ТЕМА 13. ШКОЛА И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА БЕЛАРУСИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
1. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
На рубеже XIX века в Беларуси на основании «Положения для руководства губерний Российской империи» открывались школы на языке: 1.
Для просвещения Беларуси рубежа XIX века специфичным явлением было наличие: 1,3,4
Характерные особенности просвещения Беларуси конца XVIII – начала XIX века: 1,2,6
2. ИЗУЧИВ ГЛАВУ 5 УЧЕБНИКА «ГІСТОРЫЯ ПЕДАГОГІКІ» [11], СОСТАВИТЬ ОТЧЕТ …
3. ЗАПОЛНИТЬ СХЕМУ «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»
1 этап: начало 19 в. Реформа образования. Бел. губернии вошли в состав Виленского учебного округа.
2 этап: с 1828 г. Контрреформа. Сословно-замкнутый характер школьной системы. Отмена преемственности обучения.
3 этап: 60-е гг. Школьные реформы. Устанавливалась народная школа. Провозглашена бессословность. Открывались учительские семинарии.
4 этап: с 70-х гг. Контрреформа. Восстановление сословности. Ужесточение контроля за учебн. заведениями.
4. ЗАПИСАТЬ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА
1) ______________
2) ______________
3) ______________
4) ______________
5. ЗАПОЛНИТЬ СХЕМУ «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА»
- Приходское училище – 1 год. Закон Божий, обучение морали, чтение, письмо, основы арифметики
- «Павятовае» училище – 2 года. Закон Божий, чтение книг, русская грамматика, география и история, арифметика, геометрия, технология, рисование
- Гимназия (4 года). Лат., нем., франц яз., геогр., история, статистика, метафизика, словесность, теория поэзии, минералогия, ботаника, зоология, коммерция, технология, рисование и др.
- Университет (4 года). Факультеты: философский, медицинский, юридический.
6. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
В состав Виленской учебной округи входили белорусские губернии: 4
Осуществление реформы 1804 года в Беларуси тормозилось из-за:1.2.5.
7. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ «ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ»
Реформа | Характер реформы | Содержание реформы | Последствия (положительного, отрицательного характера) |
1803 – 1804 гг. | в системе образования | 1. возникновение Мин-ва нар. просвещения 2. деление на учебн. округа 3.госуд. рук-во школами 4. установление преемственности образования | тормозилась из-за недостатка гос. дотаций. Всесословность лишь декларировалась |
1828 г. | Контрреформа в области образования | 1. каждый тип школы предназначен для определенного сословия 2. отмена преемственності 3.гімназии стали классическими 4. палочная дисциплина в уч. заведениях | сдерживала развитие нар. просвещения |
60-е гг. | школьная | 1) установление в законодательном порядке народной школы 2) провозглашение общедоступности и бессословности образования 3) развитие женского образования 4) открытие реальных гимназий 5) развитие профессионального образования | разнообразие типов школ, расширение сети школ, открываются учительские семинарии |
70 – 80-е гг. | школьная | 1. восстановление сословной разобщенности школ 2. нарушение единства системы образования 3. усиление гос. контроля за школой 4. усиление классицизма в гимназич. образовании | уменьш. кол-во уч-ся недворянского происхождения. Перегруженность уч-ся. Отчуждение школы от семьи |
Конец XIX – начало XX в. | небольшие поправки к реформам; подготовка реформы средней школы | сокращ. преподавания древних языков, увел. часов на преподавание русского и естественнонаучн. предметов, доступ в гимназию всех сословий, экспериментальные уч-восп. заведения. | 1. многотипность школ 2. подчинение уч. заведений разл. ведомствам 3.сословный хар-р образования 4. отсутствие преемственности 5. ограничение образования для женщин |
8. ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТИЯ
а) Белл-ланкастерская система обучения – система организации и методов обучения в нач. школе, при к-рой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися.
б) тайная школа – НЕЛЕГАЛЬНАЯ ШЕОЛА С ОБУЧЕНИЕМ НА РОДНОМ, БЕЛОРУССК. ЯЗ.
в) «метод Грубе» – метод изучения чисел, в основе которого – созерцание
9. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Во второй четверти XIX века господствующими стали: ?
10. РАСКРЫТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННУЮ СВЯЗЬ В СЛЕДУЮЩЕЙ ЦЕПИ
Подавление восстания 1863 – 1864 гг. | →→→→→→→ | Введение «Временных правил для народных школ» |
11. СОСТАВИТЬ ГРАФИК, КОТОРЫЙ ОТРАЖАЕТ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ В XIX ВЕКЕ:
12. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Характерные черты школы на рубеже XIX – XX вв: 1,3,4
13. ОПРЕДЕЛИТЬ ОСОБЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ НА РУБЕЖЕ ХХ ВЕКА: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ
13. УКАЗАТЬ НА ВРЕМЕННОЙ ПРЯМОЙ ГОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ И ВЫХОДА ИЗДАНИЙ
13 12 3 7 15 4 10 2 11 9 8 14
1802 1804 1808 1812 1816 1826 1834 1835 1843 1844 1848 1865 1870 1872 1874 1887 годы
14. НАПИСАТЬ НА КАРТСХЕМЕ НАЗВАНИЕ ГОРОДОВ, ГДЕ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА ОТКРЫЛИСЬ УЧИТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ. КАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОНИ ДАВАЛИ?
Витебск, Могилев, Минск.