Общие дидактические требования к занятиям
1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения.
2. Коррекционная направленность занятия, определяющая содержание и методику его проведения.
3. Оптимальная интенсивность нагрузки.
4. Воспитывающая и развивающая направленность обучения.
5. Использование приемов обучения в соответствии со структурой занятия.
6. Связь содержания занятия с жизнью, опора на опыт детей.
7. Доступность в содержании и приемах обучения на занятии.
8. Использование разнообразных наглядных средств обучения.
9. Эмоциональный положительный фон занятия.
10.Сочетание коллективного характера обучения на занятии с индивидуальным и дифференцированным подходом.
11.Применение разнообразных форм закрепления материала на занятии и в другой деятельности.
12. Речевая активность каждого ребенка.
13. Учет результатов занятия.
Не всякий программный материал по развитию речи может быть преподнесен путем обучения на занятии. Большая группа словаря - бытового, природоведческого характера и др. - легче усваивается в практической деятельности. Обучение сочетается с другими средствами развития речи: это предметная и игровая деятельность, самообслуживание, ручной и хозяйственно-бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная деятельность. Эти виды деятельности являются эффективным средством формирования навыков речевого общения, активизации словарного запаса разговорной речи. Естественные жизненные ситуации, понятные ребенку, способствуют развитию его речевой активности, самостоятельным высказываниям, формированию умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Следует учитывать, что у умственно отсталых обучение развивается по тем же законам, как и у нормально развитых детей, но с очень большим опозданием. Дети не умеют общаться между собой, не испытывают в этом потребности. Это значит, у них отсутствуют коллективные виды деятельности, прежде всего - игра. Вначале устанавливается и развивается общение со взрослым, обращение с просьбами, выполнение элементарных поручений. Общение со взрослыми и развитие предметной деятельности формируют предпосылки общения между детьми. Этим процессом необходимо специально руководить, создавать ситуации, требующие общения, подсказывать средства общения, помогать организовывать игры, совместную деятельность детей, не нарушать эмоциональную сторону общения
В работе по развитию речи применяются разные группы методов и в основном - в сочетании: наглядные (экскурсия, метод демонстрации, наблюдения, осмотр помещения, рассматривание предметов и игрушек); словесные (коллективный разговор, чтение произведений детской литературы, пересказ, беседа, чтение стихов, рассказ); практические(игра, практические действия, труд).
Словесные приемы:
- речевой образец,
- прием имитации;
- объяснение;
- указания;
- словесное упражнение;
- повторение (сопряженное, отраженное, индивидуальное, хоровое);
- вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, репродуктивные, поисковые);
- оценка детской речи.
Наглядные приемы:
- показ предмета, движения, игрушки, картинки;
- показ с называнием;
- приемы работы с техническими средствами обучения (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы).
Игра и рекомендации по ее использованию:
1. Игра должна быть доступна по содержанию и движениям, решать задачи коррекционного воспитания и обучения.
2. Игра должна быть интересна детям.
3. Игра избирается с учетом психофизических и возрастных особенностей детей.
4. Игра должна соответствовать программному материалу.
5. Перед проведением игры проводится подготовительная работа, направленная на уяснение правил, игровых действий, цели.
6. Педагог руководит игрой, оказывает детям дифференцированную помощь.
7. Большинство игр требует оснащения.
Система работы по формированию речи у неговорящих умственно отсталых детей предполагает использование разнообразных методов и приемов работы, дидактического наглядного материала, различных видов деятельности и ситуаций естественного общения.