Основные законодательные акты РФ по охране труда. Государственный, ведомственный и общественный надзор за охраной труда.
Структура законодательства РФ об охране труда Законодательство Российской Федерации в области охраны труда весьма обширно; в него входят:
· Конституция РФ;
· ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»;
· Трудовой кодекс РФ (ТК РФ);
· Гражд. кодекс РФ (ГК РФ);
· др. ф з и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ.
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия
Из комплекса мероприятий по охране труда влияющих на сохранение здоровья и жизни работников (см. определение «Охрана труда») на первом месте стоят мероприятия Правовые, т.е. Фундаментальные. Правовой фундамент в любой сфере человеческой деятельности строится на основе Законодательных актов (т.е. на базе основных законов) и на базе нормативно – правовых документов.
Законодательные акты утверждаются высшим законодательным органом власти страны, а нормативно – правовые документы разрабатываются заинтересованными министерствами и ведомствами, а утверждаются министерством труда, как специально уполномоченного Правительством координировать все вопросы труда в Российской Федерации.
Законодательные акты, как говорят политики–законодатели – это корневая и стержневая части дерева, а нормативно-правовые документы – это ветви дерева с пышной зеленью, цветами и плодами.
Верховенство в правовом фундаменте по охране труда возглавляют:
1. Конституция РФ 1993г, в ст. 7 говорится «Россия – социальное государство, в котором труд сохраняется государством», в ст. 37 записано: «Каждый гражданин России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».
2. Федеральный закон «Об основах охраны труда» в РФ № 181 – ФЗ от 17.07.99 г устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между государством, работодателями и работниками и направленых на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В этом законе указаны основные направления государственной политики в области охраны труда и пути реализации этих направлений. Основными направлениями являются:
• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по сравнению с другими результатами трудовой деятельности;
• принятие и реализация федеральных и региональных законов и нормативно правовых актов об охране труда, а также Федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
• государственное управление надзор и контроль за охраной труда;
• расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
• защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев и профзаболеваний.
• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
• установление порядка обеспечения работников средствами защиты от производственных опасностей, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами, медицинским контролем здоровья работников за счет средств работодателя.
Реализация основных направлений государственной политики в области труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти всех уровней (местный, региональный, федеральный), работодателей и профсоюзов по вопросам охраны труда.
3. Федеральный закон №125 – ФЗ от 24.07.98 «Об обязательном социальномстраховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает правовые, экономические и организационные основы страхования и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении обязанностей по трудовому договору.
Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве подлежат:
• физические лица, выполняющие работу по договору с работодателем (страхователем)
• физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем
• физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового
договора.
Основными принципами обязательного страхования являются:
• гарантированность права застрахованных работников на обеспечение по страхованию;
• экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и безопасности труда, снижении производственного травматизма и профзаболеваемости
• обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний не производстве
• обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов для выплаты пострадавшим возмещения вреда.
4. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» № 116 – ФЗ от 21.07.97г. определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) и направлен на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности организаций эксплуатирующих ОПО к локализации и ликвидации последствий, указанных аварий.
Промышленная безопасность – это состояние защищенности интересов личности и общества от аварий на ОПО.
Опасными производственными объектами считаются такие, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества:
• легковоспламеняющиеся жидкости, пары, газы, пыли;
• взрывчатые вещества;
• токсичные вещества во всех видах воздействия на людей, животных и растений; Опасными производственными объектами также считаются такие, где
используются:
• оборудование, работающие под давлением более 0,07 МПа или при температуре воды более 115оС;
• стационарно установленные грузоподъемные механизмы;
• получаются и используются расплавы черных и цветных металлов и сплавов