V. певческая деятельность.
Задачи:
· работать над осмысленным и эмоциональным исполнением песни;
· разучить и озвучить на элементарных музыкальных инструментах ритмическую партитуру сопровождения;
· целостно воплотить музыкальный образ песни, реализуя идею исполнительского развития.
У: Вернемся из Франции в Россию и попробуем придумать варианты хорового исполнения русской народной песни «Калинка».
Для начала давайте споем первый куплет.
Выстраиваем первый звук. Добиваюсь округлого звука, хорошей кантилены в запеве, прошу петь нежно, плавно, красиво, так, чтобы мелодия напоминала колыбельную. Особое внимание уделяю работе над фразировкой. Повторяю с детьми партию альтов. Соединяю партии, работаю над строем и ансамблем в двухголосии, вслушиваемся в сочетание голосов, работаем над ансамблем и строем. Затем исполняем весь куплет и припев.
У: А теперь предложите мне свой вариант исполнения второго куплета!
Д: Пусть запев споет солист, а в припеве мы будем играть на наших музыкальных инструментах.
Раздаю учащимся инструменты. Разучиваем ритмическую партитуру сопровождения к припеву по партиям, опираясь на запись на доске. Назначаю солистов. Прошу детей встать.
Концертное исполнение всей песни.
VI. ОБОБЩЕНИЕ.
Задачи:
· обобщить представление детей о вариантно-вариационном принципе развития музыки;
· подвести итог урока.
У: С какими понятиями, которые определяют развитие музыки, мы сегодня познакомились?
Д: Вариант, вариации.
У:Совершенно верно!
ВАРИАНТЫ
Слайд: ТЕМА
ВАРИАЦИИ
У: А кто понял, на что был похож наш урок?
Д: На вариации!
ПРИМЕЧАНИЯ
Представлена расшифровка видеозаписи примеров импровизации на тему французской народной песни «Пастушья песня» и «Вариаций на тему Пачини» Ш. Данкля (фрагмент темы Пачини) на уроке, проходившем в рамках второго тура международного конкурса «Учитель музыки XXI века».
Е.А. ГОЛОВАНОВА
дипломант
Международного конкурса
«Педагог-музыкант в контексте современной культуры».
Научный руководитель:
Заслуженный учитель РФ, доцент Рачина Б.С.
МУЗЫКА НАШЕЙ РОДИНЫ
КЛАСС: 3.
ТЕМА УРОКА: Музыка нашей Родины.
ЦЕЛЬ: формировать отношение детей к Родине в процессе эмоционального восприятия красоты и многообразия образов русской музыки.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны:
Знать: жанры русских народных песен;
· черты стиля русской музыки:
· содержание понятий: распев, поступенность, переменный лад, «мелостность», вариантное развитие, интонация, двухголосие; мажор; минор.
Уметь:
· исполнять хоровые произведения на два голоса;
· определять на слух лад (мажорный, минорный, переменный).
· МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
· воспитывать любовь к музыке и потребность в общении с искусством на основе восприятия музыки М. Мусоргского и А. Бородина;
· в ходе сравнительного анализа выявлять интонационные и другие особенности национального стиля русской музыки;
· на основе имеющейся у детей информации сделать вывод о существенных особенностях русского народного песенного творчества;
· оценивать собственную и коллективную музыкальную деятельность.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
· воплощать музыкальный образ в осмысленном и эмоциональном интонировании в процессе исполнения разучиваемых песен;
· совершенствовать навык двухголосного пения;
· стимулировать творческие проявления детей в ходе импровизации мелодии в стиле русской песенности;
· формировать культуру пластической деятельности детей, осваивая элементы русского народного танца.
ТИП УРОКА:комбинированный.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:виды (жанры) русских народных песен (плясовая песня, протяжная песня); черты стиля русской музыки (распевы, поступенность, переменный лад, «мелостность», вариантное развитие); интонация; двухголосие; мажор; минор.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
· М. Мусоргский. «Богатырские ворота»;
· А. Бородин. «В монастыре»;
· русская народная песня «Как по морю»;
· русская народная песня «Я с комариком».
МЕТОДЫ:
· метод эмоциональной драматургии;
· метод сравнения;
· метод установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе;
· метод слуховой наглядности;
· метод зрительной наглядности;
· словесные методы (беседа, рассказ, объяснение, пояснение);
· практические методы (певческие упражнения, пластическое интонирование).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
· внимательно вслушиваться в музыку, сопереживая эмоциональному содержанию музыкального образа;
· в процессе анализа выявить содержание музыкального образа пьесы А. Бородина «В монастыре»;
· в новом музыкальном материале выявить черты стиля русской музыки;
· выявить в музыкально-пластическом этюде свое понимание жанра русской плясовой песни;
· раскрыть красоту и мелодичность русской песни, выразительно исполняя ее a capella;
· осваивать в певческой деятельности двухголосный строй;
· сочинить мелодию в стиле русской народной песни.
ОБОРУДОВАНИЕ:рояль, компьютер, проектор, портреты композиторов, подготовленные презентации.
СТРУКТУРНЫЙ ПЛАН УРОКА:
№ | Вид деятельности | Музыкальный материал | Время (мин.) | |
I. | Организационный момент. | М. Мусоргский. «Богатырские ворота». | ||
II. | Музыкально-слушательская деятельность. | А. Бородин. «В монастыре». | ||
III. | Певческая деятельность. | 1. Распевание. | Упражнение «Солнышко — туча». | |
2. Работа над песней. | Русская народная песня «Как по морю». | |||
IV. | Музыкально-пластическая деятельность. | Музыкально-пластический этюд на основе русской народной песни «Я с комариком». | ||
V. | Певческая деятельность. | Русская народная песня «Я с комариком». | ||
VI. | Музыкально-творческая деятельность. | Вокальная импровизация в стиле русской народной песни. | ||
VII. | Обобщение. | Материал урока. |
ХОД УРОКА: