Основные этапы воспитания и принципы воспитания на этих этапах.

Современные авторские школы. Продуктивная педагогика Селестена Френе.

Селестен Френе (15 октября 1896 — 7 октября 1966) — французский педагог. Родился в г. Гар в крестьянской семье. Организатор и руководитель экспериментальных начальных школ в Бар-сюр-Лу (1920—1928), Сен-Поль (1928—1934), Ванс (1934—1966). В 1927 году организовал «Кооператив сторонников светской школы», объединивший его последователей, в 1957 году — «Международную федерацию сторонников новой школы».

Европейскую славу приобрела созданная в 1935г. в г.Пиульи (Франция) начальная школа под руководством Селестена Френе. Им была разработана теория продуктивной педагогики, которая предусматривала оригинальные формы воспитания и обучения детей. С. Френе писал: «Разрабатывая нашу педагогическую технику, мы никогда не исходили, из каких бы то ни было педагогических теорий. Наши методы базируются исключительно на опыте, который мы получили наощупь, в ходе непосредственной работы с детьми. Ни одно из наших нововведений не имеет корней в какой-либо априорной идеи».

Разрабатывая свою технологию С.Френе, выделил следующие педагогические установки.

1. Максимальное развитие личности ребёнка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему, и которому он сам будет служить. Школа завтрашнего будет ориентирована на ребёнка-члена общества. Ребёнок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем.

2. Необходимо создать возможности для свободного выражения каждого в любой области.

3. Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы.

4. Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями. Разумная дисциплина — результат организованного труда.

5. Народная школа не может существовать без демократического общества.

Главным в воспитании считал:

1. Здоровье ребёнка;

2. развитие творческих возможностей ребенка, стремление к познанию;

3. Создание благоприятной среды;

4. Оборудование и технические средства.

С. Френе писал: «В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы». Задачи воспитания:

1. Нравственное и гражданское воспитание, привитие любви к труду;

2. Развитие сноровки, остроты глаза, любознательности, тяги к практической деятельности;

3. Развитие практического мышления;

4. Обнаружение и культивирование общественно-полезных склонностей;

5. Воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства;

6. Стимулирование любознательности как первой ступени познания;

7. Стимулирование трудовой активности как обеспечивающей усвоение всех необходимых знаний;

8. Стимулирование индивидуальной и моральной ответственности;

9. Развитие школьного самоуправления (школьный кооператив, собрание кооператива).

Основные этапы воспитания и принципы воспитания на этих этапах.

До 2 лет — воспитание в семье. От становления личности на начальном этапе в большей мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном, общечеловеческом плане последующих стадий развития ребёнка. Условия, необходимые для воспитания в семье: 1. здоровье родителей и борьба против тяжелых условий труда; 2. особая забота о беременных женщинах; 3. создание необходимых условий для новорожденного. От 2 до 4 лет — «Детский заповедник». На любом этапе жизни ребёнка воспитание осуществляется на основе принципа познания на ощупь. Всё это должен сделать воспитатель, полнее обогатить процесс познания, ускорить его, чтобы подготовить личность к активной роли в обществе. Воспитание осуществляется неразрывно с природой.. С 4 до 7 лет — детский сад. На этом этапе также отрицается целесообразность уроков, в какой бы форме не проводились. Необходимы лишь условия для работы, игры. Организация всей воспитательной деятельности в соответствии с формированием личности в процессе труда, обеспечение возможности самостоятельно принимать решения и действовать Педагогические методы должны быть гибкими. Умственная деятельность: речь, рисунок, письмо, типографический набор, чтение. С 7 до 14 лет — начальная школа. С. Френе выступал против применения в начальной школе учебников, считая, что они исключают возможность индивидуализированного обучения. Индивидуальная работа с картотекой, исследования, наблюдение, рефераты, формы художественной экспрессии — рисование, пение, музыка, театр, прикладное искусство. Воспитание осуществляется неразрывно с природой. «Помещение нашей школы должно стать мастерской, осуществлять связь с окружающим миром». В мастерских осуществляется базовый физический труд. Френе большое значение придавал чёткому планированию учебного процесса. Предлагал самоконтроль в обучении.

Разработал педагогические инварианты, которыми нужно руководствоваться при воспитании человека. Инвариант — это то, что не изменяется и не может измениться ни при каких условиях. Ни у какого народа.

1. Природа ребёнка такая же, как и природа взрослого.

2. Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о его превосходстве над окружающими.

3. Поведение ребёнка в школе зависит от его психического склада и состояния здоровья.

4. Никто, и ребёнок, как и взрослый, — не любит, чтобы ему приказывали.

5. Никто не любит построения в команде, потому что это означает пассивное подчинение чужим приказам.

6. Человек не любит исполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе ему не противна; сопротивление порождается именно принуждением.

7. Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.

8. Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.

9. Необходимо добиваться того, чтобы труд стал мотивированным.

10. Необходимо покончить со схоластикой.

11. Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.

12. Естественным занятием для ребёнка является не игра, а труд.

13. Наиболее эффективный путь усвоения знаний не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные принципы традиционной школы, а экспериментальное нащупывание — естественный и универсальный метод познания.

14. Знания добываются опытным путём, а не изучением правил и законов.

15. Интеллект представляет собой мыслительную способность, тесно взаимодействующую с другими свойствами человека.

16. Традиционная школа развивает способность только к абстрактному мышлению, далёкому от запросов реальной жизни.

17. Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.

18. Никто — ни ребёнок, ни взрослый — не любит надзора и наказаний, которые всегда воспринимаются как посягательство на их достоинство, особенно когда это происходит публично.

19. Выставление оценок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.

20. Нужно как можно меньше говорить.

21. Ребёнок любит индивидуальную работу или работу в коллективе, где царит дух сотрудничества.

22. В классе необходимо поддерживать порядок и дисциплину.

23. Наказание — всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желаемой цели. Это самое крайнее средство.

24. Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, т е ученикам наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы.

25. Переполненность класса всегда является педагогическим просчётом.

26. Современная концепция больших школьных комплексов ведёт к анонимности, как учителей, так и школьников: это концепция ошибочна и является препятствием на пути к осуществлению целей.

27. Будущая демократия общества готовится демократией школы; авторитарная школа не может сформировать будущих граждан демократического общества.

28. В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.

29. Педагогическая реакция, являющаяся составной частью социальной и политической реакции, оказывает противодействие прогрессивным преобразованиям.

30. Оптимистическая вера в жизнь.

Учебные предметы.

Математика: дети взвешивали различные предметы, измеряли расстояния на школьном дворе, составляли смету путешествия в соседний город. Естествознание: смотрели, как замерзает вода в зимнем пруду, готовили доклады о своих домашних животных, о динозаврах или планетах. История: расспрашивали бабушек и дедушек о жизни пятьдесят лет назад. Чтение: читали свои любимые книги, ставили спектакли, сочиняли сказки и стихи. Школа, где не было жесткой программы, но были Интересные Дела. А благодаря тому, что дети находили прикладное применение своим знаниям, много мастерили и экспериментировали, процесс обучения шел, как по маслу, и «государственная программа» все-таки выполнялась. Но без зубрежки, ведь это была совсем Другая Школа.

Решающим фактором формирования личности в педагогической концепции С.Френе выступает личный опыт ребенка, приобретенный им в семье, в школе в отношениях с товарищами. При этом он подчеркивал важную организационную функцию школьного учителя, значение его рациональной учебно-воспитательной методики. С.Френе был за твердый распорядок дня и режим работы учащихся, признавал совместное планирование работы учителем и детьми. Он был принципиальным противником использования на уроке учебников, особенно в начальной школе. По его мнению, учебник навязывает ребенку логику взрослого, не позволяет индивидуализировать обучение. Вместо учебников он вводит « свободные тексты» - небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о себе, своей семье, друзьях, увиденном и услышанном на прогулках и экскурсиях, мечтах планах на будущее. Для детей «свободные тексты» служили средством самовыражения. Для учителя они становились средством изучения личности учащихся, их интересов, взаимоотношений с окружающей средой. Лучшие из них отбирались учителем, дополнялись и набирались школьниками на печатном станке, затем подшивались в специальные тетрадки и использовались как пособия. Следовательно, необходимым средством воспитания и обучения была школьная типография. С.Френе считал, что работа с печатным станком позволяет ребенку приобрести навыки ручного труда, отработать координацию движений, развивать внимание, зрительную память, повысить грамотность. В своей педагогической системе Френе отказался от оценок. Он считал, что оценка не может служить надежным и точным критерием знаний ребенка, поскольку учителю при оценивании трудно избежать субъективности, случайности, ошибки. Неудачи в учении способствуют появлению у ребенка комплекса неполноценности. « Задача школы, - указывал С.Френе, - культивировать успех, удачу индивида, необходимые для его самоутверждения. Поэтому необходимо как можно чаще подчеркивать успехи каждого: у одного – в чтении, у другого – в математике, у третьего – в рисовании, у четвертого – организаторские способности». Вместо традиционной отметки в школе Френе ребенок получал «положительное подкрепление» в форме, которая была принята в классе. Соревнования допустимы, считал Френе, в спорте, в игре. Важное место в воспитательной системе С.Френе отводил самоуправлению учащихся. Предлагал реализовать самоуправление через «школьный кооператив» под руководством Совета. В функции совета входила хозяйственная деятельность, работа по самообслуживанию. Самоуправление должно соответствовать особенностям детской психики. Интересам детей и не копировать взрослых. В педагогической системе С.Френе особое место занимала стенгазета. Она способствовала формированию общественного мнения, дисциплинировала школьников. Таким образом. Педагогическая система С.Френе предусматривала концепцию «открытой школы», использования метода «положительного подкрепления», создания в обучении проблемных ситуаций, индивидуальное планирование школьниками своей работы на основе планов учителя, переписки. Огромное внимание в школе Френе уделялось нравственному, гражданскому, семейному воспитанию. Много нового внес С.Френе в вопросы формирования взаимоотношений ученика и учителя, воспитания взаимопомощи, ответственности, уважения у школьников. Сегодня классы Френе существуют в Москве, Таганроге, Набережных Челнах, Кемерово, Саратове, Самаре, Кисловодске и других городах страны.

Список литературы.

1. Сергейко С.А. История образования и педагогической мысли: учебное пособие. //URL: http://ebooks.grsu.by/sergeyko_edu/1-16-3-pedagogicheskaya-sistema-s-frene.htm (дата обращения 25.04.20016).

2. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 224 с.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 416 с.

Наши рекомендации