Мотивация выбора профессии.
Мотива́ция - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и псих. плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетв. свои потребности
Каковы же возможные причины, заставляющие людей работать на той или иной работе? Чего люди ждут, что хотят получить от своей профессиональной деятельности?
Проанализировав ведущие интересы и ценности, известный амер. психолог А. Маслоу разработал общую систему основных потребностей чел. В основе лежат физиологические потребности в питании, жилище и т. п., затем идет потребность в защите, стабильности жизни. Далее человек проявляет потребность в общении, соц. связях и отношениях с окружающими. Последние две высшие потребности — это потребность в уважении и признании, а также потребность в самоактуализации (самореализации своих способностей).
Учитывая, что современный человек большую часть жизни проводит на работе, можно с уверенностью предположить, что он будет стремиться удовлетворить их и в своей трудовой деятельности.
Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:
Социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в общ-ве в соответствии с интересами и возможностями);
Моральные (принос. пользу людям, оказывать им помощь, общение);
Эстетические(стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);
Творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);
Материальные(стремление иметь высокооплач. работу, льготы);
Престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);
Утилитарные(возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).
107. Характеристика понятия «профессиональная пригодность». Задачи определения профессиональной пригодности.
Профессиональная пригодность- это совокупность псих. и психофизиологич. особенностей чел, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда. При этом, проф. пригодность обеспечивает высокую проф. эффективность труда работника при наличии у него спец. ЗУН, полученных в процессе проф. обучения. Проф. пригодность формируется в условиях выполнения специалистом реальной трудовой деят. практически на протяжении всего трудового периода его жизни.
Проф. пригодность — это система. Е.А.Климов определил пять основных слагаемых этой системы:
· гражданские кач-ва — идейный и моральный облик чел, его нравст. кач-ва и т.д.;
· отношение к труду, профессии — мотивы, интересы, склонности, черты характера (добросовест, трудолюб, ответственно, критичность и т.д.);
· дееспособность — особенности соматического и псих. здоровья, физ. развитие, общие способности;
· спец. способности и другие проф. важные качества для отдельной деят. и нескольких ее видов;
· проф. подготовленность — знания, навыки, умения, опыт.
Задачи определения проф. пригодности. Процедура оценки и прогнозирования проф. пригодности и, в частности, ее методический и критериальный аппарат в значительной степени зависят от содержания ее конкретной задачи. При решении задачи первичного отбора на обучение профессии основные критерии пригодности определяются успешностью приобретения спец. знаний и формирования некоторых проф. навыков, а достижение их высокого уровня зависит от состояния прежде всего общих способностей чел. При отборе на конкретную деят. в качестве внешних критериев пригодности выступают показатели эффективности, надежности, безопасности трудового процесса, творческой активности личности, стремление к проф. совершенствованию и т. п. – при постановке этой задачи изучению и оценке подлежат специальные, профессиональные способности и другие качества личности, обеспеч. необходимый уровень достижений в профессиональной, социальной, личностной сферах.