Гигиена физического воспитания и спорта
В связи с необходимостью углубленного изучения отдельных проблем гигиены как науки сформировался ряд профильных гигиенических дисциплин. Одной из них является гигиена физической культуры и спорта, изучающая влияние различных факторов окружающей среды и социальных условий на организм физкультурников и спортсменов. Целью такого изучения является обоснование и разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий по созданию оптимальных условий, направленных на укрепление здоровья, повышение работоспособности и достижение высоких спортивных результатов.
Для достижения указанной цели гигиена физической культуры и спорта опирается на данные общей гигиены и профильных гигиенических дисциплин, широко использует теорию физического воспитания, спортивную медицину, физиологию спорта и другие науки.
В гигиене физической культуры и спорта наряду с общегигиеническими широко применяютсяспециальные способы и методы исследований.
В процессе длительных наблюдений и экспериментальных исследований,вовремя тренировочных занятий и соревнований выявляется воздействие различных факторов на состояние здоровья и работоспособность физкультурников и спортсменов.
Проведение комплексных исследований позволяют осуществлять дифференцированную гигиеническую оценку различных факторов, влияющих в процессе тренировки на организм спортсменов, в том числе на различные психофизиологические функции.
При этом наряду с гигиеническими часто применяются физиологические, психологические, биохимические и другие методы исследований. На основании полученных результатов разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы, правила и мероприятия оздоровительной, физкультурно-массовой работы и спортивной тренировки.
Гигиена физической культуры и спорта как учебная дисциплина относится к числу основных предметов в физкультурных учебных заведениях. Курс гигиены физической культуры и спорта обеспечивает студентов гигиеническими знаниями и практическими навыками по применению различных гигиенических средств и природных факторов в процессе физического воспитания, физкультурно-массовой работы и спортивного совершенствования.
Знания и практические навыки в области гигиены физической культуры и спорта позволяют учителям физкультуры активно включиться в решение важных задач по формированию здорового образа жизни подрастающей молодежи.
В становлении и развитии гигиены физической культуры значительную роль сыграли отечественные ученые, среди которых, прежде всего, необходимо отметить Петра Франциевича Лесгафта, Владимира Васильевича Гориневского, В. А. Волжинского, А. А. Минха.
Выдающийся русский ученый и общественный деятель Петр Франциевич Лесгафт (1837—1909) стоял у истоков теории физического образования и воспитания в нашей стране и внедрял ее в педагогическую практику. Он обосновал необходимость введения гигиены в учебный процесс подготовки специалистов по физическому воспитанию. В 1877 г. Петр Франциевич Лесгафт разработал учебную программу по гигиене и включил ее в учебный план двухгодичных гимнастических курсов для подготовки учителей гимнастики, открытых по его инициативе при 2-й петербургской военной гимназии. Значительный интерес представляют его работы о гигиеническом обеспечении занятий физическими упражнениями в школе. Большое значение имели идеи П. Ф. Лесгафта о тесной связи физического, умственного и нравственного воспитания, сочетающего в себе гигиенические и педагогические аспекты. Он отрицал наследственную обреченность и придавал большое значение активной, организованной деятельности в гармоническом воспитании человека.
Видный деятель спортивной медицины Владимир Васильевич Гориневский (1857—1937) – ученик П.Ф. Лесгафта еще в дореволюционных работах начал разрабатывать важные вопросы гигиены физической культуры и спорта. В 1925 г. им была опубликована, а в 1930 г. переиздана монография по гигиене физических упражнений и спорта. В этой работе приводились сведения о гигиенической оценке различных видов спорта, закаливания, личной гигиены и питания физкультурников. Владимир Васильевич Гориневский внес большой вклад в развитие отдельных областей спортивной медицины, физиологии спорта, закаливания, гигиены спортивной одежды и др.
Большая заслуга в развитии гигиены физических упражнений и спорта и организации преподавания этой дисциплины принадлежит профессору В. А. Волжинскому (1890—1942), руководившему с 1930 по 1942 г. кафедрой гигиены ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. В. А. Волжинский четко определил основные задачи и содержание гигиены физической культуры и спорта как профильной гигиенической дисциплины. Им были разработаны методические основы преподавания гигиены физической культуры. В. А. Волжинский — автор первого учебника по гигиене для институтов физической культуры.
Развитие гигиены физической культуры и спорта в СССР тесно связано с именем действительного члена АМН СССР, заслуженного деятеля науки А.А. Минха (1904—1984). В его и выполненных под его руководством исследованиях получены ценные экспериментальные данные по различным разделам гигиены физической культуры и спорта: питанию спортсменов, закаливанию, гигиене спортивных сооружений, гигиене тренировки, личной гигиене и одежды спортсменов, применению гигиенических средств стимуляции спортивной работоспособности и ускорения восстановительных процессов (ультрафиолетовое излучение, искусственно ионизированный воздух, суховоздушная баня).
Значительных успехов добилась гигиена ФК и спорта в период социалистического строительства. Проводились крупномасштабные государственные мероприятия по профилактике заболеваний, были улучшены условия труда и быта, активно развивалось здравоохранение и все отрасли медицинской науки. Было зарегистрировано кардинальное улучшение состояния здоровья населения. В три раза сократилась общая и в 11 раз детская смертность, вдвое увеличилась средняя продолжительность жизни, были ликвидированы многие опасные инфекционные заболевания.
На современном этапе развития гигиены ФК и спорта особое внимание уделяется повышению эффективности профилактического направления. В основе профилактической деятельности главным направлением является формирование здорового образа жизни.