Приоритеты образовательной политики
o Обеспечение гос.гарантий доступности качественного образования,
o Создание условий для повышения качественного общего, профильного образования,
o Формирование экономических отношений в образовании,
o Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами при поддержке гос-ва,
o Управление образованием на основе распределения ответственности между субъектами образ.политики
Перспективы развития образования
Зависят не только от особенностей финансирования, но и от решения принц.вопроса:
Образование – основа будущего страны (1) или социальная услуга (2)?!
Из з-на « Об образовании»РФ:
Образование –целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных гос-вом образовательных уровней.
Образование рассматривается как:
(1) общественное (социальное) благо, фундаментальное право человека,
(2) Одна из социальных гарантий (потребительская услуга)
Программно-целевой подход в образовании
Обращение к нему обусловлено тем, что
o совр.система образования воспроизводит иждивенческое отношение граждан к гос-ву,
o сдерживает активность личности на рынке труда,
o Не сказывается на успешности граждан и эфф-ти экономики,
o Не приводит к усилению гос-ва на мир.арене
В соотв-ии с нов.подходом главное условие качеств. Образования – повышение мотивации, заинтересованности в постоянном саморазвитии, реализации творческого потенциала
Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики
o Образование в течение всей жизни
o Индивидуализация образовательных траекторий
o Повышение результативности самостоятельной работы
o Замена к-ры усвоения культурой поиска
o Подлинная открытость системы образования (взаимодействие с др.ин-тами)
o Изменение роли преподавателя (консультант, исследователь, руководитель проектов, воспитатель)
o Высокая ценность таланта и мастерства
o Гос-во – регулятор взаимодействия между участниками образ.дейтельности
Цели образования
Основная цель образовательной системы – обучение, воспитание, развитие личности
Цель современного образования – развитие тех свойств личности , которые нужны ей и общ-ву для включения в социально значимую деятельность и обеспечивают достижение гармоничного развития эмоциональной, умственной, профессиональной, волевой и физической сторон личности
(В.Клафка)
Образование должно быть понято как самостоятельно выработанная связь трех основных способностей:
o Способности человека определять свой выбор, свои жизненные связи и объяснять их смысл с т.зр. Профессии, этики, межчеловеческих отношений,
o Способность нести ответственность за трактовку совместных культурных, эконом., общ.-политических отношений,
o Способность к солидарности
Современному обществу нужны не специальные школы, готовящие некультурных профессионалов, а общеобразовательные вузы , готовящие культурных интеллектуалов Профессиональное обучение, которое необходимо миру, - это обучение общей профессии гражданства (Р.М.Хатчинс)
Функция высшего образования заключается в том, чтобы дать человеку перспективу – понимание идей, тенденций, ценностей, а также научить жить в ладу с собой
(С.Хук)
Цель образования – переход к самообразованию.
Цель (смысл) высшего образования – в образовании
целей (смыслов)
Развитие человека как личности в системе образования включает:
o Развитие интеллектуальных, умственных сил,
o Эмоциональной сферы,
o Устойчивости к стрессорам,
o Уверенности в себе и принятия себя,
o Позитивного отношения к миру и принятия других людей,
o Самостоятельности,
o Мотивации на самосовершенствование.
Результатом образования и воспитания должна стать социально зрелая личность:
o Ответственность,
o Терпимость,
o Позитивное отношение к миру,
o Саморазвитие (базовые компоненты)
Дидактика как теория обучения. Обучение как основополагающая часть педагогического процесса
n 1. Дидактика, объект, предмет, задачи
n 2. Дидактические концепции, сущность
n 3. Цели обучения
n 4. Принципы и правила обучения
n 5. Содержание обучения,
n 6. Методы и формы обучения
Отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, называется дидактикой