В системе высшего педагогического образования.

Методические рекомендации к изучению дисциплины

Б3.В.13

Теории и технологии физического воспитания и развития ребенка

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению

050100.62 «Педагогическое образование»

Профиль: «Дошкольное образование. Музыка»

Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 09 сентября 2013г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.

Автор-составитель: Алябьева Н.В., доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук

Цель курса – формирование профессиональных навыков бакалавра в области физического воспитания, расширение профессионального мировоззрения о роли и месте физического воспитания в педагогическом образовании.

Рабочая программа является частью профессиональной подготовки бакалавров дошкольного профиля и представляет собой изложение содержания курса «Теория и технология физического воспитания и развития ребёнка».

Курс «Теории и технология физического воспитания и развития ребенка» является одним из основных в профессионально-образовательной программе подготовки бакалавров педагогического образования (профиль 050100.62 – Дошкольное образование).

Место дисциплины к структуре ООП ВПО.

Дисциплина относится к дисциплинам профессионального цикла для подготовки бакалавров по указанным направлениям и профилям. Предполагается логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины с другими частями ООП: «Педагогика», «Психология». Освоение дисциплины предшествует учебной практике на старших курсах бакалавриата.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).

В результате освоения дисциплины «Теория и технология физического воспитания и развития ребенка» студенты должны знать:

- теории и технологии обучения и воспитания ребёнка, сопровождения субъектов педагогического процесса;

- закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе на разные возрастные периоды.

Теоретическая и практическая готовность студентов в ходе изучения данного курса должна способствовать формированию у них следующих профессиональных умений в области физической культуры:

- системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду.

Владеть:

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы т.д.);

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Тема 1. Теория и методика физического воспитания

в системе высшего педагогического образования.

Характеристика теории физического воспитания как научной и учебной дисциплины. Место курса в государственных образовательных стандартах в решении важной проблемы - формирования у студентов целостного представления и готовности к профессиональной деятельности.

Теория физического воспитания как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Категориальный аппарат теории физического воспитания: физическое воспитание, спорт, физическое развитие, физическое образование и самовоспитание, физическая рекреация и реабилитация. Определение понятия “физическая культура». Различия этого понятия в ”бытовой” и профессиональной трактовке.

Основные аспекты в понимании физической культуры (как род деятельности, как совокупность предметных ценностей и как персонифицированный результат деятельности). Междисциплинарные понятия, используемые в теории и методике физического воспитания: «развитие», «формирование», «личность», «культура», «социализация».

Место теории физического воспитания в системе человекознания. Связь с философией, социологией, психологией, медициной, педагогикой.

Методология и методы педагогического исследования в теории и методике физического воспитания. Значение научных исследований в области общественных и естественных наук, передовой педагогической практики для развития теории физического воспитания.

Роль Российской академии наук и Российской академии образования в организации научных исследований. Значение научно-методической подготовки в формировании современного специалиста. Организация научной и методической подготовки студентов.

Методология научного познания и определение научных проблем. Характеристика логики развертывания исследования: выявление проблемной ситуации, этапы научно-исследовательской работы, сбор и анализ информации по теме исследования; формулирование рабочей гипотезы; разработка методики исследования; обработка и анализ полученных результатов. Внедрение результатов научной работы в практику работы образовательных учреждений.

Наши рекомендации