Программа управления сетевым взаимодействием на уровне опорной школы.
Процедуры | Уровень опорной школы | Сроки и ответственный |
Организационные | 1.Организация деятельности руководителей школ по обеспечению взаимодействия образовательных учреждений, определения поля, модели, статуса, типа взаимодействия . 2.Организация сетевого взаимодействия учреждений образования и внешнего ресурсного центра в реализации профильной подготовки и подготовке профильного обучения 3.Назначение ответственных за введение профильного обучения. 4.Осуществление конкурсного набора в профильные классы. 5.Организация деятельности членов педагогического коллектива по выявлению предпочтений учащихся. | Директор опорной школы |
Информационные | 1.Ознакомление руководителей школ с нормативно-правовыми документами опорной школы. 2.Ознакомление руководителей с нормативно-правовыми документами проведения профильного обучения. 3.Информирование членов рабочей группы о задачах предстоящей работы. 4.Подготовка информационных материалов (образовательной карты, рекламных текстов по профилям обучения, элективным курсам и др.) для родителей и учащихся 9 классов, сайта опорной школы по профильному обучению, средств массовой подготовки. 5.Информирование родителей и учащихся о целях и содержании профильного обучения 6.Выявление и анализ предпочтений учащихся по изучению профильных курсов, изучения предметов на углубленном уровне. 7.Ознакомление членов педагогического коллектива с нормативно-правовыми документами по вопросу профильной подготовки и профильного обучения. 8.Проверка качества преподавания элективных курсов. 9.Анализ и оценка результатов введения профильной подготовки. 10.Разработка плана-графика проведения информационных мероприятий для учащихся и родителей микрорайона по вопросам профильной подготовки. 11.Информирование членов рабочей группы о задачах предстоящей работы. | администрация |
Кадровые | 1.Обучение учителей методам разработки программ элективных курсов и оценки их качества. 2.Обучение учителей методам проведения профильных проб. 3.Обучение учителей эффективным технологиям преподавания элективных курсов. 4.Разработка и утверждение планов методической работы учителей по профильному обучению. | Заместители директора по УВР |
Мотивационные | 1.Ознакомление с системой показателей для оценки труда учителей опорной школы, осуществляющих профильную подготовку и включение их в общую систему оценки. 2.Ознакомление с системой контроля за ходом и результатами профильной подготовки в опорной школе. | Председатель профсоюзного комитета, директор опорной школы |
Научно-методические | .Разработка плана-графика мероприятий по информированию учащихся и родителей о профильном обучении. 2.Разработка сценариев проведения информационных мероприятий. 3.Разработка рабочего учебного плана профильного обучения. 4.Разработка учебного плана проведения курсов профильной подготовки. 5.Разработка учебного плана профильного обучения. 6.Отбор программ элективных курсов для профильного обучения. 7.Отбор учебников и пособий для преподавания предметов на базовом и профильном уровне. 8.Формирование заявки на учебную литературу. 9.Введение новой системы оценки и вознаграждения труда учителей школы с учетом их участия в профильной подготовке | Заместители директора по НМР |
Нормативно-правовые | 1.Утверждение программ элективных учебных курсов. 2.Утверждение учебного плана профильного обучения. 3.Издание приказов по проведению профильной подготовки. 4.Составление расписания занятий по профильной подготовке 5.Разработка нормативно-правовых документов и приказов по введению профильного обучения. 6.Внесение изменений в устав образовательного учреждения | НМС |
Материально-технические | 1.Определение помещений для проведения курсов профильной подготовки. 2.Подготовка необходимого оборудования для проведения элективных курсов в школе. 3.Оборудование лекционных залов, компьютерных классов, лабораторий и других помещений | Заместители директора по УВР |
Финансовые | 1.Определение источников поощрения педагогов, осуществляющих профильное обучение | Директор опорной школы |
Гимназия как опорная школа обладает ресурсами, позволяющими ей успешно выступать в роли опорной школы в сетевом взаимодействии.
Кадровые ресурсы. Гимназия укомплектована педагогическими кадрами полностью, профессионализм кадров достаточно высок. 87,5% учителей и 100% заместителей директора имеют высшую и первую квалификационную категорию, 3 учителя имеют звание «Заслуженный учитель РФ», 16 учителей награждены знаком «Отличник народного просвещения РФ», и «Почетный работник общего образования», 97% с высшим образованием, 75% владеют компьютерными технологиями, 3 педагога стали победителями в ПНПО, администрация гимназии победила в областном конкурсе грантов в номинации «управление ОУ», учитель Кирпиченко С.Г. -победитель четвертого конкурса грантов управления образования и науки Белгородской области в номинации «Формирование духовно-нравственной культуры молодежи»
Непрерывное обучение педагогических кадров, повышение их квалификации выступает в качестве ключевого элемента, обеспечивающего развитие гимназии как опорной школы.
Повысили квалификацию через систему курсовой подготовки в 2007г 13 (23%) педагогов, в 2008г. -4 (7%).6 педагогов опубликовали методические разработки в сборниках научно-методических конференций, 1 в предметном научно-методическом журнале.
В ходе мониторинга успешности педагогических кадров опорной школы выявлены уровни методического мастерства учителей, затруднения в работе педагогов, которые определяет направления методической работы с кадрами на учебный год.
Анализ профессионализма кадров гимназии как опорной школы позволяет говорить о достаточно хорошей методической подготовке учителей, ученики и выпускники которых регулярно показывают высокие достижения и возможности оказывать методическую поддержку и помощь учителям других школ.
Информационно-методические ресурсы. В гимназии стали традиционными теоретические и практические семинары в рамках гимназии «Системное мышление учащихся», «Современные образовательные технологии и ИКТ», «Педагогические техники», на базе гимназии проводятся семинары городские и областные, курсы повышения квалификации, обмен опытом. Педагоги успешно обобщают педагогический опыт работы на уровне гимназии, города и области, осуществляют самообразование на основе свободной индивидуальной методической деятельности, участия в конкурсах грантов, мастер-классах, едином методическом дне, курсовой подготовке, участии в методических семинарах и конференциях. Составлены банки передового педагогического опыта. Активно работают предметные методические кафедры и МО учителей. Учителя успешно участвуют в опытно-экспериментальной деятельности по темам «Формирование системного мышления учащихся», «Формирование и реализация личностного потенциала учащихся», «Организация детского самоуправления», апробируют учебные комплексы Б.С.Дыхановой, УМК физики, УМК георгафии.
Гимназия обладает организационными ресурсами. Квалифицированный аппарат управления опорной школы начал работу по взаимодействию гимназии с «Союзом гимназий России» через обмен опытом, дистанционное обучение, управление процессом самообразования педагогов; создает условия для своевременного и постоянного повышения профессионального мастерства педагогов через курсы повышения квалификации, работу школьных, городских методических объединений и семинаров, через систему обобщения педагогического опыта, участие в методической работе гимназии, партисипативность управления гимназией, регулярные публичные отчеты гимназии по реализации программы развития гимназии.
Мотивационные ресурсы. Через развитие мотивов интеллектуального плана, моральное и материальное поощрение педагогов из 2% директорского фонда, муниципальное стимулирование педагогов за счет муниципального бюджета по 15 направлениям, стимулирующей части оплаты труда педагогических работников, развитие внутренних мотивов на активную инновационную деятельность, оснащение кабинетов современными информационными средствами обучения достигается творческий подход к работе в гимназии.
Научно-методические ресурсы. Гимназия привлекает научных руководителей к руководству ОЭР. Руководитель опытно-экспериментальной работой «Формирование системного мышления учащихся» д.п.н., профессор Т.М.Давыденко. Руководитель экспериментом «Обучение литературы по авторской программе Б.С.Дыхановой»Б.С.Дыханова, д.ф.н., профессор, Воронежский гос.пед.университет, привлекает конкультантами в работе предметных кафедр и МО преподавателей ВУЗа, сотрудничает в направлении работы с одаренными детьми и тп.
Материально-технические ресурсы подняли работу гимназии на новый технологический уровень. В гимназии стабильно функционируют локальная сеть, используются Интернет-ресурсы. 16 автоматизированных рабочих мест учителя предметных кабинетов, автоматизированные рабочие места администрации, 2 компьютерных класса, мультимедийный сетевой обучающий класс с расширенными лингафонными функциями, 1 лингафонный кабинет, видеоконференц-связь, теплица, учебно-опытный участок, оборудование учебных кабинетов и мастерских, 50 компьютеров создают условия для использования современных инновационных технологий в работе каждого члена коллектива гимназии.
Нормативно-правовые ресурсы. Директивные и нормативные документы регионального и муниципального уровня, локальные акты гимназии, программа развития, образовательная программа гимназии, Устав гимназии, учебный план гимназии, план работы гимназии, планы совместной деятельности с образовательными учреждениями микрорайона, ВУЗами, учреждениями дополнительного образования создают условия для работы опорной школы в правовом поле. Оперативные и стратегические нормативные документы, информационный банк гимназии позволяют оперативно управлять опорной школой в режиме развития.
Учебные ресурсы. Гимназия реализует программы начального, основного, среднего общего образования, программы профильной и углубленной подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла (географии, русского языка, немецкого языка, математики, экономики, права, обществознания). Открыты профили обучения: социально-экономический, филологический, универсальный, планируется открытие физико-математического профиля. В гимназии функционирует библиотека, каждый учебный кабинет имеет учебные материалы на электронных носителях. В рамках работы «Союза гимназий России» налаживается постоянная видеоконференц- связь.
В гимназии разработана и реализуется программа развития, методологической основой которой является системный подход. В программе предусмотрены направления работы:
· система внутришкольного управления;
· деятельность, направленная на сохранение здоровья обучающихся и формирование здорового образа жизни;
· деятельность, направленная на получение основного и среднего образования;
· деятельность педагогического коллектива по совершенствованию системы воспитания школьников;
· работа со школьниками, обладающими высокой мотивацией к обучению;
· инновационная и опытно-экспериментальная деятельность;
· методическая работа.
В гимназии реализуются комплексно-целевые программы «Формирование системного мышления учащихся», КЦП «Формирование и реализация личностного потенциала учащихся», КЦП «Одаренные дети», программам «Учись учиться, программа воспитания, программа духовно-нравственного воспитания молодежи».