Лысенкова Софья Николаевна
Область педагогического творчества: уроки обучения грамоте, русского языка, математики в начальной школе.
Сущность опыта: процесс обучения строится на основе перспективного изучения трудных тем с использованием комментированного управления, опорных схем, сигнальных карточек.
Продуктивность: программа начальной школы усваивается в более короткие сроки, исчезают пробелы в знаниях учащихся, значительно повышается качество знаний, умений.
Трудоемкость: за счет подготовки средств обучения (опорных схем, сигнальных карточек) увеличивается время на подготовку к урокам, однако по мере накопления дидактических средств эти затраты уменьшаются.
Внедрение: при наличии соответствующих наглядных средств обучения система работы может быть использована в обучении детей младшего школьного возраста.
Элементы опыта:
1. Основные понятия.
2. Принципы обучения.
3. Опережение программы.
4. Перспективное изучение трудных тем.
5. Предупреждение, а не исправление ошибок.
6. Постоянное повторение.
7. Комментированное управление.
8. Аргументация (вслух) всех действий ученика.
9. Опорные схемы.
10. Сигнальные карточки.
11. Карточки-опоры.
12. Карточки с буквенным обозначением величин.
13. Связывающие дуги.
14. Краткая с промежуточными действиями запись задачи.
15. Наборные полотна простых задач.
16. Этапы изучения трудных тем.
17. Этапы работы над задачей.
18. Работа над предложением в букварный период.
19. Обучение грамоте.
Библиография (наиболее известные работы)
1. Жизнь моя — школа, и право на творчество. М.: Новая школа, 1995.
2. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587. М., 1990.
Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
Область педагогического творчества: воспитание детей в семье.
Сущность опыта: концепция максимального развития личности с рождения. Она предполагает создание оптимальных условий для разнообразной деятельности, обеспечение свободы и самостоятельности детей в занятиях, максимального напряжения сил в деятельности, проявление искренней заинтересованности и ненавязчивой помощи родителей. Концепция реализуется в создании приемов, разработке пособий, средств, требований, правил, условий воспитания в семье. Контроль — самочувствие ребенка и специальные измерения. Новое — идея максимального для каждого возраста развития личности, разработка условий ее реализации. Область применения: семья, учебно-воспитательное учреждение.
Продуктивность: позволяет перекрывать общепринятые стандарты развития личности.
Трудоемкость: требует от родителей специальных условий и времени, не вполне реальных для каждой семьи.
Внедрение: способы усвоения — по книгам, ТВ, введение в свою практику. Условия усвоения — достаточно свободный режим работы родителей, комфортные жилищные условия.
Элементы опыта:
1. Режим кормления грудного ребенка.
2. Система воспитания в семье.
3. Правила закаливания грудных детей.
4. Формирование привычек грудного ребенка.
5. Физкультура с первых дней.
6. Закаливание детей раннего возраста.
7. Спортивная комната.
8. Измерение уровня физического развития ребенка.
9. Организация питания в семье.
10. Общие правила воспитания в семье.
11. Условия умственного развития ребенка.
12. Правила организации развивающих игр.
13. Игра «сложный узор».
14. Средства, стимулирующие развитие ребенка.
15. Воспитание заботы и внимания к людям.
16. Литература и искусство в воспитании детей.
17. Трудовое воспитание в семье.
18. Фабрика «ниточка-ниточка».
Библиография (наиболее известные работы)
1.Правы ли мы? М., 1963.
2.Мы и наши дети. М., 1980.
3.Мы, наши дети и внуки. М., 1989.
Шаталов Виктор Федорович
Область педагогического творчества: обучение математике, физики, истории в средней общеобразовательной школе.
Сущность опыта — в создании эффективной организационно-методической системы обучения ряда предметов в общеобразовательной школе. Новаторство заключается в создании и использовании наглядных схем-опорных сигналов, включающих несколько параграфов изучаемого материала. Определена обоснованная структура изучения теоретического материала, решения задач, опроса и контроля знаний.
Продуктивность системы состоит в том, что у учащихся формируются прочные теоретические знания, умения применять их в практической деятельности и навыки. В.Ф. Шаталов добился высоких показателей обученности.
Трудоемкость заключается в относительно значительных затратах времени, денег и усилий на создание и оформление опорных сигналов.
Внедрение требует издания опорных сигналов для учителей, а в педвузах начать соответствующую подготовку учителя.
Элементы опыта:
1. Организационно-методическая система.
2. Планирование учебного процесса.
3. Оборудование учебного кабинета.
4. Опорные сигналы.
5. Структура изучения теоретического материала.
6. Ежеурочный опрос теоретического материала.
7. Проверка теоретических знаний по «листам взаимоконтроля».
8. Система задач.
9. Записи задач на классной доске.
10. Методика решения одинаковых задач.
11. Организация самостоятельного решения задач в классе.
12. «Педагогический десант».
13. Метод проверки решения задач («метод цепочки»).
14. Подготовка к «релейным» (итоговым) контрольным работам по решению задач.
15. Уроки-практикумы.
16. Уроки открытых мыслей.
17. Учет знаний.
18. «Щадящая педагогика»
Библиография (наиболее известные работы}
1. Куда и как исчезли тройки. М.: Педагогика, 1979.
2. Педагогическая проза. М.: Педагогика, 1980.
3. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987.
4. Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1987.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ[1]»
Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.
Таблица
№ | УТВЕРЖДЕНИЕ | ОЦЕНКА | ТИП МОТИВАЦИИ |
1. | Требует общения с разными людьми | и | |
2. | Нравится родителям | — | |
3. | Предполагает высокое чувство ответственности | с | |
4. | Требует переезда на новое место жительства | + | |
5. | Соответствует моим способностям | и | |
6. | Позволяет ограничиться имеющимся | — | |
оборудованием | |||
7. | Дает возможность приносить пользу людям | с | |
8. | Способствует умственному и физическому | и | |
развитию | |||
9. | Является высокооплачиваемой | + | |
10. | Позволяет работать близко от дома | + | |
11. | Является престижной | — | |
12. | Дает возможности для роста профессионального мастерства | с | |
13. | Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах | — | |
Окончание таблицы
№ | УТВЕРЖДЕНИЕ | ОЦЕНКА | ТИП МОТИВАЦИИ |
14. | Позволяет реализовать способности к | с | |
руководящей работе | |||
15. | Является привлекательной | и | |
16. | Близка к любимому школьному предмету | + | |
17. | Позволяет сразу получить хороший результат труда для других | с | |
18. | Избрана моими друзьями | — | |
19. | Позволяет использовать профессиональные умения вне работы | + | |
20. | Дает большие возможности проявить | и | |
творчество | |||
21. | с = и = + = — = |
Шкала оценок:
5 — очень сильно повлияло, 4 — сильно, 3 — средне, 2 — слабо, 1 — никак не повлияло.
Условные обозначения: «и» — внутренние индивидуально значимые мотивы; «с» — внутренние социально значимые мотивы; «+» — внешние положительные мотивы; «—» — внешние отрицательные мотивы.
Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.
В профессиональной консультации психолог пользуется системой методов и показателей, которые наглядно представлены в схеме (см. схему).
Попытаемся дать характеристику отдельных методов профдиагностики, способов анализа и представления диагностических данных в виде дифференциально-диагностического обследования, психограммы, психологической характеристики школьника.
Для выявления личностных особенностей часто используется многофакторный опросник Раймонда Кэттела. Опросник разработан автором на основе длительного исследования и предназначается для получения полного представления о личности в короткое время.
В исследовании старшеклассников используется юношеский вариант опросника, который выявляет 14 личностных факторов.
1. Фактор А — аффектотимия (сердечность, доброта, общительность).
— шизотимия (обособленность, отчужденность,
замкнутость).
2. Фактор В — схоластические умственные способности.
3. Фактор С — эмоциональная стабильность (сила «Я»)
— (нестабильность).
4. Фактор D — возбудимость — флегматичность (фактор темперамента).
5. Фактор Е — доминантность, властность — зависимость, покорность.
6. Фактор F — озабоченность — беспечность.
7. Фактор L — сила «сверх-Я» — слабость «сверх-Я».
8. Фактор Н — робость — смелость.
9. Фактор J — жесткость — мягкость.
10. Фактор G — коллективизм — индивидуализм.
11. Фактор Q — уверенность в себе — чувство вины,
12. Фактор Q2 — самодостаточность — приверженность группе.
13. Фактор Q3 — высокий контроль «Я» — низкий контроль «Я».
14. Фактор Q4 — высокое рабочее напряжение — низкое
рабочее напряжение.
Текст опросника, методику интерпретации данных психолог может найти в книгах «Методы психодиагностики в спорте», «Введение в экспериментальную психологию», «Психологическое тестирование».
Для оценки профессионального личностного типа можно использовать методику Джона Голланда. Голланд, как представитель концепции индивидуальности, разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял 6 типов:
1. Реалистический тип — несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.
Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.
2. Интеллектуальный тип — несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.
Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.
3. Социальный тип — обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем, активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.
Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).
4. Конвенциальный тип — предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.
Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.
5. Предприимчивый тип — избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.
Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т. п.
6. Артистический тип — опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.
Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п.
Тест прост в проведении и обработке данных. Испытуемым предлагается инструкция, согласно которой из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора.