и НП нет. Нет материала для сравнения.

б) план с предварительным и итоговым тестированием одной группычасто приме­няется в социологических, социально-психологических и педагогических исследо­ваниях: О1 Х О2 . Отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя утверждать, что изменения (разница О1и О2) ЗП вызваны именно изменением НП.

в) сравнение статистических групп.ХО1

О2

лучше предыдущего тем, что позволяет учитывать эффект те­стирования благодаря введению контрольной группы. Но невозможно учесть эффект естественного развития, так как нельзя сравнить полученный результат с начальным со­стоянием (нет предварительного тестирования).

Квазиэкспериментальные планы(КП) являются попыткой учета реалий жизни при проведении эмпирических исследований. Используются, когда нет возможности проводить «истинные эксперименты», (использовать схемы контроля внешних переменных). КП создаются специально с отступлением от схемы «истинного экс­перимента». КП будет любое исследование, направленное на установление причинной зависимости, в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп.

Существуют два типа квазиэкспериментальных планов:

а) планы экспериментов для неэквивалентных групп;

О1 Х О2

О3 О4

Выбираются две естественные группы, например два параллельных школьных класса. Обе группы тестируются. Затем одна подвергается воздействию (ста­вится в особые условия деятельности), а другая — нет. Потом проводится повторное тестирование. Результаты первого и второго тести­рования обеих групп сопоставляются. Различие О2и О4 свидетельствует о естественном развитии и фоновом воздействии. Разница результатов первичного тестирования двух групп позволяет установить меру их эквивалентности в отношении измеряе­мой переменной. Для выявления эффекта сравнивается разница между О2О1 и О4 О3 т.е. величины сдвигов показателей во времени.

Примером такого исследования является психолого-педагогический эксперимент. На первом этапе мы тестируем с помощью дидактического теста уровень знаний учащихся по иностран­ному языку (словарный запас). Экспериментальную группу обучаем мнемотехническим приемам при заучивании слов, а контрольная занимается с учителем, как и прежде. Затем проводится второе тестирование, и если прирост словарного запаса будет выше в экспериментальном классе, чем в контрольном, то мнемотехника по­лезна для запоминания иностранных слов.

Эксперимент не явл. истинным, т.к. в составе групп могут быть различия.

б) планы дискретных временных серий.

Чаще используется в психологии раз­вития. Определяется исходный уровень ЗП на группе испытуемых с помощью серии замеров. Затем исследова­тель воздействует на испытуемых экспериментальной группы, варьируя НП, и проводит серию аналогичных измерений. Сравниваются уров­ни ЗП до и после воздействия. Схема плана выгля­дит так:

Различают шесть типов выборок. - student2.ru

Главный недостаток плана дискретных временных серий в том, что он не дает возможности отделить результат влияния НП от влияния фо­новых событий, которые происходят в течение исследования. Чтобы ликвидировать эффект «истории», рекомендуют использовать экспериментальную изоляцию испы­туемых.

Модификация плана. Воздействие перед замером чередуется с отсутствием воздей­ствия перед замером:

Различают шесть типов выборок. - student2.ru

подходит, когда эффект воздействия обратим. Сравнива­ют результаты замеров с воздействием и без.

Схема плана временных серий для двух неэквивалентных групп, из которых одна не получает воздействия, выглядит так:

Различают шесть типов выборок. - student2.ru

План можно назвать планом формирующего эксперимента с контрольной выборкой. Реализовать этот план весьма трудно, но в том случае, если удается провести рандомизацию групп, он превращается в план «истинного формирующего эксперимента».

Наши рекомендации