Проблемы диагностики уровня достижений детей в ДОУ
В соответствии с требованиями и рекомендациями концепции Всеобщего менеджмента качества одним из принципов управления качеством является принцип принятия решений, основанных на фактах и данных
Ключевыми факторами качества образования в ДОУ являются (Рыбалова И.А.):
1. Содержание образования и конкретные программы (комплексные и парциальные), построенные на его основе.
2. Здоровье воспитанников.
3. Подготовка детей к посещению ДОУ. Соответствие условий контингенту воспитанников.
4. Положительная мотивация детей, посещающих ДОУ, и их родителей.
5. Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
6. Профессиональный уровень педагогического состава и вспомогательного персонала.
7. Положительная мотивация персонала.
8. Технология обучения, воспитания, развития дошкольников.
9. Диагностика состояния здоровья и развития ребенка, его обученности в соответствии с программными требованиями; готовности к обучению в школе.
В системе мониторинга качества образования целостно определены блоки информации о результатах деятельности ДОУ (Ю.К.Белая, П.И.Третьяков) по развитию, воспитанию и обучению детей: здоровье и здоровый образ жизни, воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами, готовность ребенка к обучению в школе, преемственность в работе детского сада и школы. Некоторые ученые (О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьева, В.Н.Казакова и др.) рассматривают результат деятельности ДОУ как комплексное изменение личности ребенка. Они отмечают необходимость постоянного изучения и оценки развития каждого воспитанника ДОУ на основе информации, предоставляемой всеми специалистами ДОУ (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию и др.) для заполнения индивидуальной карты развития ребенка.
Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.
Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.
В последнее время широкое распространение в системе дошкольного образования Российской Федерации получила практика проведения психолого-педагогической диагностики де тей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса. Однако сегод няшнее состояние этой практики характеризуется рядом негативных тен денций (Кирьянова Р.А.) :
1. При диагностике детей педагоги используют технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики .
2. Педагоги затрудняются в подборе дидактического материала, необходимого для обследования детей, формулировке заданий, предлагаемых детям для выполнения.
3. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не им еющие соответствующей квалификации . ( Не будем так же забывать, что многие практические психологи имеют за плечами лишь девятимесячные курсы переподготовки).
4. Педагоги затрудняются объяснить критерии оценки исследуемого качества.
5. Результаты диагностики не используются педагогами и специалистами в планировании и организации жизнедеятельности дошкольников.
Тенденции указанной негативной практики обследования, тестирования детей, вызваны целым рядом объективных причин, среди которых:
• недостаточная обеспеченность дошкольных образовательных учреждений квалифицированными специалистами (социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог);
• отсутствие информации, систематических знаний в области психодиагностики.
Известно, что наиболее информативные диагностические методики допускают наибольшую свободу в интерпретации их результатов. В руках квалифицированного психолога эти методики являются инструментом получения глубокой и точной информации об уровне развития и склонности ребенка. В то же время именно эти методики представляют наибольшую опасность, если они попадают в руки неквалифицированного исследователя (Информационное письмо МО РФ «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» от 01.01.00 №10/23-16).
Кадровая проблема (штатные специалисты, профессиональная квалификация) не единственная в организации диагностики развития детей дошкольного возраста. Немало важно наличие диагностических комплексов для обследования детей дошкольного возраста (Т.Д.Марцинковская, Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, М.М.Безруких, Е.Г.Юдина и др.).
Марцинковская Т.Д. акцентирует внимание на необходимости «…при проведении диагностики использовать целый комплекс методик, что позволит рассмотреть личность ребенка с разных сторон и составить целостное представление о его психике», в диагностике «…самое главное – это установить взаимосвязь между особенностями психики ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения)».