Профессиональная деятельность и личность педагога

Слайд № 3

1. Становление и развитие педагогической деятельности.

2. Сущность и особенности педагогической деятельности.

3. Педагог как субъект педагогической деятельности.

Слайд № 4

_________________________________________________

1. Становление и развитие педагогической деятельности.

Слайд № 5

Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой − подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии.

Платон писал: (Слайд № 6) «Если башмачник будет дурным мастером и сделает таким же своего ученика; если он выдаст себя за башмачника, не имея даже понятия об этом ремесле, государство не слишком пострадает: афиняне будут не столь хорошо обуты − вот все, что от этого последует. Но если воспитатели юношества будут ими лишь по имени, если они будут дурно исполнять свои обязанности, то последствия будут другие: дурная работа, выходящая из их рук, создаст целые поколения невежественные и порочные, которые погубят всю будущность своего отечества».

Я. А. Коменский: (Слайд № 7) Учителя «поставлены на высоко почетном месте, … им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем».

Л. Н. Толстой: (Слайд № 8) «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, − он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он − совершенный учитель».

И. Я. Яковлев:(Слайд № 9) «Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением

небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всему, мирно и с любовью совершаемому делу.

Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечестными средствами, непрочные и временные».

К. Д. Ушинский (Слайд № 10) рассматривал учителя как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, − одно из величайших дел в истории.

Как правильно указывал А. С. Макаренко, ученики простят своим учителям и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль.

Ни один учитель, считал В. А. Сухомлинский, не может быть универсальным воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся.

Презентация «Учитель в изобразительном искусстве».

Слайд № 11

2. Сущность и особенности педагогической деятельности.

Слайд № 12

Профессии − это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества (Маркова Аэлита Капитоновна).

Слайд № 13

Профессия

− занятие, которое предполагает специальную подготовку и периодическую переподготовку

− ограниченный вид трудовой деятельности

− дело, выполняемое за определенное вознаграждение

− область приложения духовных и физических сил

− деятельность, дающая человеку определенный социальный статус (популярные и непопулярные профессии)

− работа, которая направлена на пользу общества.

В 20-е годы XX столетия группа исследователей (рук. Шафранова А.С.) попытались отыскать «общий критерий» трудности и вредности педагогической деятельности. Так, среди профессий были выделены: профессии высшего типа, среднего (ремесленные) и низшего.

Вопрос: Педагогическая деятельность была отнесена к … (высшему типу).

Особенность группы профессий высшего типа в том, что:

- работа всегда «новая», ряд моментов совершенно не доступны внешнему наблюдению и учету, а доступные моменты требуют особого психологического анализа;

- в отличие от работников механического труда, где свойства продукта определяются орудием производства, здесь же − характером и свойствами самого исполнителя;

- каждый создает индивидуальную ценность, и любое орудие делает выразителем своей индивидуальности;

- велика значимость каждого отдельного работника. Необходимо специально развивать психические и физиологические способности, ибо активная работа сознания, большое количество внеурочных дел приводят к переутомлению;

- работа играет особую роль в жизни каждого человека.

Ученым-психологом Евгением Александровичем Климовым (Слайд № 14) была разработана схема характеристик профессий. По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей). Е.А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: Человек-Природа; Человек-Техника, Человек-Образ, Человек-Человек, Человек-Знак.

1. Человек – живая природа (П). (Слайд № 15) Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). (Слайд № 16) Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

3. Человек – человек (Ч). (Слайд № 17) Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4. Человек – знаковая система (3). (Слайд № 18) Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы − вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. Человек – художественный образ (X). (Слайд № 19) Явления, факты художественного отображения действительности − вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Вопрос: Как вы думаете, к какому типу относится педагогическая профессия?

Функции педагогической деятельности

(Слайд № 20)

· диагностическая;

· ориентационно-прогностическая;

· конструктивно-проектировочная;

· организаторская;

· информационно-объяснительная;

· коммуникативно-стимулирующая;

· аналитико-оценочная;

· исследовательско-творческая.

Итак, педагогическая деятельность учителя (Слайд № 21) − воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

3. Педагог как субъект педагогической деятельности.

Слайд № 22

В профессии учителя аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог − это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы − Учителя.

Слайд № 23

Ознакомимся с составом профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя.

Слайд № 24

В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя (таблица) входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:

ü организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);

ü коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);

ü перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);

ü экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);

ü профессиональная работоспособность;

ü физическое и психическое здоровье.

Слайд № 25

К учительской деятельности более склонны люди, обладающие высокой коммуникабельностью, способные эмоционально выражать свои мысли и чувства. В то же время учитель должен быть эмоционально устойчивым.

Профессиональный труд школьного педагога, как показывает анализ, отличает высокая эмоциональная загруженность:

- рабочая неделя − 52 ч., в отличие от 40 ч., установленных по стране.

- феминизированность профессии учителя.

- отсутствие нормальных бытовых условий

- низкая оплата труда

- «старение» учительства, идет отток молодых кадров в другие сферы

- система эмоциональных переживаний заложена в самом труде учителя: удовлетворение от удачно проведенного урока, радость от успехов своих учеников или коллег, огорчение от сорванного урока.

Большие нагрузки на эмоциональную сферу приводят к так называемому синдрому эмоционального сгорания.

Слайд № 26

Это специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми (учителя, врачи, психологии, священники).

Термин «barnout» (эмоциональное сгорание) введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с людьми.

Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

В 1983 г. Е. Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»:

а) усталость, утомление, истощение;

б) психологические недомогания;

в) бессонница;

г) негативное отношение к детям, работе;

д) скудность репертуара рабочих действий;

е) злоупотребление химическим агентами: табаком, кофе, алкоголем;

ж) отсутствие аппетита или, наоборот, переедание;

з) агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбужденности, гнев);

и) упадническое настроение и связанные с ними эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности;

к) переживание чувства вины.

Учитель музыки

Слайд № 27

Портреты учителей музыки

Слайд № 28

Асафьев

Слайды № 29, 30

Кабалевский

Слайд № 31-34

Обобщение

Слайды № 35, 36

Творческое задание

Слайд № 36

Литература

Слайд № 37

Основная

1. Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для бакалавров: [по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов вузов, обучающихся по непед. спец.] / И. П. Подласый. - 2-е издание., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2012. - 574 с. - (Бакалавр). Библиогр. в конце гл.

2. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. Для студ. Учереждний высш. Проф. образования / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 10-е изд., перераб. - М. : Академия, 2011. - 608 с. - (Сер. Бакалавриат).

Дополнительная

1. Батаршев, А.В. Моделирование профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы // Педагогика. – № 8. – 2014. – С.67-77

2. Никитина, Н.Н., Кислинская, Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. − М.: Изд. центр. «Академия», 2006. − 224 с.

3. Роботова, А.С., Леонтьева, Т.В., Шапошникова, И.Г. Введение в педагогическую деятельность. − М.: Изд. центр «Академия», 2006. − 208 с.

4. Шайденко, А.И. Исторические аспекты и современные задачи подготовки учителя // Педагогика. – № 6. – 2014. – С.65-73

Домашнее задание

Выполнение реферата

1. Педагогическая деятельность: в чем ее уникальность?

2. Деятельность современного учителя: ремесло или творче­ство?

3. Современный учитель как актер и художник.

4. Как будет развиваться педагогическая профессия в XXI веке?

5. Современный учитель: развитие или выживание?

6. Мой любимый учитель.

7. Педагогический коллектив нашей школы.

8. Наша учительская семья.

9. Мой отец – учитель.

10. Моя мать – учительница.

11. Очерк о заслуженном учителе.

12. Наш директор школы.

13. Портрет любимого учителя.

14. Почему я выбрал профессию учителя.

15. Почему мне понравилась профессия учителя.

16. Учитель в моей жизни.

17. Учитель! Перед именем твоим ...

18. Своя тема.

Слайд № 38

Стихотворение И. Львовой

Я иду на урок посреди неразбуженных улиц,

Тихо падает снег, заметая канавки дорог.

А ребята? Ребята, наверное, только проснулись –

Я иду на урок.

Я иду на урок, я пока еще точно не знаю,

Что за день предстоит, где начало его, где итог.

Но за счастьем иду, это я уж давно понимаю,

Я иду на урок.

Слайд № 39

СИНКВЕЙН

Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк».

СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану:

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Писать синквейны не так уж и сложно. Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Мама. Добрая, милая. Любит, заботится, воспитывает. Самый драгоценный человек. Родитель.   Игра. Веселая, подвижная. Бегают, резвятся, веселятся. То, без чего дети не могут развиваться. Времяпровождение.  
Дружба. Крепкая, открытая. Доверять, терпеть, помогать. Бескорыстные отношения между людьми. Взаимопонимание.   Школа. Красивая, большая. Советует, учит, радует. Здесь много моих друзей. Дом.  
Весна. Солнечная, долгожданная. Волнует, возбуждает, будоражит. Все люди красивы и счастливы. Любовь!   Каникулы. Весёлые, долгожданные. Отдыхаем, гуляем, спим. Скоро лето, море, отпуск. Хорошо!  
     

Лекция 3.

Наши рекомендации