Первая система образования
В 1802 г. в России впервые было создано министерство народного просвещения, и начала складываться система образования. В 1804 г. вся Россия была разделена на 6 учебных округов в соответствии с университетами: Московским, Казанским, Петербургским, Харьковским, Виленским, Дерптским. Была создана система предметов, государственных образовательных учреждений:
1) приходские училища (1 год);.
2) уездные училища (2 года);
3) губернские гимназии (4 года);
4) университеты (3 года).
В 1832 г. при Гатчинском воспитательном доме открыли небольшую экспериментальную школу для малолетних детей. Они находились там целый день – ели, пили, малыши занимались играми, по большей части на воздухе; старших обучали грамоте, письму, счету и пению. Значительное место в распорядке дня отводилось рассказам и беседам. Школа просуществовала недолго, но показала успешность подобных занятий с детьми—дошкольниками. Ушинский и Одоевский положительно отзывались о деятельности школы. Владимир Федорович Одоевский (1803–1863) – видный деятель русской культуры, педагог и талантливый писатель. Ему принадлежит множество произведений для детей, в том числе знаменитые «Сказки дедушки Иринея». В. Г. Белинский высоко оценил это произведение. Сказки Одоевского знакомили с реальными явлениями и предметами, расширяли круг знаний, развивали воображение, мышление, воспитывали нравственные качества. Владимир Федорович Одоевский был организатором и руководителем первых приютов для детей из бедных семей, имеющих родителей. Он разработал положение о приютах и «Наказ лицам, непосредственно заведывающим приютом», некоторые методики, регламентирующие деятельность приютов. Одоевский выделял следующие задачи приютов.
1. Предоставлять прибежище бедным детям, оставшимся без надзора во время дневных работ родителей.
2. Внушать чувство доброй нравственности с помощью игр.
3. Приучать к порядку и опрятности.
4. Развивать умственные способности.
5. Давать детям элементарные сведения о навыках ремесла и рукоделия.
6. Время нахождения от 7 до 20 ч.
В первой половине XIX в. в России появился целый ряд общественных деятелей, представителей культуры и педагогов, каждый из которых внес вклад в развитие педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности. В. Г. Белинский (1811–1848) – наметил возрастную периодизацию (от рождения до 3 лет – младенчество; от 3 до 7 лет – детство; от 7 до 14 – отрочество). Он придавал большое значение умственному и физическому развитию дошкольников, наглядности и детским играм, эстетическому воспитанию. Был сторонником семейного воспитания и большую роль в воспитании дошкольника отводил матери. А. И. Герцен (1812–1870) – также был сторонником семейного воспитания: «Ребенок, не выводя женщины из дому, превращает ее в гражданское лицо». Им была написана педагогическая работа «Разговор с детьми». Н. И. Пирогов (1810–1881) придавал огромное значение роли матери в воспитании детей дошкольного возраста. Говорил о необходимости педагогической подготовки матерей. Считал, что в развитии дошкольников большое место занимает игра. Л. Н. Толстой (1828–1910) – сторонник семейного воспитания, пропагандировал идеи Ж. Ж. Руссо о свободном воспитании. Толстой критиковал систему Фребеля, сам пытался заниматься педагогической деятельностью, организовав Яснополянскую школу. К. Д. Ушинский (1824–1870) внес огромный вклад в развитие отечественной педагогики, прежде всего школьной. Был сторонником семейного воспитания, но понимал необходимость создания системы дошкольного общественного воспитания. Для этого изучал работы Ф. Фребеля. Высказывал соображения о деятельности воспитателей дошкольных учреждений. Подготовил книгу для детского чтения и обучения «Родное слово». Это книга сохранила свое значение до сих пор.