Тема: Экспертиза идей и решений
Цель работы: формировать умения работать с коллегами в режиме обсуждения, находить компромисс, обосновывать мнения и предложения.
Задачи:
1.Ознакомиться с методом экспертной оценки решений.
2.Выбрать для себя роль специалиста - эксперта, в качестве которого вы будете участвовать в экспертизе.
3.Попробовать проанализировать и оценить предложенные решения.
4.Научиться выдвигать обоснованные мнения и предложения.
Оснащение: комплекты табличек с предлагаемыми ролями специалистов-экспертов; листы для ведения протоколов обсуждения; формы экспертного заключения по количеству групп «экспертов».
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Экспертиза идей и решений проводится с целью выявления наиболее рациональных, продуктивных и оригинальных идей, позволяющих эффективно решить ту или иную проблему. Поэтому анализ идей и решений проводится чрезвычайно внимательно. При оценке тщательно продумываются все идеи, даже те, которые считаются несерьезными, нереальными, абсурдными. В любой идее могут скрываться какие-то полезные элементы, рациональное зерно. При поведении экспертизы привлекаются наиболее компетентные лица, хорошо знающие обсуждаемую проблему, иногда с целью разностороннего рассмотрения решений приглашаются специалисты разных областей: экономисты, психологи, социологи, философы, независимые эксперты и т.д.
В процессе коллективной экспертизы проводится открытое обсуждение, обмен мнениями между экспертами. Эксперты должны выставлять свои оценки, защищать их, но в тоже время им следует быть готовыми к изменению своего мнения, если обосновывается другая оценка. Нужно выслушать все имеющиеся мнения и принять какую-то общую для экспертной оценки.
1.Объединиться в группы «Экспертов» по 3-5 человек.
2.Выбрать научного руководителя экспертизы, независимо от его специальности.
Прежде чем приступить к экспертизе, каждом из вас необходимо выбрать для себя одну из предложенных ролей – специалиста – эксперта, в качестве которого вы будете участвовать в экспертизе. Предлагаются следующие роли: психолог, педагог, министр образования, руководитель учебного заведения, экономист, независимый эксперт
4.Получить отчет группы «генераторов», работавших над выработкой идей и решений по выбранной проблеме.
5.Осмыслить суть проблемы, на решение которой направлены идеи. Задайтесь вопросами: Что привело к возникновению такой проблемы? Насколько серьезна проблема? Насколько актуально ее решение?
6.Внимательно изучите «банк идей».
7.Отберите наиболее оптимальные, продуктивные и оригинальные идеи. Для этого обменяйтесь мнениями со своими коллегами экспертами. Каждый «эксперт-специалист» оценивает оптимальность, продуктивность и оригинальность идеи с позиции своей роли, отрасли. Например, если эксперт-психолог, то необходимо проанализировать идею с точки зрения ее психологических оснований и следствий. Также с позиции отрасли деятельности оценивают и другие «специалисты».
8.Вести протокол обсуждения, где фиксируются мнения и оценки. Помните, что идея считается:
а) оптимальной, если приводит к решению проблемы с минимальными физическими, материальными, интеллектуальными и т.д. затратами в наикратчайшее время.
б) продуктивной, если максимально эффективно решает проблему.
в) оригинальной, если она нестандартна, неожиданна, неповторима, своеобразна, специфична, необычайна.
9.Привести критику отброшенных идей. Дать каждой отброшенной идее доводы и основания критики. Почему идея не годиться? Доводы фиксировать в протоколе.
10.Попытаться найти хотя бы одно рациональное зерно в отбрасываемой идее. Зафиксировать находки в протоколе.
11.Оформить экспертное заключение вашей группы, пользуясь протоколом обсуждения.
12.Защитить экспертное заключение и протокол обсуждения.
13.Сдать преподавателю протокол обсуждения и экспертное заключение.
Форма
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспертной группой _________________________________________________
(ФИО, должности)
____
____
/дата/ ____________ проведена экспертиза идей, предложенных для решения проблемы ____
(название проблемы)
На основании тщательного анализа и оценки экспертная группа пришла к следующему заключению:
1. Наиболее оптимальными, продуктивными призваны следующие идеи (перечень):___________________________________________________________________________
Основанием для этого являются: _________________________________________
_____
2. Не могут быть рекомендованы ниже названные идеи _______________________
____
На основании следующего______________________________________________
_____
3. Однако группа считает, что в некоторых не принятых идеях имеются рациональные элементы. Так, ____________________________________________
_____
Подписи экспертов __________________________________
Практическая работа № 8 (4 ч)