Очерк 1: Стивен

ENTP

«Антрепренеры жизни»

«Раздвигать рамки творческого мышления клиента»

Стивену тридцать семь лет, он женат, у него двое маленьких детей. Он — независимый продюсер средств коммуникации. В сфере его внимания — различные видеоматериалы, аудиозаписи, репортажи в режиме реального времени и т. п. Он — истинный мастер решения коммуникационных проблем, возникающих между людьми и корпорациями. «Интеллектуальные сеансы», которые Стивен проводит с клиентами, и наблюдаемый им «процесс просвещения» для него самого по меньшей мере так же важны, как и производимая и предоставляемая им продукция.

Работать Стивен начал в шестилетнем возрасте: он помогал отцу развешивать сделанные на заказ декоративные ткани. При этом он был не только «на подхвате», подавая отцу молоток и гвозди, он по-настоящему помогал отцу, отвлекая клиентов, чтобы те не мешали ему в работе. Например, Стивен развлекал заказчицу на кухне, носил ей молоко и печенье, в то время как отец спокойно занимался своим делом. «Даже тогда я мог влиять на тех, кто был сильнее меня. С тех пор меня влечет к сильным людям».

После колледжа он сменил несколько мест работы, где основательно изучил техническую сторону производства аудио- и видеоматериалов, то есть ту аппаратуру, которую стал использовать впоследствии. Он продавал фотооборудование в специализированном магазине, затем был мастером по видеотехнике в небольшом частном университете, одновременно работая в качестве независимого продюсера видеофильмов. Затем в том же университете он приступил к преподаванию курса производства телепрограмм, а позднее был менеджером по компьютерному обслуживанию. В конце концов Стивен решил начать собственный бизнес, в первую очередь для того, чтобы быть независимым и иметь возможность работать над интересными и привлекающими его проектами по своему выбору. Он знает, что нашел удовлетворение в работе, потому что любит «рано встать и приступить!» и испытывает «грусть, когда дело завершено».

Будучи независимым продюсером, Стивен координирует и держит под контролем все фазы творческого процесса и производства разнообразных коммуникационных материалов. Он — приверженец творческого подхода — выбирает подходящие средства. Для работы над тем или иным проектом он привлекает команду «игроков-творцов» — режиссеров, членов съемочной группы, актеров. Он детально разрабатывает содержание деловых предложений и отвечает за бюджет, а также распределяет роли и контролирует «выход». Если позволяет бюджет, он приглашает ассистента продюсера, которому передает ответственность за все детали производственного процесса и занимается тем, что ему нравится больше всего: уделяет время клиентам.

Самый любимый этап работы Стивена — «интеллектуальные творческие сеансы», во время которых он определяет, каковы истинные цели клиента (как правило, вначале сам клиент о них не догадывается). Стивен старается увести клиента как можно дальше от «стандартного корпоративного стиля мышления». Он использует альтернативные пути, задавая вопросы типа «А почему бы не попробовать иначе?», «А почему вы хотите поступить именно так?» Он использует также нелепые на первый взгляд вопросы, подводя клиента к новому или непривычному подходу. Его цель — «расширять творческое мышление клиентов» и «раздвигать общепринятые рамки». Эта деятельность, проходящая на ранних стадиях процесса, способствует созданию качественного продукта, то есть такого, который лучше всего отвечает целям клиента — влиять на поведение служащих или потребителей его продукции.

Стивен получает заряд энергии, когда встречается с нестандартными ситуациями, в особенности если перед ним встают какие-либо препятствия или он оказывается в очередном «зависшем» положении. Он шутливо замечает: «Двойственность — это моя жизнь». Он гордится своим умением адаптироваться к ситуации, «отдаться зову момента». Стивен способен вырабатывать эффективные варианты решения любой проблемы. Ему нравится убеждать тех, кто с ним не согласен, в верности его позиции. Ему нравятся люди, которые могут на интеллектуальном уровне аргументировать свою точку зрения.

Ему доставляет удовольствие и театральный аспект его деятельности. «Здорово, когда клиент видит в тебе рыцаря на белом коне, который мчится к нему на помощь, чтобы решить его проблемы. Мне нравится работать с большими бюджетами. Это по-голливудски. Мне нравятся поздние съемки, часы рабочего безумия, безудержный темперамент актерок, которых я приглашаю. Хорошо, когда тебя окружают действительно творческие личности».

Менее всего Стивену интересно быть «бизнесменом». Как хозяин предприятия, он должен выписывать чеки, платить по счетам, управляться с налогами. Эту рутинную работу, которую приходится выполнять в одиночестве, Стивен до последнего момента отодвигает от себя. «Когда я делаю даже что-нибудь приятное, но один, когда не с кем переброситься словами и пикироваться, я выматываюсь». Единственный источник настоящего стресса для Стивена — это денежные потоки. Он терпеть не может думать о них, мысли о деньгах сковывают его.

В настоящее время целью Стивена является создание телевизионной программы, посвященной рабочему пространству преуспевающего делового человека. «Эта программа создаст позитивный образ бизнеса, представит предпринимателей победителями, вдохновляющими других». Сегодня задачи, которые ставит перед собой Стивен, более реалистичны и решаемы, чем те, что он ставил десять лет назад. «Я лучше знаю себя, меньше парю в облаках. Я стараюсь давать людям простор для творчества». Сейчас он стал уделять больше внимания семье и заботе о ней. Растущую потребность быть частью целого Стивен отчасти удовлетворяет посещением синагоги. Со временем он научился ставить себя на место другого. Помимо чувства юмора, он стал больше ценить в себе способность заботиться о других; это его новое качество, которым он очень гордится.

Почему работа Стивена удовлетворяет его

Подобно большинству интуитов-логиков, Стивен любит искать творческие решения. Его привлекает сила, сильные люди, и он чувствует себя увереннее, когда завоевывает их уважение. Компетентность — важное качество для Стивена: ему приятно быть экспертом. Его собственная компетентность в свою очередь позволяет повышать компетентность его клиентов. В работе Стивену нравится ходить по лезвию ножа, сочетая новейшую философию ведения дел с последними технологическими достижениями.

Экстравертируемая интуиция (доминантная функция Стивена) всегда в действии, рассматривает ли он сам новые возможности или подводит клиента к совершенно непривычному или во всех отношениях новому подходу к решению какой-либо из его проблем. В особенности ему нравится разгадывать людей, работать с различными их типами. Он не возражает против непредвиденных и необычных ситуаций, они лишь дают ему возможность применить свои творческие качества для выработки новых и, возможно, более продуктивных решений.

Когда в голове Стивена, как он сам говорит, происходит «процесс изучения всех возможностей», в дело вступает его интровертируемая логика (вспомогательная функция). С ее помощью Стивен объективно и критически взвешивает все «за» и «против», сильные и слабые стороны, анализирует причины и следствия. Логика помогает ему понимать аргументы обеих сторон в дискуссии, видеть слабые места и предлагать наиболее плодотворные идеи. Кроме того, интровертируемая логика позволяет ему держать дистанцию, не принимать трудности или критику чересчур близко к сердцу.

Желание вселять энергию в других, уделять внимание динамике межличностных отношений в организациях — это, вероятно, следствие развития этики (третьей функции). Так, недавно у Стивена появилась тяга быть частицей религиозной общины, принимать больше участия в ее жизни. Он даже научился лучше владеть интровертной стороной своей личности: он может выждать, а не сразу бросаться в бой, он позволяет людям формулировать и заканчивать свои мысли.

Наши рекомендации