Анализ опыта стран СНГ и Балтии в применении информационных технологий в высшем образовании
Аналитический обзор представленных материалов позволим экспертам ЮНЕСКО сделать ряд выводов о тенденциях развития информационных технологий в высшем образовании в странах СНГ и Балтии. Они имеют характерные для каждой страны особенности и в тоже время много общих направлений развития.
Так, например, для республики Армения характерно влияние зарубежной помощи из различных источников, которая позволила за короткие сроки сформировать и начать реализовывать государственную политику в области ИКТ, создать специализированные научно-образовательные сети. Важную роль в развитии ИКТ в республике Армения играет армянская диаспора, которая активно помогает использовать ИКТ в университетах.
Республика Азербайджан также получает значительную зарубежную помощь на развитие ИКТ в стране. Созданы центры электронного обучения, электронный университет.
Анализ материалов экспертов позволяет сделать вывод о неравномерном развитии ИКТ в высшем образовании в страх СНГ и Балтии.
Причинами неравномерного развития ИКТ в высшем образовании в различных странах являются: человеческий фактор (старение преподавателей, различный уровень подготовленности выпускников школ к использованию ИКТ – цифровое неравенство); различие в объемах финансирования; наличие или отсутствие на государственном уровне законодательной и нормативной базы, программ, утвержденных законами или постановлениями правительств стран; наличие или отсутствие на государственном уровне специализированных подразделений, занимающихся применением ИКТ в образовании, включая высшее образование, эффективность работы систем повышения квалификации преподавателей в области применения ИКТ в высшем образовании, наличие в странах специализированных научно-образовательных сетей.
Наиболее активно развивается применение ИКТ в высшем образовании в Российской Федерации, Украине, республике Армении, Латвийской республике, республике Беларусь.
В настоящее время возрастает роль UNESCO в содействии странам в развитии ИКТ в образовании в целом и в высшем образовании в частности, для решения задач уменьшения различия в применении ИКТ в высшем образовании в странах.
Важными факторами для развития ИКТ в высшем образовании этих стран является государственная политика. Все государства стремятся формировать и реализовывать государственную политику в области ИКТ в целом в государстве, и, особенно, в образовании, включая высшее образование. Для выравнивания уровней государственных политик с точки зрения достижения поставленных целей, важно организовать под эгидой UNESCO обмен опытом на межгосударственном уровне.
В большинстве государств созданы специализированные научно-образовательные сети, например, RUNNET в Российской Федерации, специализированные сети ASNET и ARENA в республике Армения и т.д. В настоящее время для более эффективного использования ресурсов ИКТ, электронных образовательных ресурсов целесообразно активизировать взаимодействие между специализированными сетями на технологическом и информационном уровнях.
В большинстве государств активно формируются государственные системы информационных образовательных ресурсов с открытым и коммерческим доступом. Как правило, эти системы содержат хранилища информации по отраслевому принципу. Так, например, в Российской Федерации федеральная система информационных образовательных ресурсов содержит информационный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», ресурсы и информационные разделы федеральных образовательных порталов, хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, открытую полнотекстовую библиотеку учебных и учебно-методических материалов, хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов.
Важным вопросом развития ИКТ в высшем образовании является технологическая поддержка. Технологическая поддержка включает большое количество составляющих от аппаратных и программных средств до средств проектирования и обеспечения доступа к информационным образовательным ресурсам. Существует необходимость унификации, стандартизации и гармонизации на международном уровне элементов технологической поддержки ИКТ в высшем образовании. Типология, уровень качества сервиса, условия использования предлагаемых в мире открытых и коммерческих платформ ИКТ в образовании сильно отличаются. Это приводит часто к большим проблемам при формировании интегрированных систем.
Зарубежные специалисты-эксперты в данной сфере выражают озабоченность качеством электронных образовательных ресурсов, особенно находящихся в свободном доступе. Отмечено отсутствие у образовательного сообщества достаточно эффективных систем обеспечения требуемого качества электронных образовательных ресурсов. Сформулированы предложения по формированию систем обеспечения качества электронных образовательных ресурсов, например, по принципу саморегулируемых организаций. Информационный образовательный ресурс выставляется от имени саморегулируемой организации, которая гарантирует качество своим имиджем. Такие организации могли бы создаваться и развиваться в виде университетских консорциумов.
К качеству электронных образовательных ресурсов примыкают вопросы защиты авторских прав на эти ресурсы. Эти вопросы особенно актуальны в связи с динамичным развитием открытых систем электронных образовательных ресурсов.
Важнейшим фактором развития ИКТ в высшем образовании является наличие в государстве и в каждом университете системы повышения квалификации преподавателей. Хорошо развитые системы повышения квалификации преподавателей имеются в каждом государстве, например, интересен опыт Украины, где под эгидой министерства работает специализированный институт. С методологической точки зрения система повышения квалификации преподавателей в области ИКТ решает следующие основные задачи: дает преподавателям предметникам, не являющимся специалистами в области ИКТ, современные необходимые знания о возможностях ИКТ; позволяет приобрести навыки использования ИКТ в предметных областях; повышает соответствующие компетенции, например, информационные компетенции.
Специалисты UNESCO считают, что следует обратить внимание на методологическую помощь и содействие в обеспечении максимально синхронного прохождения странами основных этапов формирования и развития информационных образовательных ресурсов: первоначальное накопление информационных образовательных ресурсов; формирование единой государственной системы каталогизации и поиска образовательных ресурсов; формирование системы Интернет-поддержки учебного процесса; формирование интегрированных государственных и международных информационных образовательных сред Интернет-поддержки учебного процесса. Для общего развития образования, науки и культуры было бы желательным синхронное развитие национальных образовательных информационных ресурсов и их интернационализация. Важно учитывать опыт стран, прошедших тот или иной этап формирования информационных образовательных ресурсов. Безусловно, при этом каждой стране необходимо учитывать свои национальные особенности и традиции в образовании.
Большое внимание все государства уделяют развитию ИКТ в высшем образовании для реализации дистанционного образования. Руководители образовательных систем понимают важную роль дистанционного средств и методов обучения для повышения доступности образования, особенно для лиц с ограниченными возможностями, а также для жителей отдаленных территорий. Рассматриваются возможности и особенности организации дистанционного образования в рамках формального (с выдачей документа об образовании) и неформального (просвещение) образования.
Важное место в управлении образовательными учреждениями и отдельными сторонами образовательного процесса в странах СНГ и Балтии занимают вопросы влияния ИКТ на повышение академической мобильности в образовательной среде. Используя ИКТ студент может выбрать университет, дисциплину, преподавателя для получения образования, выстроить индивидуальную траекторию обучения. По открытым информационным образовательным ресурсам преподаватели могут дать оценку своим коллегам, воспользоваться положительным опытом, освоить методические приемы.
Общий вывод по вопросам применения ИКТ в высшем образовании в странах СНГ и Балтии: применение ИКТ в высшем образовании интенсивно развивается и в настоящее время представляет необратимый процесс.