Тема 5. Идеальный славизм, идея соборности, концепции культурно-исторических типов и идея духовной миссии русского народа в теориях второй половины XIX – начале XX века

Концепция культуры Н.Я. Данилевского (1822–1885). Четыре основы культуры: религия; культура в узком смысле слова (наука, искусство, промышленность); политика; общественно-экономическая деятельность. Культурно-исторические типы и их различия. Восточно-славянский тип как наиболее полный четырехосновный исторический тип. Проблема «Россия и Европа» в концепции Н.Я. Данилевского.

«Позднее славянофильство» К.Н. Леонтьева (1831–1891). К.Н. Леонтьев – «русский Ницше». Три стадии, переживаемые культурой: первоначальная простота, цветущая сложность, смесительное упрощение. Критика К. Леонтьевым буржуазности культуры, ведущей к ее нивелировке и деградации. Пророчества Леонтьева относительно трагических судеб России в XX веке.

В.С. Соловьев (1853–1900) о судьбе и назначении России «Восток Ксеркса» или «Восток Христа». Идея единения и соборности. Теория богочеловечества. Оправдание добра и оправдание культуры В.С. Соловьева.

Социокультурная динамика П.А. Сорокин (1889–1968). Философия истории: социальная и культурная динамика.

Тема 6. Христианско-религиозные концепции культуры первой половины XX века

Философия культуры Д.С. Мережковского (1865–1941). Христианство – религия любви и свободы. Чуждость современной церкви ценностям реальной жизни. Необходимость «оземнить» христианство, сделать его инструментом справедливой жизни на земле. Попытка совмещения идеала античности и идеала христианства. Трилогия «Христос и антихрист». Суть современной эпохи – борьба человекобога и Бого-человека. Главная коллизия русской культуры – столкновение восточного и западного начал. Атеистический социализм – господство безличного, бездарного, злого. Проблема «грядущего Хама».

Родное и вселенское в понимании истории и культуры Вяч. И. Иванова (1866–1949). Ora e sempre. Иванов о культуре как единой системе вселенского кровообращения и едином всечеловеческом сердце. О мифологии современной культуры и психологии современности. «Лик и личины России» и русская идея. Иванов о двух ладах русской души.

Идеи В.В. Розанова (1856–1919), сочетание его в мировоззрении различных концепций, точек зрения, стилей. Христианское и языческое – две стороны культуры. Двойственность христианства – оно открывает принципиально иной мир и односторонне уповает на небесное начало. Необходимость дополнить христианство культом земного, чувственного. Пол и культура. Проблема пола как метафизическая проблема, одновременно и духовная и телесная.

Свобода, творчество, личность – главные идеи философии культуры Н.А. Бердяева (1874–1948). Бездна свободы и ее погружение в мир объективации. Принудительная социальность (коллектив, социальный класс), враждебная культуре и творчеству и свободная социальность (соборность). Культура как связующее начало между «миром посюстронним» и «потусторонним». Необходимость религиозных смыслов культуры. Смысл истории – достижение Царства Божия в душе личности и народа. Сложность, противоречивость и парадоксальность духовной истории России, как отражение драматической противоречивости русской души.

С.Л. Франк (1877-1950) об изначальной укорененности личностного бытия в Абсолюте. Мир как единство постижимого и непостижимого, как чудо и тайна. Непостижимое как подлинная реальность, глубинный слой бытия. Самоочевидность Божественного. Место культуры в человеческом бытии. Особенности русской истории и русского мировоззрения.

Философия и теология культуры И.А. Ильина (1883–1954). Человек и культура как духовные феномены, подключенные к миру Божественного. Религиозный характер подлинной культуры. Дух как устремленность личности к высшим ценностям и высшим состояниям. Общечеловеческий идеал и его национальное качество. Национальное как объективно-духовное. Государственность, монархия, народное единение – необходимые условия существования культуры.

Мировоззренческий универсум П.А. Флоренского (1882–1937). Духовное переживание полноты бытия – подлинный путь к истине. Раздробленность человеческого разума, наличие в нем противоречивых истин. Путь веры из области понятий в сферу живого опыта. Духовное озарение и мистическая интуиция. Познание Бога в акте веры. Необходимость духовно-познавательного культурного синтеза.

Тема 7. Идеальный социализм и революционный демократизм.
Российский марксизм об обществе и культуре

В.Г. Белинский (1811-1848): усвоение западных философских и социалистических идей. Русская культура и революция: ответ Н.Г. Чернышевского (1828-1889) на «вечный русский вопрос». Революционный демократизм и «нигилизм» Н.Г. Чернышевского Н.А. Добролюбова (1836-1861), Д.И. Писарева (1840-1868).

Влияние К. Маркса на русское мировоззрение, на российских революционных мыслителей. Социально-исторические взгляды Г.В. Плеханова (1856-1918). Выведение духовного мира человека и форм его культуры из социально-экономических отношений. Познание исторической закономерности как основа человеческой свободы. Отношение Г.В. Плеханова к Октябрьской революции 1917 года как к преждевременной, не соответствующей объективным условиям.

В.И. Ленин (1870–1924) – русский марксист, основатель большевизма, руководитель и идеолог Советского государства. Приоритет партийно-классового подхода к культуре. Разоблачение «буржуазных иллюзий» о свободе культурного творчества. Прогрессивное и реакционное в культуре. В.И. Ленин о Льве Толстом. Изменение взглядов Ленина на культуру после революции. Культура в условиях «диктатуры пролетариата».

Наши рекомендации