Раздел 3. Правила безопасности
Подраздел | Цели обучения |
3.1 Безопасность дома | 1.1 Знать простые правила сохранения безопасности в доме |
1.2 Называть номер телефона скорой помощи, пожарной службы и полиции | |
3.2 Безопасность на улице | 2.1 Понимать знак «пешеходного перехода», сигналы светофора |
2.2 Понимать правила поведения в незнакомой обстановке | |
3.3 Безопасность на природе | 3.1 Знать правила безопасности согласно изменениям погодных условий |
3.2 Знать и использовать правила безопасности при контакте с животными, насекомыми | |
3.3 Знать и использовать правила безопасности в обращении с неизвестными растениями и ягодами |
3.1. Безопасность дома. При боли, недомогании немедленно необходимо сообщить взрослым;
- уметь облегчать физическую боль: погладить ушибленное место (массаж), приложить холодный предмет (мокрый платок), переключить внимание на другое, интересное, успокоить, преодолеть страх;
- уметь в случае необходимости звонить по телефонам экстренной службы (101, 102, 103);
- не открывать дверь дома, не посмотрев в глазок, если глазок закрыт снаружи, не открывай;
- не выходит из квартиры к незнакомым людям, дверь держи не только запертой на ключ, но и на задвижку, цепочку;
- не садиться в машину к незнакомому человеку и т.д.
3.2 Безопасность на улице. Правила культурного и безопасного поведения в общественных местах. Телефоны экстренных служб. Правильно и бережно пользоваться оборудованием общего назначения (телефоны-автоматы, лифты). Правила поведения в трудных ситуациях. Отработка алгоритма поведения, при котором ребенок усваивает такие формы поведения:
- обращаться за помощью к сотруднику полиции, кассиру, продавцу и другим работающим людям, если потерялся, попал в незнакомое место;
- уметь отличить полицейскую машину;
- не заходить в лифт с незнакомым человеком;
- знать, что любой движущийся транспорт - угроза безопасности человека.
3.3. Безопасность на природе. Дикие животные. Насекомые. Знать вред насекомых (мухи, комары, тараканы). Как оградить себя от них. Соблюдать предосторожность при обращении с животными на улице и в чужом доме. Домашние животные. Знать меры безопасности при уходе за животными, при их кормлении. Погода. Знать, как вести себя при изменении погоды (в снег, в дождь, в жару, холод).
Грибы. Ядовитые растения. Никогда не пробовать сырых грибов. Не собирать грибы и ягоды без взрослых. После сбора плодов тщательно мыть руки. Опасность сухостойных деревьев, кустов. Лекарственные травы. Овощи, фрукты, их польза.
Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»
Цель:формирование умения контактировать и взаимодействовать с окружающими людьми, различать ситуации общения, адекватно и правильно выстраивать свое поведение. Предлагаются следующие виды занятий в области образования «Коммуникация»:
1) Развитие речи
2) Художественная литература;
3) Основы грамоты;
4) Казахский язык (в группах с русским языком обучения),
5) Иностранный (английский) язык;
6) Драма.
Учебная нагрузка занятий в образовательной области «Коммуникация»:
Образовательная область «Коммуникация» | Недельная учебная нагрузка |
Развитие речи | |
Художественная литература | 0,5 |
Основы грамоты | 1,5 |
Казахский язык (в группах с русским языком обучения) | |
Иностранный язык | |
Драма | 0,5 |
Развитие речи
Цель:формирование культуры речи и культуры общения.
Задачи:
- развивать компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
- знакомить с различными жанрами литературных произведений;
- воспитывать любовь и интерес к языку, его богатству и красоте.
Содержание занятия «Развитие речи»
Содержание занятия «Развитие речи» организовано по разделам обучения, которые состоят из подразделов и содержат в себе цели обучения в виде ожидаемых результатов. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют педагогам планировать свою работу и оценивать достижения детей, а также информировать их о следующих этапах обучения.
Раздел | Подраздел |
Развитие речи | 1.1Формирование звукопроизношения |
1.2 Понимание содержания прослушанного материала | |
1.3 Определение жанра литературного произведения | |
1.4 Пересказывание прослушанного | |
1.5 Прогнозирование событий | |
1.6 Участие в различных ситуациях общения с соблюдением речевых норм | |
1.7 Привлечение внимания слушателя | |
1.8 Составление рассказа по заданной теме | |
1.9 Высказывание оценочного суждения | |
1.10 Использование элементов драмы | |
Художественная литература | 2.1 Формулирование вопросов и ответов |
2.2 Извлечение необходимой информации из различных источников | |
Обучение грамоте | 3.1 Использование различных форм представления |
Система целей обучения
Раздел 1. «Развитие речи»
Подраздел | Цели обучения |
1.1Формирование звукопроизношения | 1.1 Правильно произносить звуки в словах и фразах |
1.2 Выразительно читать наизусть стихотворения, малые фольклорные жанры | |
1.2 Участие в различных ситуациях общения с соблюдением речевых норм | 2.1 Использовать слова речевого этикета в разных ситуациях общения |
2.2 Участвовать в диалоге на заданную тему | |
1.3 Составление рассказа по заданной теме | 3.1 Составлять рассказ по сюжетной иллюстрации, серии картинок, схеме |
3.2 Составлять рассказ, основанный на личном опыте |
1.1. Формирование звукопроизношения Для решения задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. На занятии по «Развитию речи и художественной литературе» большое внимание отводится речевому развитию детей. Взаимосвязь всех сторон речи (воспитания звуковой культуры, формирования грамматического строя, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи.
1.2 Участие в различных ситуациях общения с соблюдением речевых норм. Педагог дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить её, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи. Обучать умению пользоваться формами речевого этикета.
1.3 Составление рассказа по заданной теме Формирование навыков творческой деятельности: придумывать продолжение и окончание рассказа с помощью взрослых по заданной теме. При обучении составлению рассказа, педагог может предложить свой вариант образца рассказа. Применять в речи простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с использованием различных приемов, например:вопросы, побуждающие к размышлениям, художественное слово, слушание музыки и т.д.Умение правильно формулировать основную мысль, строить связные монологические высказывания, последовательно и точно строить пересказ, составлять краткие логически структурированные описательные и повествовательные рассказы.
Раздел 2. «Письмо»
Подраздел | Цели обучения |
2.1 Использование различных форм представления информации | 1.1 Передавать информацию из прослушанных текстов при помощи рисунка, схемы, знаков |
2.1. Использование различных форм представления информации.. Повышению речевой активности детей позволит метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, предложение, персонаж), научиться практическим действиям с ними. Этапы развития навыков наглядного моделирования следующие:
- знакомство с графическим способом представления информации;
- формирование навыка дешифровки модели;
- формирование навыка самостоятельного моделирования.
В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); силуэтные и предметные картинки;
«Художественная литература»
Цель:формирование интереса и любви к языку, художественному слову.
Задачи:
- знакомить с различными жанрами литературных произведений;
- формировать умение сознательно использовать вербальные и невербальные средства речи для выражения своих мыслей, отношения героев литературных произведений;
- формировать бережное отношение и познавательный интерес к книге;
- воспитывать любовь и интерес к языку, его богатству и красоте;
- формировать этические знания и нравственные чувства;
Содержание занятия «Художественная литература»
Содержание занятия «Художественная литература» организовано по разделам обучения, которые состоят из подразделов и содержат в себе цели обучения в виде ожидаемых результатов. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют педагогам планировать свою работу и оценивать достижения детей, а также информировать их о следующих этапах обучения.
Раздел 1. «Художественная литература»
Подраздел | Цели обучения |
1.1 Понимание содержания прослушанного материала | 1.1 Отвечать на вопросы по содержанию небольших текстов, сказок, рассказов, детских стихотворений и т.д. |
1.2 Словесно передавать свое эмоциональное состояние (сопереживание, сочувствие литературным героям) | |
1.2 Определение жанров текстов | 2.1 Распознавать жанры по их особенностям (загадка, сказка, стихотворение и т.д.) |
1.3 Пересказывание прослушанного | 3.1 Пересказывать прослушанный материал по иллюстрации/ям, сохраняя последовательность событий |
1.4 Прогнозирование событий | 4.1 Прогнозировать содержание рассказа по иллюстрации/ заданному началу |
1.5 Привлечение внимания слушателя | 5.1 Соблюдать интонацию, соблюдать паузы и смысловые ударения для передачи смысла высказывания, использовать в речи невербальные средства общения (мимика, жесты и т. д.) |
1.6 Высказывание оценочного суждения | 6.1 Высказывать отношение к поступкам героев (нравится/не нравится, потому что) |
1.7 Использование элементов драмы | 7.1 Передавать характерные особенности персонажей |
Раздел 1. «Художественная литература»
1.1 Понимание содержания прослушанного материала. Развивать словарный запас детей в ходе формирования представлений, знаний об окружающем. Обогащать речь существительными, глаголами, прилагательными, числительными, местоимениями, наречиями, предлогами, сочинительными и подчинительными союзами. Пользоваться обобщающими словами (головные уборы, кустарники, транспорт, электрические приборы, музыкальные инструменты, ягоды, насекомые и т. д.);
1.2. Определение жанра текстов. Создание речевой среды, способствующей развитию диалогической и монологической речи детей: чтение и рассказывание детям; выразительное чтение; пересказ.
1.3 Пересказывание прослушанного. Подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства; использование несколько жанров: рассказ, сказка и др.с четкой композицией; добиваться, чтобы каждый ребенок смог добиться желаемого результата.
1.4 Прогнозирование событий. Составление описательных рассказов по крупным сюжетным картинам, а также по сериям картин. Дети составляют связный повествовательный рассказ. Обучение точно и правильно называть предмет (игрушку) и его признаки, быть внимательными при перечислении признаков, находить ошибки при описании предмета. Привлекать детей к собеседованию на определенную тему. Активизировать суждения и оценки детей.
1.5 Привлечение внимания слушателя Обучая детей умению слушать произведение, целесообразно использовать примеры из их личного опыта: о любимых игрушках, о членах семьи, о животных, об отдыхе в выходные дни, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких, придумывать свои концовки к сказкам.
1.6 Высказывание оценочного суждения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения согласие или несогласие с ответом других. Поощрять творческую инициативу детей. Учитывать детское мнение о произведении и при необходимости корректировать его, формировать нравственный потенциал ребенка.
1.7 Использование элементов драмы. Совершенствовать умение: выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе); согласовывать замысел, распределять роли и действовать в соответствии с ролью; освоения речевых средств взаимодействия; передать характер изображаемого персонажа, его действия в определенных условиях, с помощью средств выразительности (интонации, мимики, жеста, позы и т.п.).
Раздел 2. «Чтение»
Подраздел | Цели обучения |
2.1. Формулирование вопросов и ответов | 1.1 Формулировать вопросы по иллюстрациям и отвечать на них |
2.2 Извлечение необходимой информации из различных источников | 2.1 Сопоставлять иллюстрации с эпизодом сказки |
2.1. Формулирование вопросов и ответов.Помочь детям почувствовать главную идею произведения, точнее охарактеризовать главных героев. Напомнить детям соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок, персонажа.
Беседа педагога включает вопросы, требующие ответов-описаний (объектов, действий, пейзажа) и вопросов, требующих ответов-размышлений, доказательств. Количество вопросов по произведению не должно быть более 5-7.
2.2 Извлечение необходимой информации из различных источников (рисунки, иллюстрации, ТВ, Интернет, мультфильмы, сказки, игрушки и т.д.)
Формирование у детей устойчивого интереса к литературе как вид искусства, воспитание грамотного читателя. Расширение круга детского чтения за счет введения современных художественных произведений: познакомить с произведениями казахстанских авторов. Чтение сопровождать показом разнообразного наглядного материала: иллюстраций к сказкам, фотографий, сюжетным картинкам,
Воспитывать интерес к книге. Привлекать к рассматриванию книг. Активизировать словарный запас (страница, лист, обложка, автор, название, иллюстрация, строчка, правая и левая страница и т. д.). Закрепляются правила обращения с книгой.
«Основы грамоты»
Цель:подготовка детей к обучению в школе.
Задачи:
-развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать мелкую моторику рук;
- познакомить с простыми приемами анализа, сравнения, обобщения, систематизирования информации.
Содержание занятия «Основы грамоты»
Содержание занятия «Основы грамоты» организовано по разделам обучения, которые состоят из подразделов и содержат в себе цели обучения в виде ожидаемых результатов. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют педагогам планировать свою работу и оценивать достижения детей, а также информировать их о следующих этапах обучения.
Раздел | Подраздел |
Слушание и говорение | 1.1 Ориентирование в звуковой форме слова |
1.2 Понимание содержания прослушанного материала | |
1.3 Пересказывание прослушанного | |
1.4 Участие в различных ситуациях общения с соблюдением речевых норм | |
1.5 Привлечение внимания слушателя | |
Чтение | 2.1 Использование видов чтения |
2.2 Извлечение необходимой информации из различных источников | |
Письмо | 3.1 Составление предложений |
3.2 Соблюдение пунктуационных норм | |
3.3 Соблюдение графических и каллиграфических норм |
Система целей обучения
Раздел 1. «Слушание и говорение»
Подраздел | Цели обучения |
1.1 Ориентирование в звуковой форме слова | 1.1 Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие), правильно произносить их |
1.2 Делить слова на слоги, определять количество и порядок слогов в слове | |
1.2 Понимание содержания прослушанного материала | 2.1 Различать слова и предложения, понимать значение слов и смысл предложений |
2.2 Отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала | |
2.3 Различать предложения по интонации (повествовательные, вопросительные, восклицательные), употреблять их в речи | |
1.3 Пересказывание прослушанного | 3.1 Пересказывать информацию/сообщение по опорной схеме, иллюстрации |
1.4 Участие в различных ситуациях общения с соблюдением речевых норм | 4.1 Участвовать в диалоге на знакомую тему |
1.5 Привлечение внимания слушателя | 5.1 Соблюдать интонацию, использовать в речи невербальные средства общения (мимика, жесты и т. д.), слова (Извините, … Послушайте!.. и др.) |
Продолжать работу по обогащению и уточнению словаря: объяснять значения слов, упражнять на уточнения значения слов
1.1. Ориентирование в звуковой форме слова. Педагог уделяет большое внимание практическому изучению звуков речи и способов их буквенного обозначения. Дети постепенно запоминают изображения букв, соединяя каждое из них с определенным звуком, учатся соединять их в слова и соотносить слова и предложения письменной речи с соответствующими словами и фразами устной речи. Обучение основам грамоты осуществляется в теснейшей связи с работой по развитию речи, по уточнению детьми смысла слова и его звукослоговой структуры.
1.2 Понимание содержания прослушанного материала Ознакомление детей с предложением и словом предполагает практическое усвоение ребенком значения терминов «предложение», «слово», при этом педагог не дает грамматических определений этих терминов. Порядок слов преимущественно прямой (Бабочка порхает). Здесь подлежащее стоит перед сказуемым. Но можно дать и предложения, которые имеют обратный порядок слов. (Скоро наступит осень. Завянет трава.) Постепенно для анализа нужно вводить вопросительные предложения (куда побежал заяц? и побудительные (Лети, мой самолетик.)
1.3 Пересказывание прослушанного. Создание речевой среды, способствующей развитию диалогической и монологической речи детей: чтение и рассказывание детям; выразительное чтение; пересказ.
1.4. Участие в различных ситуациях общения с соблюдением речевых норм Формирование навыков творческой деятельности: придумывать продолжение и окончание рассказа с помощью взрослых.
Побуждение детей к общению друг с другом. Использование разнообразных приемов и методов, способствующих развитию диалогической речи. Формирование первоначальных представлений о понятиях «слово», «звук», «гласные» и «согласные». Обучение детей последовательности звуков в слове. Упражнение в умении различать твердые и мягкие согласные звуки. Обучение умению проводить звуковой анализ трех, четырех звуковых слов различной звуковой структуры, анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Ознакомление с понятием «предложение». Формирование первоначального представления о предложении.
1.5 Привлечение внимания слушателя. Обучение правильной формулировке основной мысли, построению связных монологических высказываний, последовательному и точному пересказу, составлению кратких описательных и повествовательных рассказов. Формирование навыков использования форм речевого этикета, выступления перед незнакомой аудиторией, привлечения внимания слушателя. Совершенствование умения проводить звуковой анализ трех и более звуковых слов различной звуковой структуры, обучать умению проводить звуковой анализ пяти, шести звуковых слов различной звуковой структуры, обозначать их фишками.
Раздел 2. «Чтение»
Подраздел | Цели обучения |
2.1 Использование видов чтения | 1.1 Читать схемы слов/предложений |
2.2 Извлечение необходимой информации из различных источников | 2.1 Находить информацию в книгах с иллюстрациями (по иллюстрации) |
Продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить понимать идею произведения, оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности. Ребенок должен овладеть умением различать литературные жанры: сказку, рассказ, стихотворение
2.1. Использование видов чтения. Важно, чтобы каждое новое произведение уже знакомого писателя дети воспринимали как частицу его творчества, могли вспомнить названия и содержание других произведений, назвать то, которое особенно нравится.
2.2. Извлечение необходимой информации из различных источников Следует подборку книг писателя, предложить детям рассмотреть их. В процессе рассматривания дети вспоминают произведения, которые им уже читали, обмениваются впечатления по поводу рисунков. Обнаружив незнакомую книгу, ребенок, ориентируясь на иллюстрации, расположение текста на странице, пытается определить, каков жанр произведения, о чем оно, аргументирует свои суждения. Поток информации, которую ежедневно усваивают дети, чрезвычайно велик. Поэтому они легко забывают название произведения, фамилии автора и художника-оформителя. Учитывая данное обстоятельство, педагог должен начинать с повторения пройденного материала.
Раздел 3. «Письмо»
Подраздел | Цели обучения |
3.1 Составление предложений | 1.1 Составлять схемы слов, предложений |
3.2 Соблюдение пунктуационных норм | 2.1 Ставить знаки препинания в конце схемы предложения: точка, вопросительный, восклицательный знаки |
3.3 Соблюдение графических и каллиграфических норм | 3.1 Ориентироваться на странице прописи, различать рабочую строку и межстрочное пространство, писать элементы букв |
3.2 Штриховать, рисовать элементарные бордюры |
Ознакомление с правилами посадки при письме, положением тетради, руки, карандаша. Учить правильно держать карандаш. Развитие мелкой моторики рук, упражняя в написании коротких и длинных палочек, волнистых линий. Закрепление способов нанесения штриховки, умения устанавливать пространственные взаимоотношения, ориентирования на плоскости листа.
3.1 Составление предложений. Ознакомление детей с предложением и словом предполагает практическое усвоение ребенком значения терминов «предложение», «слово», при этом педагог не дает грамматических определений этих терминов.
Умение правильно формулировать основную мысль, строить связные монологические высказывания, последовательно и точно строить пересказ, составлять краткие логически структурированные описательные и повествовательные рассказы.
3.2 Соблюдение пунктуационных норм. Получение навыка составления предложений по определенной схеме, используя заданные знаки препинания. В рабочих тетрадях представлены различные знаки препинания, которые целесообразно использовать при осуществлении работы и над смыслом, и над интонацией при обучении пунктуации.
3.3 Соблюдение графических и каллиграфических норм. Система подготовки к обучению письму включает в себя развитие руки, подготовка к технике письма, формирование элементарных графических умений. Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов, проведение упражнений, подготавливающих к написанию школьного шрифта.
Составление схематического изображения предложения строится при помощи вертикальной черты (слово) и знака (точка, восклицательный и вопросительный знаки). Короткие слова (предлоги, союзы, местоимения) дети должны обозначать на моделях более короткими линиями. Расстояние между линиями, обозначающими отдельные слова, составляют одну клетку (модели изображаются на листе в клетку).
«Қазақ тілі» (орыс тілінде оқытылатың топтарда)
Мақсат:балалардың дұрыс ауызекі сөйлеу тілін, лексикалық базасын қалыптастыру.
Міндеттері:
- балаларда ақпаратпен алмасу және қарым-қатынас құралы ретінде орыс тілін үйренуге деген қалыпты қызығушылығын дамыту;
- балалардың сөздік қорын лексикалық тақырыптар бойынша қалыптастыру және дамыту;
- ауызекі сөйлеу тілінде грамматикалық құрылымдардың және формалардың дұрыс қолдана білу біліктерін қалыптастыру;
- тыңдалым, айтылым, оқылым және жазылым дағдыларын дамыту;
- баланы өздігінен орыс тілінде коммуникациялық міндеттерді шешуге түрткі болатын жағдайлар жасау.
«Қазақ тілі» сабағының мазмұны
«Қазақ тілі» (екінші тіл ретінде) сабағының мазмұны оқу бөлімдері бойынша ұйымдастырылған. Оқу бөлімдері әрі қарай жинақталған білім, түсінік және дағдыларды қалыптастыру мақсаттарын көздейтін бөлімшелерден тұрады. Әрбір бөлімше ішінде реттілікпен құрылған оқу мақсаттары педагогқа жұмысын жоспарлауға, балалардың жетістіктерін бағалауға және оларға оқудың келесі кезеңдері туралы ақпарат беруге мүмкіндік береді.
Бөлімше | Оқу мақсаттары |
Тыңдалым | 1.1 Дұрыс дыбыстаудың қалыптасуы |
1.2 Тыңдалым тәсілдерін қолдану | |
1.3 Лексикалық бірліктердің мағынасын түсіну | |
1.4 Тыңдалған материалдың мазмұнын түсіну | |
1.5 Аудиовизуалды материал мазмұнын түсіну | |
Айтылым | 2.1 Лексикалық қорды меңгеру |
2.2 Берілген тақырып бойынша сөйлеу | |
2.3 Түрлі қарым-қатынас жағдаяттарына қатысу және тілдік нормаларды дұрыс қолдану | |
Оқылым | 3.1 Түрлі дереккөздерден қажетті ақпарат алу |
Жазылым | 4.1 Тыңдалған материалды түрлі формада ұсыну |
4.2 Графикалық және каллиграфикалық нормаларды сақтау | |
Тілді қолдану | 5.1 Грамматикалық нормаларды сақтау |
2. Оқу мақсаттарының жүйесі
1-бөлім. Тыңдалым
Бөлімше | Оқу мақсаттары |
1.1 Дұрыс дыбыстаудың қалыптасуы | 1.1 Сөздегі дыбыс түрлерін ажырату және дұрыс дыбыстау |
1.2 Тыңдалым тәсілдерін қолдану | 2.1 Ықыласпен тыңдау және оған орай дұрыс әрекет ету (мимиканы, ым-ишараны, қимылды қолдану) |
1.3 Лексикалық бірліктердің мағынасын түсіну | 3.1 Лексикалық тақырыптар бойынша жиі қайталанатын сөздердің мағынасын түсіну |
1.4 Тыңдалған материалдың мазмұнын түсіну | 4.1 Қарапайым сұрақтарға ым-ишара (мысалы, затқа немесе суретке нұсқау), сөздер және қысқа фразамен жауап қайтару |
1.5 Аудиовизуалды материал мазмұнын түсіну | 5.1 Көргенді қаншалықты түсінгенін қимыл мен қысқа жауап (екі үш сөз, қарапайым сөйлем) арқылы білдіру |
1.1 Дұрыс дыбыстаудың қалыптасуы. Балалардықазақ тіліне тән дыбыстарды (ә, ө, ң, қ, ү, ұ, h) дұрыс айта білуге үйрету. Күнделікті өмірдегі таныс сөздерді түсіну және қолдану біліктерін қалыптастыру. Сөздік қорын кеңейту және байыту. Айналасындағы заттар тобын: ойыншықтар, ыдыс, жиһаздарды атауға; көкөністерді, жемістерді, жануарларды, құстарды, жыл мезгілдерін және табиғат құбылыстарын атауға; көлемі мен түсі бойынша заттардың белгілерін атауға үйрету.
1.2 Тыңдалым тәсілдерін қолдану Тілдік тыныс алуды, анық сөйлеу мәнерін дамыту. Қазақ тіліндегі дыбыстарды дұрыс айта білуін дамытуға арналған ойын жаттығуларын қолдану. Екі, үш сөзден тұратын сөйлемдерді құруға үйрету.
1.3 Лексикалық бірліктердің мағынасын түсіну. Сөз тіркестерін (зат есім мен сын есімнен, зат есім мен етістіктен, зат есім мен үстеуден тұратын) құруға және сөйлегенде жекеше және көпше түрдегі зат есімдерді қолдануға үйрету.
1.4 Тыңдалған материалдың мазмұнын түсіну. Қарапайым диалогтар (Бұл не? Жылдың қай мезгілі?) жүргізуге және шағын әңгіме құруға жаттығу. Қазақ тіліндегі тақпақтарды, жаңылтпаштар мен мақалдарды жаттау.
1.5 Аудиовизуалды материал мазмұнын түсіну.Қазақы сөздерді тыңдау және түсіну біліктерін қалыптастыру. Қазақы сөздер мен сөз өрнектерін қолдануға, мемлекеттік тілде анық айтуға үйрету. Қарапайым сұрақтар (Мынау не?Неше? Не істеді? Қайда? Қандай?) беруге және оларға жауап беруге, заттарға (ойыншықтар, ыдыстар, киімдер және т.б.) қысқаша екі үш сөйлемнен тұратын сипаттама құруға; өзі туралы, ата-аналары мен үйінің мекен-жайы туралы айтуға үйрету;
2-бөлім. Айтылым
Бөлімше | Оқу мақсаттары |
2.1 Лексикалық қорды меңгеру | 1.1 Лексикалық тақырыптар бойынша сөйлеу барысында жаңа сөздерді қолдану |
2.2 Берілген тақырып бойынша сөйлеу | 2.1 Пікірін білдіру (мұғалім көмегімен), 2-3 сөйлемнен кем емес |
2.3 Түрлі қарым-қатынас жағдаяттарына қатысу және тілдік нормаларды дұрыс қолдану | 3.1 Сұхбаттасын ықылас қойып тыңдау және қажетті үлгі, мимиканы, ым-ишараны қолданып, қысқа фразалармен жауап беру |
2.1 Лексикалық қорды меңгеру. Түсінік қалыптастыру барысында сөздік қорын байыту және айналасы туралы білімін дамыту. Әртүрлі логикалық топтарға (жіктеме) жататын, заттардың атауын білдіретін жалпы есімдерді қолдану білігін жетілдіру; сөйлегенде көп мағыналы сөздерді қолдану, белгілі бір заттарға тән белгілерді, заттарға тән әрекеттерді және берілген әрекеттерге тән заттарды іріктеу.
2.2 Берілген тақырып бойынша сөйлеу Ауызша сөйлеу дағдыларын қалыптастыру. Етістіктерді жекеше, көпше, септіктерімен, қосымшаларымен дұрыс қолдана білу дағдыларын бекіту. Қазақ тілінде 2-3 жай сөйлеммен ойын жеткізе білуге үйрету.
2.3 Түрлі қарым-қатынас жағдаяттарына қатысу және тілдік нормаларды дұрыс қолдану Балаларды диалог сөздер құруға үйрету. Балаларды диалог және монолог сөздерін дамытуға ықпал ететін тілдік ортасын құру.
3-бөлім. Оқылым
Бөлімше | Оқу мақсаттары |
3.1 Түрлі дереккөздерден қажетті ақпарат алу | 1.1 Ақпаратты сурет, иллюстрациядан табу және сәйкестендіру |
3.1 Түрлі дереккөздерден қажетті ақпарат Балаларды берілген тақырып бойынша сипаттамалық және хабарламалық әңгімелер құруға, тәрбиешілердің әңгімесін жалғастыру және аяқтау, тілінде бейнелі сөздерді, эпитетті, салыстыруларды қолдану білігіне үйрету.
4-бөлім. Жазылым
Бөлімше | Оқу мақсаттары |
4.1 Тыңдалған материалды түрлі формада ұсыну | 1.1 Тыңдалған мәтіндегі ақпараттың мазмұнын сурет, сызбанұсқа, белгілер арқылы жеткізу |
4.2 Графикалық және каллиграфикалық нормаларды сақтау | 2.1 Жазу жолын, жоларалық кеңістікті, жолдың жоғарғы және төменгі сызығын сақтап, өрнектерді салу |
4.1 Тыңдалған материалды түрлі формада ұсыну. Балаларды әртүрлі шығарма мазмұнын мағынасына байланысты интонациясын бере отырып, қайталап айтып беруге баулу. Кейіпкерлерге және олардың әрекеттеріне өзінің көзқарасын білдіру.
4.2 Графикалық және каллиграфикалық нормаларды сақтау. Жазуға дұрыс отыру, дәптері, қолдарын, қарындашын қою ережелерімен таныстыру.Жазу құралдарын (қарындаш) дұрыс ұстауға үйрету. Қысқа және ұзын таяқшаларды, ирек сызықтарды салуға жаттыға отырып, қолдарының ұсақ моторикасын дамыту. Бояуға, кеңістіктік қатынасты бағдарлай білуге, қағаз парағында бағдарлай (графиктік диктант) білуге үйрету.
5-бөлім. Тілді қолдану
Бөлімше | Оқу мақсаттары |
5.1 Грамматикалық нормаларды сақтау | 1.1. Сөйлеу барысында заттың атауын білдіретін сөздерді қолдану |
1.2 Сөйлеу барысында көптік/тәуелдік/жіктік/септік жалғауларын мұғалімнің көмегі/үлгісі бойынша қолдану | |
1.3 Сөйлеу барысында заттың қимылын білдіретін сөздерді қолдану | |
1.4 Сөйлеу барысында заттың сынын (заттың түсін, пішінін, көлемін) білдіретін сөздерді қолдану |
5.1. Грамматикалық нормаларды сақтау балалардың қазақ тіліндегі сөздік қорын кеңейту және байытуды жалғастыру; айналасындағы заттар тобын; жыл мезгілдерінің және жекелеген табиғат құбылыстарының белгілерін атай білуге жаттықтыру. 20 ға дейінгі сандарды тура және кері ретпен санай білуге жаттықтыру. Заттардың түстері мен бірнеше қасиеттерін атау біліктерін бекіту. Сөз тіркестерін құра білуге жаттықтыруды жалғастыру. Сөйлегенде көпше және жекеше түрдегі зат есімдерді қолдану; 4-5 сөзден тұратын сөйлем құру. Күнделікті өмірде таныс қазақ тіліндегі сөздерді түсіну және қолдану білігін қалыптастыру.