Методология и методы исследования
Глава 2
НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ
Методология и методы исследования
Прирассмотрении сущностных теоретических основ сурдопедагогики, определяемых с позиции гуманитарного познания, руководствуются положениями философии, которая для нее, как и для многих наук, является мировоззренческим фундаментом и выпoлняeт определенную методологическую функцию.
Ведущие мировоззренческие идеи сурдопедагогики отражены в ее основополагающих методологических подходах, таких, как историко-философский, социально-Философский, философско-антропологический и аксиологический (ценностный).
Историко-философский подход предусматривает сохранение для современности взглядов и поисков ученых прошлого времени и суждение о развитии сурдопедагогики в динамическом процессе ее становления. Определяемые таким образом научные основания для исследований способствуют объективному анализу и оценке рассматриваемых явлений современности, подкрепленным знанием опыта предшествующих ученых в области обучения и воспитания людей с нарушениями слуха.
Социально-философский подход является основой для изучения проблем образования людей со слуховыми дефектами в социокультурном контексте.
Философско-антропологический подход ориентирует на обобщение научных данных о людях, имеющих нарушения слуха, включая их качества, состояние внутреннего мира, своеобразие жизнедеятельности и социализации. В рамках новой социокультурной парадигмы (D. Moores, 1987; С. Padden, Т. Hиmphries, 1988; К. Меаdow-Or1aneds, 1990) современное общество рассматривается как совокупность различных микросоциумов - религиозных, языковых и др. Приэтом люди с нарушениями слуха составляют культурные и лингвистические меньшинства. Приих сравнении со слышащими признается, что слуховой дефект не является основным критерием выявления существующих между ними различий, а рассматривается как социокультурное отличие наравне с различиями в цвете кожи, вероисповедании, традициях. Своеобразие людей данной категории отражается в особенностях социального, лингвистического, антропологического и культурного опыта. Глухие, как члены общественного меньшинства, отличаются определенными нормами поведения, этикетом, они обладают своей культурой, своим фольклором. В их среде бытуют свои рассказы, истории и анекдоты, отражающие реалии и реакции их психологического реагирования на окружающее. Культура глухих служит предметом исследования этнографов, антропологов (с. Karmel, С. Padden), социологов (Р. С. Нiggins), историков. Проблемы истории и культуры сообщества глухих, где сушествует определенная система символов и образов, характеризующих глухоту и глухого человека и влияющих на его самовосприятие и идентичность в социуме, разрабатываются и отечественными учеными (Г.Л.ЗаЙцевоЙ, 1997; А.А. Комаровой, 1997; В.А. Паленным, Я. Б. Пичутиным, 2003; и др.).
Современная сурдопедагогика признает также значимость аксиологического (ценностного) подхода современных философских учений, утверждающего равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы при сохранении разнообразия культурных ценностей, равнозначность традиций, экзистенциональное равенство людей.
Понятийный аппарат аксиологического подхода включает характеристику личности как субъекта ценностных отношений и объекта анализа общих категорий, таких, как значение, смысл, благо, оценка, потребность, мотивация, ценностные ориентиры и отношения.
Идеи культурного плюрализма обусловливают ориентацию современной сурдопедагогики на признание уникальности человеческой личности, имеющей значимое влияние на развитие общества. Независимо от различий людей между собой для каждого члена общества, включая и людей со слуховой недостаточностью, должны создаваться равные условия для развития и реализации его потенциальных возможностей.
Философско-методологическое обоснованиесурдопедагогики определяет научную стратегию при изучении ее предмета и влияет на выбор методов исследования.
Исторические материалы свидетельствуют о том, что первые воззрения на возможность развития глухонемых высказывали философы. Их идеи дошли до нас из Античности, Нового времени и других исторических периодов развития цивилизации. В общефилософских идеях нашли отражение попытки осмыслить проблемы глухоты, положение неслышащих людей в человеческом обществе и реальные перспективы их востребованности социумом. Интерес к этим проблемам долгое время оставался эпизодическим и фрагментарным, связанные с ними философские воз зрения переплетались с размышлениями о других явлениях человеческой жизни, природа слуховой функции раскрывалась наивно и упрощенно.
Так, древнегреческий философ Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал, что звук состоит из «неделимых телец», из «потока атомов», о появлении которых сигнализирует все тело человека, и лишь в наибольшем количестве они проходят через ухо. Слуховой орган, согласно его воззрениям, представляет сосуд, пассивно воспринимающий звук. Другой философ Древней Греции - Платон (427-347 гг. до н.э.) считал, что звук не что иное, как толчок, который передается воздухом через уши, затем через голову и доходит до самой души. Вызванное этим толчком движение, заканчивающееся в области печени, и есть слушание. Наконец, древнеримский философ Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н. э.) утверждал, что с поверхности всех предметов отделяются образы в виде тонких оболочек и находятся в атмосфере как паутина, как отблески золота. Через глаза и через все поры они проникают в середину тела человека и там пробуждают сущность наилегчайшего духа и вызывают ответное восприятие окружающего с помощью органов чувств.
Первые попытки высказать научные воззрения на проблемы познания человеком окружающей действительности и роль в этом процессе отдельных органов чувств принадлежат представителю естественно-философской мысли Древней Греции Аристотелю (384-322 гг. до н.э.). В трактатах «О чувствах чувствующих» И «О чувственных восприятиях и их объектах» он определил, что чувственное восприятие является основой познавательной деятельности. Человек, у которого оно нарушено, ничему не может научиться и ничего не постигнет собственным умом. Наибольшее значение среди всех видов ощущений Аристотель придавал осязанию и зрению, объясняя это тем, что первое лежит в основе всех других ощущений, а второе в наибольшей степени способствует познанию и выявлению отличий в предметах. Главное назначение слухового органа Аристотель видел в умственном развитии человека, так как именно он обеспечивает восприятие речи. По мнению великого философа, человек слышит с помощью определенного количества воздуха, который находится в ушах, а потому признаком возможности слухового восприятия служит наличие постоянного шума в ушах. Аристотель считал, что лишь человеческий организм обладает аппаратом, приспособленным для овладения звукопроизношением. Большинство животных имеют язык, непригодный для речи, малоподвижный и твердый. Такой подход к оценке роли речи и слухового восприятия позволил Аристотелю высказать мысль о том, что тот, кто родился глухим, потом становится и немым: издает «голос», но не имеет речи. Обратив внимание на глухонемых, Аристотель впервые обозначил проблему, предположив, что немота - результат врожденной глухоты, и подчеркнув ее отрицательное влияние на умственное развитие и познавательные возможности человека.
В средневековой европейской философии нарушения слуха воспринимались через воззрения христианского вероисповедания и догматики, в которых утверждалось, что глухонемые - это люди, отверженные Богом. Однако с развитием научных знаний по физиологии и психологии в эпоху Нового времени стало возможным определение роли органов чувств в познании человеком окружающей действительности. Особое влияние на развитие сурдопедагогики философские идеи оказали в период формирования ее педагогических систем, так как составили научный фундамент для их обоснования.
Так, идеи французских философов определили общенаучные положения «мимического метода» обучения глухонемых. Классическая немецкая философия (И. Кант, Б. Бауэр и др.) легла в основу концепции «чистого устного метода». Идеи А. Н. Радищева стали основополагающими для отечественной сурдопедагогики.
В общефилософских идеях находили отражение первые попытки осмыслить место человека со слуховым дефектом в мире, а также раскрыть реальные перспективы его развития.
Современная сурдопедагогика признает, что философия обеспечивает синтез научных знаний о человеке, раскрывает всеобщие законы, универсальные принципы, применимые к любой области научных знаний и используемые исходя из специфики гуманитарного познания.
для сурдопедагогики значимы идеи гносеологии, раскрывающие механизмы познавательной деятельности, анализирующие структуру человеческого развития в неразрывном единстве и взаимодействии чувственного и рационального мышления на основе зависимости чувственного познания от непосредственной практической деятельности, с учетом универсального значения языка в познании окружающего мира. для выявления возможностей развития человека с нарушенным слухом в образовательной среде существенную роль играет понимание особенностей чувственного и рационального познания. Рассмотрим их.
Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств. Человеческий организм обладает экстерорецептивной системой, направленной на внешнюю среду (зрение, слух и др.), проприоцептивной (положение тела в пространстве) и интерорецептивной (сигнализирующей о внутреннем физиологическом состоянии организма) системами. Все эти способности взаимосвязаны и заключены в органах чувств человека. Они служат единственным каналом, который непосредственно соединяет человека с внешним миром, обеспечивая тот минимум информации, который необходим для познания объектов. Без них человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Потеря части органов чувств, в том числе и слуха, осложняет познание, но не перекрывает его возможности.
Развитие органов чувств человека - результат, с одной стороны, эволюции, с другой - социального развития. С физиологической точки зрения органы человека несовершенны. Они сформировались в процессе естественного отбора как следствие приспособления организма к условиям внешней среды.
Существуют три формы чувственного познания - ощущения, восприятия, представления, - и осуществляются они с помощью органов чувств. По числу последних различают пять чувственных модальностей: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Для человека важнейшей является зрительная модальность: через нее поступает свыше 80 % чувственной информации. Однако наиболее часто используемый в повседневной жизни слуховой анализатор принимает на себя до 45 % от общего времени чувственных восприятий в течение суток.
Теория рационального познания признает, что объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания, которые представляют собой снимки, копии реальных вещей. Они объективны по своему содержанию и воспроизводят особенности воспринимаемого объекта. Наиболее полно и адекватно рациональное познание выражено в мышлении, обобщенно и опосредованно отражающем действительность и на основе чувственных данныx обеспечивающем раскрытие закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке.
Особое место в сурдопедагогике занимают идеи философской антропологии, многие положения которой имеют важное значение для понимания общих проблем развития людей с нарушенным слухом, для определения целей их специального образования. Среди них выделим следующие:
- о социально-деятельностной сущности человека, означающие, что вне деятельности, вне социальных отношений и общения как формы их реализации человек не может реализоваться как личность;
- о сущности каждого отдельно взятого человека как обобщенной характеристике всего человеческого рода и об индивидуальной значимости его существования;
- о человеке как единстве биологического, социального и психического начал;
- о его развитии как процессе, обусловленном природными задатками, социальной средой и внутренним «Я» (волей, стремлениями, интересами и т.д.); - о человеке как индивиде, рассматриваемом в качестве единичного представителя человеческого рода;
- о личности как социальной индивидуальности человека, включающей совокупность характерных для него социальных качеств, определяющих его самобытность;
- об отрицательном влиянии на развитие индивида лишения его общения, известной свободы действий и возможности самостоятельного выбора деятельности;
- о единстве тела, души и духа с выделением ведущей роли воспитания и образования в формировании и развитии этого единства.
для того чтобы генетически заложенные задатки, родовая человеческая сущность превратились в действительность, их необходимо раскрыть, «вытащить» из глубины природы человека. Достигается это в значительной мере при условии востребованности человеческих качеств со стороны общества и бытия в целом.
Современная сурдопедагогика основывается на методологической интерпретации проблем онтологии, согласно которой бытийные основания человека как личности признаются завершающей стадией саморазвития индивида. Несмотря на дискуссионный характер этих философских воззрений, специфика человеческого бытия состоит в том, что люди способны влиять на мир и на самих себя. При всем многообразии факторов, обусловливающих развитие личности, приоритетное значение принадлежит образованию, которое обнаруживает себя во всех бытийных основаниях и через них формирует личность. Западные мыслители (В.Франкл, 1990; к.Ясперс, 1990; Х.Ортега-и-Гассет, 1992; М.Хайдеггер, 1993; К. Юнг, 1998) отмечают, что гармония онтоса (бытия мира, общества, человека) - логическое следствие стимулирования развития индивида. Деформация сознания и психики, душевного, биологического и природного мира человека происходит в случае неудовлетворенности своей жизнью. Один из путей устранения таких проблем - удовлетворение потребностей познания и становление личности, что делает возможным комплексное, целостное ее развитие. В связи с этим в сурдопедагогике, как и в любой науке, связанной с проблемами обучения и воспитания, особое место отводится трактовке идей философии образования, которые позволяют понять значение и роль специального образования людей, имеющих нарушения слуха, в структуре их бытия.
Следуя современным подходам, можно выделить наиболее значимые аспекты этой философии.
Пер вый из них вытекает из природы человека как существа социального, для которого образование, с одной стороны, представляет способ бытия, а с другой - отражает систему человеческих взаимоотношений, посредством которых формируется способность каждого быть общественным существом. Следовательно, образование, как и бытие, личностно, социально.
Второй основывается на анализе бытия личности со всем ее духовным своеобразием и особенностями психической деятельности, складывающегося в условиях образовательной среды.
В соответствии с этим образование как один из способов освоения мира может быть консервативным, статичным и динамичным; постоянно обновляющимся. Независимо от его характера лишь в случае обеспечения развития индивидуальности обучаемого оно становится и условием совершенствования образования в обществе. Именно поэтому специальное образование неслышащих людей должно быть организовано с установкой на уникальность каждого обучаемого. Такая возможность может быть реализована на основе признания культурного плюрализма. Эти философские идеи, значимые для сурдопедагогики, отражены в культурно-исторической концепции л. С. Выготского'. (I СМ.: Выготекuй л.с. ОСНОВЫ дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983.Т. 5. )
Они предполагают:
- выделение значения социальной сущности в феномене глухоты человека при учете биологических факторов;
- утверждение важной роли речи и общения в развитии ребенка, его высших психических функций и включение жестовой речи наряду со словесной в систему речевой деятельности глухих детей;
- признание того, что словесно-жестовое двуязычие - «неизбежный и наиболее плодотворный путь речевого развития и воспитания» глухого ребенка;
- понимание эффективности использования «множественности путей речевого развития» глухих детей, дифференцированного подхода к их воспитанию, в том числе необходимости изучения возможностей «коллективного сотрудничества» со слышащими детьми.
Признание сурдопедагогикой обозначенных принципиальных позиций исключает субъективизм и волюнтаризм в обучении и воспитании, в разработке методик и принятии педагогических инноваций.
Трактовка з а к о н о м е р н о с т е й о б раз о в а н и я с точки зрения онтологического подхода предопределяет внутреннюю, существенную и устойчивую связь явлений, обусловливающую их упорядоченное изменение. К значимым для сурдопедагогики закономерностям следует отнести следующие.
Закон всеобщности образовательной формы развития, согласно которому образование представляет собой не только индивидyaльнyю, общественную, но и всеобщую онтологическую форму
развития и трактуется не как привычное обучение и воспитание, не как просвещение или педагогическая поддержка, а как создание, творение личности по определенному образу.
Закон объективности и целостности образования, который обусловлен объективностью онтологических процессов.
Закон реализации в образовании всей полноты заложенных в человеке возможностей (качеств, свойств, способностей), что одновременно является и следствием, и условием гармонии его бытия.
Основополагающая для сурдопедагогики трактовка учения о языке, сознании и общении в рамках общефилософских проблем позволяет выделить ведущие методологические ориентиры в обучении людей с нарушенным слухом. Диалектическое понимание сущности языка, положения теории отражения, раскрывающие его материальную природу , лежат в основе рассмотрения его как одной из форм движущейся материи, которая усваивается через органы ощущения, а не дается человеку в готовом виде. Опираясь на это положение, сурдопедагогика обеспечивает материалистический подход к обучению языку, учитывающий его физические субстанции, а также объективные возможности использования не только слухового (нарушенного), но и других анализаторов для восприятия и продуцирования речи.
Для теории и практики сурдопедагогики важны положения философии языка, согласно которым ставится вопрос не о бытии и о мышлении как таковых, а о том, насколько адекватно может человек выразить то, что мыслит как бытие. Э. Кассирер (1998) утверждает, что человек по существу характеризуется своей уникальной способностью использовать «символические формы» языка в качестве средств фиксации и структурирования своего опыта. Однако язык не может рассматриваться лишь как копия вещей, он представляет собой ведущее условие для овладения понятиями о предметах.
Объективность научных исследований возможна лишь на основе ведущих общенаучных подходов. Опора на них обеспечивает сохранение внутреннего единства и связи между предметными областями науки, в нашем случае - сурдопедагогики.
Исторический подход помогает рассматривать предмет сурдопедагогики в его развитии, самодвижении, изменении и предполагает изучение возникновения специального образования и практики воспитания, обучения, социализации людей с нарушенным слухом на основе анализа историко-педагогического процесса. При этом он служит основой для определения и объяснения переходов от одних этапов развития истории сурдопедагогики к другим, обеспечивая тем самым предвидение будущих перспектив ее становления.
Логический подход предусматривает всестороннее объективное изучение предмета. Общенаучный логический подход, которым руководствуются при проведении исследований в сурдопедагогике, - диалектический. Его основные характеристики: рассмотрение предмета и объекта изучения как развивающихся и изменяю1дихся; анализ феноменов сурдопедагогики в их взаимосвязях и во взаимодействии с другими явлениями; отслеживание постепенного развития изучаемого объекта, выявление перехода количественных изменений в качественные и др. Вместе с тем в ней находят применение логические методы установления причин явлений и вытекающих из них следствий (методы сходства и различия, соединительный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений). Проводя исследования, ученые продвигаются от обнаружения причин к их следствиям. Так, при определении форм организации образовательной среды для детей со слуховым дефектом исходят из особенностей нарушенного развития, учитывая при этом структуру дефекта. Объективность исследований подтверждается их конкретностью, требующей при изучении ее феноменов опоры на четкое определение цели и задач исследования, ориентированных на выделение особенностей обучения, воспитания, оказания педагогической помощи неслышащим людям.
Кроме того, логический подход обусловливает необходимость фиксации результатов исследования в логических формах, таких, как понятия, суждения и умозаключения. В системе методов теоретического исследования большое место занимают индуктивные и дедуктивные способы построения умозаключений, с помощью которых логически обобщаются эмпирические данные и выводятся логические следствия. Основой интеграции научных знаний служит системный подход, при котором сурдопедагогика сохраняет свою самостоятельность и специфичность, а ее факты, понятия и теории объединяются вокруг общего основания - системной характеристики ее предмета.
Особенности системного подхода были разработаны В. и. Блаубергом (1969), э. г. Юдиным (1978) и другими. Его основными чертами являются: рассмотрение объекта изучения как определенной целостности, системы; выделение в системе некоего множества составляющих элементов; установление способа связей между ними; выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между составными частями системы.
В отечественной сурдопедагогике системный подход впервые был использован А. И.Дьячковым (1961), который обобщил опыт формирования педагогических систем на основе характеристики Этапов становления науки. Этот подход лежит в основе всех фундаментальных исследований, выполненных под влиянием идей реформаторской педагогики - коммуникативно-деятельностной системы обучения языку глухих детей (л. М. Быкова, А. г. Зикеев, С.А. Зыков, Т. С. Зыкова, Е. п. Кузьмичева, Т. В. Нестерович, л. п. Носкова); системы обучения языку слабослышащих детей (Р. М. Боскис, АГ. Зикеев, К. В. Комаров, К. г. Коровин, М. и.Никитина, Л. В. Никулина, В.А Синяк); интенсификации процесса обучения школьников, имеющих нарушения слуха (А г. Зикеев, Т. С. Зыкова, К. В. Комаров, К. Г. Коровин, Е. п. Кузьмичева); определения особенностей профессионального обучения глухих (А п. Гозова, В. В. Засенко, А М. Масюнин, Г. Н. Пенин, и. В. Цукерман); коррекционного обучения дошкольников со слуховым дефектом (Г.Л. Выгодская, Б.Д. Корсунская, э. И.Леонгард, Л. П. Носкова, АД. Салахова, Г. В. Трофимова, Н.Д. Шматко) выявления возможностей и особенностей оказания коррекционнопедагогической помощи детям с нарушенным слухом (и. Г. Багрова, Н. Ю.Донская, с.А Зыков, Е. п. Кузьмичева, л. п. Назарова, Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина, л. и. Тигранова и др.). Он также получил реализацию в научных работах последних десятилетий (Л.А Головчиц, Е.Л. Гончарова, Г.Л. Зайцева, Т. С. Зыкова, о. и. Кукушкина, Н. М. Назарова, Т. В. Пелымская, Г. Н. Пенин, Е. Г. Речицкая, Н.И.Шелгунова, Н.Д.Шматко, Е.З.Яхнина и др.).
Структурно-функциональный подход позволяет рассматривать феноменологическое целое - сурдопедагогику - с позиции ее структуры, где представлены функционально самостоятельные предметные области на основе их объединения в общий для каждой из них предмет науки. Вместе с тем в этих предметных областях выделяются собственные задачи, содействующие достижению общей для всех цели - обеспечения людям, имеющим нарушения слуха, возможности максимальной самостоятельности и независимости в жизни. Данный подход содействует раскрытию механизмов внутреннего функционирования сурдопедагогики как системы научного знания.
Синергетический подход отражает новый стиль научного мышления. Термин образован от греческого выражения syпergia, что означает сотрудничество, согласованное действие, соучастие. В его основе - идеи целостности мира и научных знаний о нем, признание общности закономерностей развития объектов и систем материальной и духовной организации, что проявляется в образовании их структур как единого целого через согласованное взаимодействие частей. Возникающая при этом самоорганизация объектов происходит благодаря глубинной взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости), нелинейности развития (многовариантности и необратимости), а также коэволюционности, понимаемой как совместная взаимовыгодная эволюция, приводящая к формированию нового.
Опора на этот подход позволяет говорить о сурдопедагогике как о самоорганизующейся системе, что обусловлено межсистемными и внутрисистемными связями научных знаний, а также развитием ее предметных областей. Разработка проблем научного знания обеспечивает достижение практических задач - социальной адаптации и реабилитации человека, имеющего нарушения слуха, благодаря развитию его способности к коммуникации и деятельности.
Реализация рассмотренных научных подходов расширяет теоретико-методологические возможности сурдопедагогики, стимулируя углубление исследований в этой области.
Сурдопедагогика при изучении ее предмета опирается на естественно-научные методы (эксперимент, математические методы) и методы гуманитарных наук, где явления исследуются главным образом со стороны качества, а не количества и анализ единичнoгo, индивидуального базируется на выявлении общего, закономерного, ибо природа теоретических обобщений обладает определенными особенностями и связана с включенностью в них ценностных компонентов и личностных модальностей.
Частно-научный уровень методологии предусматривает опору на каждом этапе исследований на эмпирические и теоретические методы, которые взаимосвязаны между собой, а граница между ними условна и подвижна. Сурдопедагогика располагает системой конкретных исследовательских методов, которые используются с учетом специфики предмета самой науки и изучаемых явлений. Остановимся на их характеристике.
Эмпирические методы исследования включают методы изучения и обобщения опыта специального образования людей, имеющих нарушения слуха, и достижений сурдопедагогов. Такое изучение и обобщение ведется в двух rтaHax. Прежде всего как составная часть любого педагогического исследования, предоставляющая сведения о реально сложившейся практике обучения и воспитания детей со слуховым дефектом, и вместе с тем как особый вид исследования для обобщения и распространения передового опыта воспитания, обучения, абилитационной, коррекционно-педагогической и реабилитационно -восстановительной помощи детям и взрослым, имеющим нарушения слуха. Полученные при этом данные могут служить базой для разработки научно обоснованных практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию образовательно- воспитательного процесса.
Изучение педагогического опыта осуществляется на основе наблюдений, опроса (анкетирование, беседа), анализа документов.
Метод наблюдения отражает непосредственно фиксируемое восприятие исследуемых явлений, процессов и объектов. В сурдопедагогике используют несколько видов наблюдения. Оно может быть:
- основным, когда является единственным способом сбора информации;
- вспомогательным, когда результаты наблюдения дополняют и: разъясняют данные, полученные другими способами;
- включенным, когда исследователю отводится роль члена наблюдаемой группы, активного участника изучаемого процесса или события, или невключенным, где он l3ыполняет лишь функции наблюдателя;
- открытым, когда наблюдаемые знают, что они являются объектом наблюдения, или скрытым, когда они не подозревают о том, что находятся под наблюдением исследователя.
В ходе наблюдений собирается достоверный, документально фиксируемый (в виде, например, описания методики проведения уроков, внеклассных занятий и других учебных ситуаций) фактический материал. В настоящее время используются современные приемы регистрации, такие, как магнитофонная запись, фото- и видеосъемки. Из-за трудностей установления речевых контактов с испытуемыми наблюдение может занимать ведущее место при изучении особенностей поведения, эмоциональных и речевых реакций глухих детей раннего и дошкольного возрастов, не получавших специальной педагогической помощи.
Опросные методы отличает универсальность и простота проведения. Вместе с тем они требуют тщательной подготовки организации речевого общения, а также выбора применяемых при этом специфических средств, необходимость которых определяется уровнем владения неслышащими людьми лексическим и грамматическим строем языка, развитием монологической устной речи.
Наиболее часто используются такие разновидности опросных методов, как беседа, анкетирование, интервьюирование.
Беседа строится на диалоге исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе, предусматривающей получение требуемых сведений. Собеседниками могут быть как неслышащие люди, так и их родители и сурдопедагоги. Эффективность беседы зависит от создания естественной психологической обстановки, от умения исследователя правильно сформулировать вопросы и следовать составленному плану. При этом важно учитывать особенности понимания людьми, имеющими нарушения слуха, обращенной к ним речи, уровень развития их собственной речи, как устной, так и письменной, доступность смыслового оформления вопросов. Для достижения контакта с этой группой испытуемых возможна опора на специфические средства общения, включая жестовую речь.
Разновидностью беседы является интервьюирование, которое, как правило, применяется на ранних стадиях исследования с целью выделения рабочих гипотез.
Анкетирование - наиболее популярный опросный метод сбора первичных данных об изучаемых явлениях, процессах, объектах. Его результативность зависит от того, насколько правильно составлена анкета, от формулировок вопросов и вариантов возможных ответов, соблюдения определенного порядка в их предъявлении и др. Чаще всего анкета представляет собой вопросник, содержание которого и способы ответа на вопросы заранее планируются исследователем. Виды используемых вопросов весьма разнообразны - прямые вопросы, касающиеся сути проблемы; косвенные, не требующие прямого выявления данных по теме; личные, связанные с особенностями, свойственными опрашиваемому (с чертами характера, типичными реакциями, значимыми ценностями, установками и т.д.); открытые, предполагающие свободу и естественность высказываний испытуемых; закрытые, ориентированные на выбор ответа (одного или нескольких) из предлагаемых вариантов; и, наконец, комбинированные, позволяющие либо выбрать вариант ответа из предложенных, либо дать собственный ответ. В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, целесообразно использовать закрытые вопросы анкеты, так как наличие продуманных исследователем вариантов ответов устраняет трудности самостоятельного построения речевого высказывания.
Метод анализа документов(контент-анализ) предполагает, что педагогическая и научно-исследовательская деятельности, связанные с образованием, требуют знания и учета многочисленных документов и фактов, отражающих содержание и своеобразие учебного процесса (программ, планов и методических разработок, контрольных и текущих работ учащихся, характеристик, личных дел, медицинских карт, классных журналов, протоколов собраний и т.д.). Систематизированная фиксация единиц содержания в исследуемом материале основывается на методе контент-анализа. Он применяется как основной метод, направленный на выделение наиболее значимой информации об изучаемом явлении, как параллельный, включенный в комплекс других методов, и как вспомогательный при сопоставлении выявленных в исследовании данных.
К эмпирическим методам относится также педагогический эксперимент, с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях изучаются педагогические процессы, явления или объекты. При этом исследователь целенаправленно вызывает, изменяет и повторяет изучаемое явление, активно вмешивается в его течение, сознательно создавая и варьируя условия, моделируя свою совместную деятельность с испытуемыми. Главная цель эксперимента - практическая проверка научных предположений, более глубокое (по сравнению, например, с наблюдением), детальное изучение особенностей образовательного процесса. В исследовании могут быть использованы разные виды эксперимента. В зависимости от условий проведения выделяются:
- естественный эксперимент, предусматривающий изучение педагогического процесса, явления или объекта в контролируемых условиях естественной среды (на уроке, во внеурочное время, в беседе и т.д.); - лабораторный эксперимент, проводимый в лабораторных условиях с использованием приборов, фиксирующих и измеряющих действия испытуемого по инструкции экспериментатора (при этом испытуемый может не знать, что конкретно исследуется).
В зависимости от задач исследования эксперимент может быть: - констатирующим, служащим основой предварительного сбора материала об изучаемых педагогических явлениях, объектах, качествах испытуемых. Так, с помощью данного метода можно выявить особенности педагогического опыта сурдопедагогов; установить реальное состояние сформированных знаний, умений и навыков у школьников и спрогнозировать оказание им необходимой педагогической помощи; определить влияние применяемых методов обучения на развитие познавательной активности учащихся и др.;
- формирующим, представляющим собой способ специального воздействия на сложившийся опыт обучения, воспитания, абилитационной, коррекционно-педагогической и реабилитационной помощи, в результате которого меняются качества субъекта;
- контрольным, используемым для проверки и оценки тех изменений, которые произошли в ходе выполнения задач исследовательской программы.
В сурдопедагогике при организации педагогического эксперимента важно обеспечить понимание испытуемыми речевой инструкции, адекватное выполнение которой зависит от продуманности ее содержания и доступности языковых средств. для объяснения часто используются показ, наглядность, в случае непонимания возможно обращение к специфическим средствам общения. Кроме того, надо добиться фиксации внимания обследуемого на лице говорящего, продумать вариативные способы сенсорного восприятия речи, включая учет удаленности губ говорящего от собеседника. При проведении формирующего эксперимента важна опора на поэтапную, дозируемую педагогическую помощь.
Неотъемлемую часть эмпирических методов исследования составляют психодиагностические тесты. Так, информация об особенностях учебной деятельности может быть дополнена результатами психодиагностического обследования неслышащих школьников. При этом сурдопедагог-исследователь выступает в новой для него роли - пользователя психодиагностическими методиками. Такие обследования целесообразно проводить совместно со специалистом-психологом, особенно на этапе интерпретации полученных результатов. При условии тщательной подготовки процедуры тестирования не исключено самостоятельное проведение педагогом тестового обследования.
В сурдопедагогике используется ряд инструментальных методов аудиологии, среди них - исследования слуха с помощью тональной и речевой аудиометрий.
Теоретические методы исследования обеспечивают объективную интерпретацию собранной информации. Любое педагогическое явление или факт рассматривается сквозь призму его отношения к общим результатам исследования, и в каждом из них могут быть выделены и рассмотрены отдельные его стороны, признаки, свойства. Достигается это в процессе теоретического анализа, позволяющего разобраться в многообразной сложности педагогических явлений. Всесторонний теоретический анализ дает возможность обнаружить связь и взаимодействие отдельных сторон изучаемого педагогического явления. При этом научный анализ всегда связан с синтезом, что помогает исследователю разобраться в накопленных фактах, проникнуть в сущность наблюдаемых явлений, отделить существенное от несущественного и второстепенного. Рассматривая отдельные факты, группируя и систематизируя их, исследователь выявляет их особенности и устанавливает общие закономерности и правила.
Теоретический уровень исследования определяется его структурными компонентами, такими, как проблема, гипотеза и теория.
Математические методы исследования используются при оценке результатов исследований. В сурдопедагогике широко применяются методы математической статистики. Как правило, они используются на этапе обработки информации, помогают точно оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, позволяют выявлять количественные зависимости между изучаемыми явлениями. При анализе и математической обработке данных применяются такие статистические методики, как определение средних величин подученных показателей, установление ранговой корреляции между рядами данных, коэффициента вариации и др.
Таким образом, состав методов исследования в сурдопедагогике достаточно разнообразен, и каждый исследователь должен подходить к их применению с учетом обоснованного выбора направления научного поиска, творческого соответствия теме, задачам и предмету исследования.