Профессиональная деятельность педагога.
Виды педагогической деятельности: 1. Прогностическая – предвидение и прогнозирование результата педагогической деятельности и моделирование педагогического процесса. 2. Проектировочная – проектирование и планирование педагогического процесса. 3. Организаторская – организация своих педагогических действий и деятельности учащихся.
Л.Б. Ительсон дал характеристику следующих типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве: информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным); друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка; диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников; советчика, если использует осторожное уговаривание; просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести; вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.
Уровни педагогической деятельности: Репродуктивный – умение добросовестно поступать только по образцу, шаблону, стандарту. Адаптивный – способность педагога приспособиться к новым требованиям жизни, школы, класса, изменить известный сложившийся метод. Поисковый – творчество педагога направлено на конструирование стратегий и тактик педагогической деятельности в конкретных педагогических ситуациях.
Выделяют три компонента педагогической деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный. Конструктивный компонент включает отбор и учебного материала, планирование учебного процесса, своих действий и действий учащихся, подбор средств обучения и воспитания. Организаторский компонент предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные видя деятельности, создание коллектива, организацию совместной деятельности. Коммуникативный компонентвключает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Проявления организаторских способностей: Организаторское чутье – способность учитывать психологические особенности обучаемых при построении педагогического взаимодействия. Способность вести за собой – создание мотивации к деятельности. Склонность к организаторской деятельности – психофизиологические особенности и приобретенные в процессе личностного развития инициативность, самостоятельность, уверенность в себе.
По мнению И. А. Зимней, стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов: а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности – учителя (преподавателя), включающих индивидуально-типологические, личностные, поведенческие особенности (темперамент, способности педагога, мотивы его деятельности и т.д.); б) особенностей самой деятельности и в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.). В педагогической деятельности эти факторы соотносятся также: а) с характером взаимодействия; б) с характером организации деятельности; в) с предметно-профессиональной компетентностью учителя; г) с характером общения.
К стилям педагогической деятельности относятся эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный. Эмоционально-импровизационный – педагог строит учебный процесс с учетом самостоятельности учеников, не любит заниматься повторением и закреплением, предпочитает работать с яркими учениками. Эмоционально-методичный – ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательной работы, высокая оперативность, преобладание интуитивности над рефлексивностью. Рассуждающе-импровизационный – педагог проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения. Рассуждающе-методичный – четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточное управление, педагог обеспечивает хорошее качество знаний, но не всегда стимулирует активность школьников.
К диагностической деятельности педагога относится изучение учащихся и установление уровня их физического и психического развития, умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания. Задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка относятся к оценочно-информационным.