В системе высшего педагогического образования.
Методические рекомендации к изучению дисциплины
Б3.В.13
Теории и технологии физического воспитания и развития ребенка
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению
050100.62 «Педагогическое образование»
Профиль: «Дошкольное образование. Музыка»
Утверждено на заседании
кафедры педагогики
Психолого-педагогического института
(протокол № 1 от 09 сентября 2013г.)
Зав.кафедрой
____________ Рычкова Н.А.
Автор-составитель: Алябьева Н.В., доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук
Цель курса – формирование профессиональных навыков бакалавра в области физического воспитания, расширение профессионального мировоззрения о роли и месте физического воспитания в педагогическом образовании.
Рабочая программа является частью профессиональной подготовки бакалавров дошкольного профиля и представляет собой изложение содержания курса «Теория и технология физического воспитания и развития ребёнка».
Курс «Теории и технология физического воспитания и развития ребенка» является одним из основных в профессионально-образовательной программе подготовки бакалавров педагогического образования (профиль 050100.62 – Дошкольное образование).
Место дисциплины к структуре ООП ВПО.
Дисциплина относится к дисциплинам профессионального цикла для подготовки бакалавров по указанным направлениям и профилям. Предполагается логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины с другими частями ООП: «Педагогика», «Психология». Освоение дисциплины предшествует учебной практике на старших курсах бакалавриата.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).
В результате освоения дисциплины «Теория и технология физического воспитания и развития ребенка» студенты должны знать:
- теории и технологии обучения и воспитания ребёнка, сопровождения субъектов педагогического процесса;
- закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе на разные возрастные периоды.
Теоретическая и практическая готовность студентов в ходе изучения данного курса должна способствовать формированию у них следующих профессиональных умений в области физической культуры:
- системно анализировать и выбирать образовательные концепции;
- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду.
Владеть:
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы т.д.);
- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Тема 1. Теория и методика физического воспитания
в системе высшего педагогического образования.
Характеристика теории физического воспитания как научной и учебной дисциплины. Место курса в государственных образовательных стандартах в решении важной проблемы - формирования у студентов целостного представления и готовности к профессиональной деятельности.
Теория физического воспитания как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Категориальный аппарат теории физического воспитания: физическое воспитание, спорт, физическое развитие, физическое образование и самовоспитание, физическая рекреация и реабилитация. Определение понятия “физическая культура». Различия этого понятия в ”бытовой” и профессиональной трактовке.
Основные аспекты в понимании физической культуры (как род деятельности, как совокупность предметных ценностей и как персонифицированный результат деятельности). Междисциплинарные понятия, используемые в теории и методике физического воспитания: «развитие», «формирование», «личность», «культура», «социализация».
Место теории физического воспитания в системе человекознания. Связь с философией, социологией, психологией, медициной, педагогикой.
Методология и методы педагогического исследования в теории и методике физического воспитания. Значение научных исследований в области общественных и естественных наук, передовой педагогической практики для развития теории физического воспитания.
Роль Российской академии наук и Российской академии образования в организации научных исследований. Значение научно-методической подготовки в формировании современного специалиста. Организация научной и методической подготовки студентов.
Методология научного познания и определение научных проблем. Характеристика логики развертывания исследования: выявление проблемной ситуации, этапы научно-исследовательской работы, сбор и анализ информации по теме исследования; формулирование рабочей гипотезы; разработка методики исследования; обработка и анализ полученных результатов. Внедрение результатов научной работы в практику работы образовательных учреждений.