Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Всего часов/зачетных единиц | Семестры | |||
Контактная работа (всего) | 28/1,2 | 28/1,2 | |||
В том числе: | |||||
Лекции | 14/0,4 | 14/0,4 | |||
Практические занятия (ПЗ) | 14/0,4 | 14/0,4 | |||
Семинарские занятия (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Из них: | |||||
Интерактивные и активные формы занятий (всего) | 14/0,4 | 14/0,4 | |||
Самостоятельная работа (всего) | 80/1,2 | 80/1,2 | |||
В том числе: | |||||
Выполнение индивидуальных творческих заданий | 80/1.8 | 80/1.8 |
Структура и содержание дисциплины
Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Семинары | СРС | Всего |
Научный текст как средство научной коммуникации. Жанры научной речи | |||||||
Онтология, методология и аксиология исследования в научном тексте. | |||||||
Виды научных публикаций и правила их оформления. | |||||||
Устная научная коммуникация. Научный доклад: лингвистические и риторические аспекты. | |||||||
Итого |
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Научный текст как средство научной коммуникации. Жанры научной речи | Речевая ситуация научной коммуникации: цель речи, предмет речи, образ автора и адресата, условия общения. Смысловая цельность научного текста. Первичные жанры научной речи: научная статья, научный доклад, лекция. Вторичные жанры научной речи: тезисы, конспект, аннотация, рецензия. | |
Онтология, методология и аксиология исследования в научном тексте. | Онтологическое содержание научного исследования и средства его воплощения в научном тексте: термины, общенаучная лексика. Приемы формулировки гипотезы, определения понятий. Средства логической связи частей текста. Языковые средства представления в тексте процесса и результата научного анализа. Языковые средства представления в тексте ценностей науки. Средства речевого воздействия в письменном научном тексте. | |
Виды научных публикаций и правила их оформления. | Научный текст в научном и научно-методическом издании. Содержание и структура научной статьи. Система «текст-ключевые слова- аннотация». Преемственность научного знания в научной статье. Приемы и средства диалогизации текста научной статьи. | |
Устная научная коммуникация. Научный доклад: лингвистические и риторические аспекты. | Приемы и средства представления научного знания в устной научной речи. Научный доклад в системе устной научной коммуникации. Научная дискуссия. Средства речевого воздействия в устной научной коммуникации. |
Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине
Раздел 2. Онтология, методология и аксиология исследования в научном тексте.
Тема 1.Онтологическое содержание научного исследования и средства его воплощения в научном тексте.
Вопросы для обсуждения:
1. Средства представления в научном тексте понятийной основы исследования: термины и общенаучная лексика.
2. Косвенные номинации понятий в научном тексте. Научные метафоры и «образы» науки.
Список литературы:
а)основная литература:
1. Ассуирова, Л.В., Десяева, Н.Д., Зиновьева, Т.И., Львова, А.С., Хаймович, Л.В. Педагогическая риторика. - М.:Академия, 2012. - 256 с.
2. Абрашина, Е. Н. Риторика. Культура оратора [Электронный ресурс] : учеб.пособие. - М. : МГПУ, 2011 - Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/023/41023/18328
3. Десяева Н.Д. Научный стиль// Десяева Н.Д., Арефьева С.А. Стилистика современного русского литературного языка. – М.: Академия, 2010. – С.: 78-142.
4. Колесникова Н.И. Что важно знать о языке и стиле научных текстов // Высшее образование в России . 2010. №3. С.130-137.
5. Москвитина Т. Н. Ключевые слова и их функции в научном тексте // Вестник ЧГПУ . 2009. №11. С.270-283.
6. Хомутова Т. Н. Интегральная теория научного текста // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика . 2011. №22 (239). С.38-40
б)дополнительная литература:
1. Валгина, Н. С. Теория текста: учеб.пособие. - М. : Логос, 2004 - [Электронный ресурс]: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/023/41023/18328
2. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур. – М.: Русский язык, 1993. – 293 с.
3. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982. – 291 с.
4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М., 2008. - 253 с.
5. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: Уч. пособие / Е.В. Клюев. – М.: Рипол классик, 2002. – 317 с.
6. Костомаров, В.Г. Наш язык в действии: очерки современной русской стилистики/В.Г. Костомаров. – М.: Гардарики, 2005.-134 с.
7. Котюрова, М.П. Культура научной речи: текст и его редактирование [Электронный ресурс] : учеб.пособие. - М. : Флинта, Наука, 2007 - Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/023/41023/18328
8. Хазагеров, Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика / Т.Г. Хазагеров. — Ростов: Изд. РГУ, 1999. -261 с.
Тема 2.Языковые средства представления в тексте ценностей науки.
Вопросы для обсуждения:
1. Система аксиологических компонентов науки и средства их представления в тексте.
2. Средства представления ценностного отношения к знанию, процессу научного исследования, адресату в научных и научно-популярных текстах.
Список литературы:
а)основная литература:
1. Десяева Н.Д. Научный стиль// Десяева Н.Д., Арефьева С.А. Стилистика современного русского литературного языка. – М.: Академия, 2010. – С.: 78-142.
2. Колесникова Н.И. Что важно знать о языке и стиле научных текстов // Высшее образование в России . 2010. №3. С.130-137.
б)дополнительная литература:
1. Валгина, Нина Сергеевна.Теория текста [Электронный ресурс] : учеб.пособие. - М. : Логос, 2004 - Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/023/41023/18328
2. Костомаров, В.Г. Наш язык в действии: очерки современной русской стилистики/В.Г. Костомаров. – М.: Гардарики, 2005.-134 с.
3. Котюрова, М.П. Культура научной речи: текст и его редактирование [Электронный ресурс] : учеб.пособие. - М. : Флинта, Наука, 2007 - Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/023/41023/18328
Раздел 3.Виды научных публикаций и правила их оформления.
Тема 1.Научный текст в научном и научно-методическом издании.
Вопросы для обсуждения:
1. Содержание и структура научного текста в научном и научно-методическом издании.
2. Система средств оформления текста в научном и научно-методическом издании.
Список литературы:
а)основная литература:
1. Десяева Н.Д. Научный стиль// Десяева Н.Д., Арефьева С.А. Стилистика современного русского литературного языка. – М.: Академия, 2010. – С.: 78-142.
2. Колесникова Н.И. Что важно знать о языке и стиле научных текстов // Высшее образование в России . 2010. №3. С.130-137.
3. Хомутова Т. Н. Интегральная теория научного текста // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика . 2011. №22 (239). С.38-40
б)дополнительная литература:
4. Котюрова, М.П. Культура научной речи: текст и его редактирование [Электронный ресурс] : учеб.пособие. - М. : Флинта, Наука, 2007 - Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/023/41023/18328
Тема 2.Содержание и структура научной статьи.
Вопросы для обсуждения:
1. Структурно-смысловые компоненты научной статьи, отражение в них результата исследования как проблематичного и достоверного.
2. Основные недочеты оформления научных статей с точки зрения правильности, логичности, точности и пути их предупреждения.
Список литературы:
а)основная литература:
1. Колесникова Н.И. Что важно знать о языке и стиле научных текстов // Высшее образование в России . 2010. №3. С.130-137.
б)дополнительная литература:
2. Валгина, Нина Сергеевна.
Теория текста [Электронный ресурс] : учеб.пособие. - М. : Логос, 2004 - Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/023/41023/18328
3. Котюрова, М.П. Культура научной речи: текст и его редактирование [Электронный ресурс] : учеб.пособие. - М. : Флинта, Наука, 2007 - Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/023/41023/18328
Тема 3.Преемственность научного знания в научной статье.
Вопросы для обсуждения:
1. Средства выражения преемственности знания в тексте научной статьи.
2. Система ссылок и сносок в научной статье как средство выражения преемственности знания.
Список литературы:
а) основная литература
1. Ассуирова, Л.В., Десяева, Н.Д., Зиновьева, Т.И., Львова, А.С., Хаймович, Л.В. Педагогическая риторика. - М.:Академия, 2012. - 256 с.
2. Абрашина, Е. Н. Риторика. Культура оратора [Электронный ресурс] : учеб.пособие. - М. : МГПУ, 2011 - Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/023/41023/18328.
3. Москвитина Т. Н. Ключевые слова и их функции в научном тексте // Вестник ЧГПУ . 2009. №11. С.270-283.
б)дополнительная литература:
4. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982. – 291 с.
5. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М., 2008. - 253 с.
6. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: Уч. пособие / Е.В. Клюев. – М.: Рипол классик, 2002. – 317 с.
Раздел 4.Устная научная коммуникация. Научный доклад: лингвистические и риторические аспекты.
Тема 1.Научный доклад в системе устной научной коммуникации.
Вопросы для обсуждения:
1. Содержание и структура научного доклада.
2. Приемы подготовки к научному докладу.
Список литературы:
а)основная литература:
1. Ассуирова, Л.В., Десяева, Н.Д., Зиновьева, Т.И., Львова, А.С., Хаймович, Л.В. Педагогическая риторика. - М.:Академия, 2012. - 256 с.
2. Абрашина, Е. Н. Риторика. Культура оратора [Электронный ресурс] : учеб.пособие. - М. : МГПУ, 2011 - Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/023/41023/18328
3. Десяева Н.Д. Научный стиль// Десяева Н.Д., Арефьева С.А. Стилистика современного русского литературного языка. – М.: Академия, 2010. – С.: 78-142.
4. Колесникова Н.И. Что важно знать о языке и стиле научных текстов // Высшее образование в России . 2010. №3. С.130-137.
5. Москвитина Т. Н. Ключевые слова и их функции в научном тексте // Вестник ЧГПУ . 2009. №11. С.270-283.
6. Хомутова Т. Н. Интегральная теория научного текста // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика . 2011. №22 (239). С.38-40
б)дополнительная литература:
1. Валгина, Нина Сергеевна.
Теория текста [Электронный ресурс] : учеб.пособие. - М. : Логос, 2004 - Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/023/41023/18328
2. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур. – М.: Русский язык, 1993. – 293 с.
3. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982. – 291 с.
4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М., 2008. - 253 с.
5. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: Уч. пособие / Е.В. Клюев. – М.: Рипол классик, 2002. – 317 с.
6. Костомаров, В.Г. Наш язык в действии: очерки современной русской стилистики/В.Г. Костомаров. – М.: Гардарики, 2005.-134 с.
7. Котюрова, М.П. Культура научной речи: текст и его редактирование [Электронный ресурс] : учеб.пособие. - М. : Флинта, Наука, 2007 - Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/023/41023/18328
8. Хазагеров, Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика / Т.Г. Хазагеров. — Ростов: Изд. РГУ, 1999. -261 с.
Тема 2.Средства речевого воздействия в устной научной коммуникации.
Вопросы для обсуждения:
1. Виды речевого воздействия и средства их воплощения в тексте научного доклада.
2. Средства активизации внимания слушателей в устной речи.
Список литературы:
а)основная литература:
1. Ассуирова, Л.В., Десяева, Н.Д., Зиновьева, Т.И., Львова, А.С., Хаймович, Л.В. Педагогическая риторика. - М.:Академия, 2012. - 256 с.
2. Абрашина, Е. Н. Риторика. Культура оратора [Электронный ресурс] : учеб.пособие. - М. : МГПУ, 2011 - Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/023/41023/18328
3. Десяева Н.Д. Научный стиль// Десяева Н.Д., Арефьева С.А. Стилистика современного русского литературного языка. – М.: Академия, 2010. – С.: 78-142.
4. Колесникова Н.И. Что важно знать о языке и стиле научных текстов // Высшее образование в России . 2010. №3. С.130-137.
5. Москвитина Т. Н. Ключевые слова и их функции в научном тексте // Вестник ЧГПУ . 2009. №11. С.270-283.
6. Хомутова Т. Н. Интегральная теория научного текста // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика . 2011. №22 (239). С.38-40
б)дополнительная литература:
1. Валгина, Нина Сергеевна.
Теория текста [Электронный ресурс] : учеб.пособие. - М. : Логос, 2004 - Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/023/41023/18328
2. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур. – М.: Русский язык, 1993. – 293 с.
3. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982. – 291 с.
4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М., 2008. - 253 с.
5. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: Уч. пособие / Е.В. Клюев. – М.: Рипол классик, 2002. – 317 с.
6. Костомаров, В.Г. Наш язык в действии: очерки современной русской стилистики/В.Г. Костомаров. – М.: Гардарики, 2005.-134 с.
7. Котюрова, М.П. Культура научной речи: текст и его редактирование [Электронный ресурс] : учеб.пособие. - М. : Флинта, Наука, 2007 - Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/023/41023/18328
8. Хазагеров, Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика / Т.Г. Хазагеров. — Ростов: Изд. РГУ, 1999. -261 с.